Инновационное развитие городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить роль инвестиций в развитии малых городов и исследовать теоретическую базу формирования инвестиционной стратегии развития малых городов;
2) определить наиболее значимые факторы и условия, определяющее инвестиционное развитие малых городов;
3) сформулировать инвестиционную стратегию развития муниципального образования города Серпухова;
4) определить приоритетные направления инвестиционной политики в малых городах;
5) разработать рекомендации по управлению инвестиционным процессом в малых городах.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционного развития малых городов
1.1 Государственное управление инвестиционной деятельностью: сущность, формы и методы.
1.2 Классификация малых городов
1.3 Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов и возможности их совершенствования

Глава 2. Социально-экономические условия стратегии развития муниципального образования города Серпухова
2.1 Тенденции социально-экономического развития города Серпухова
2.2 Анализ деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности города
2.3 Анализ проблем инвестиционного развития города Серпухова (в контексте малых городов)

Глава 3. Формирование системы управления инвестиционного развития малых городов
3.1 Рекомендации по формированию инвестиционной привлекательности малых российских городов
3.2 Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования города Серпухова
3.3 Направления и пути активизации инвестиционного процесса в малых городах
Заключение

Работа содержит 1 файл

инновационное развитие городов ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

     1) установлении определенной автономии  бюджета развития по отношению  к остальным разделам муниципальных ирегиональных и федеральных бюджетов;

     2) четком определении целей и  границ привлечения и расходования  средств бюджета развития;

     3) определении субъектов - участников  формирования и расходования  средств бюджета развития;

     4) установлении системы финансового  контроля над бюджетом развития;

     5) определении форм взаимодействия  бюджета развития с другими  инвестиционными институтами города.

     Бюджет  развития города полностью финансируется  из бюджета города и в большинстве своем идет на покрытие капитальных расходов или закрывает брешь в текущем бюджете города.

     Развитие  малого и среднего бизнеса в малых  городах также сопряжено с  проблемами, которые вытекают из особенностей социально - экономического состояния той или иной территории и выражаются, как правило, в ограниченности платежеспособного спроса населения, вызванной его наибольшей численностью и низкими доходами. Это, а также удаленность от транспортных магистралей и крупных городов - потребителей продукции приводит к тому, что производственный малый бизнес представлен в малых городах, как правило, достаточно слабо.

     Те  же самые факторы делают города малопривлекательными для сторонних инвестиций, которые могли бы стать наиболее притягательными для малого и среднего бизнеса. В результате основным направлением предпринимательства в малых городах является торговля.

     Другая  особенность малого города - недостаточно развита банковская инфраструктура. Как правило, здесь открываются местные отделения только 1-2 банков, головные офисы которых размещаются в крупных городах. Это обстоятельство затрудняет доступ малых предприятий к финансово - кредитным ресурсам - банки предпочитают иметь дело с предприятиями, которые им хорошо знакомы и в которых они всегда могут легко проконтролировать ход реализации бизнес - проектов. С предприятиями же, которые находятся в малых городах, банкам работать неудобно.

     Указанные проблемы отражаются на формировании трудового потенциала малых городов. По оценочным данным, в более чем 50% малых муниципальных образований  смертность превышает рождаемость  почти в 2 раза. Основные причины - низкий уровень жизни, неуверенность людей в своем экономическом будущем, низкое качество городской среды.

     Оставляет желать лучшего и качество миграционных потоков: выезжают в основном трудоспособные люди с высшим образованием, а также молодежь, а приезжают лица предпенсионного возраста без востребованной на рынке труда квалификации.

     Не  уделяется должного внимания в малых  городах и регулированию деятельности предприятий - монополистов. Существующая неэффективная система тарифного  регулирования не позволяет находить и поддерживать баланс интересов производителей, муниципалитета, потребителей и инвесторов.

     Следует отметить недостатки инвестиционной политики города. На основании анализа теоретических и организационных аспектов управления инвестиционной деятельностью, учитывая законодательные основы и существующий механизм взаимодействия участников инвестиционной деятельности, оценивая их преимущества и недостатки: необходимо отметить, что основные трудности при проведении инвестиционной политики на территории города создает несовершенство система нормативно-правового регулирования инвестиций.

     Основу  этой системы в настоящее время  составляют большое количество ведомственных указаний, постановлений и распоряжений, которые до сих пор определяют механизм работы государственных, муниципальных и надзорных органов. Отличительная особенность этих документов состоит в том, что они, по сути своей, являются запретительными (на все необходимо получать разрешения) и не направлены на привлечение инвестиций.

     Призванные  способствовать привлечению инвестиций и упрощению порядка получения разрешений на строительство, нормативные акты содержат много дублирующих и противоречивых положений. В значительной мере это произошло потому, что изданы они различными министерствами и ведомствами, органами представительной и исполнительной власти.

     Также возникает недостаток в документах, предусматривающих меры стимулирующего характера в виде налоговых и таможенных льгот, нормативных правовых документов, наделивших субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления правом в пределах своей компетенции предоставлять инвесторам льготы и гарантии; осуществлять финансирование; оказывать иные формы поддержки инвестиционных проектов.

     Проведя анализ вопросов местного значения и  полномочий органов местного самоуправления, которые предусмотрены Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выявило ключевые проблемные моменты, которые не позволяют в настоящее время органам местного самоуправления непосредственно участвовать в управлении инвестиционной деятельностью.

     Распределение функций и задач муниципалитетов  по структурным подразделением показывает, что из всего комплекса необходимых полномочий и функций на уровне муниципальных образований, для управления инвестиционной деятельностью, присутствует лишь функция по разработке предложений по формированию и реализации инвестиционной политики и инвестиционных программ.

     Что касается сопровождения и контроля за ходом реализации инвестиционных проектов и инвестиционных программ - полномочия у органа местного самоуправления отсутствует.

     По  сути, получается, что на территории города инвесторы реализуют инвестиционные проекты, а администрация юридически не имеет полномочий по их сопровождению и не владеет информацией об их реализации.

     С учетом вышеизложенного, для решения  данной проблемы необходимо сформировать структуру организационно-экономического механизма управления инвестиционной деятельностью, которая позволила бы:

     1) наделить органы местного самоуправления  полномочиями по сопровождению  и контролю за реализацией  инвестиционных проектов;

     2) законодательно утвердить функцию  по ведению базы данных инвестиционных проектов для органов местного самоуправления муниципальных образований, которая должна быть синхронизирована с региональным уровнем;

     3) разработать в каждом муниципальном  образовании программу комплексного  социального и экономического развития, мероприятиями которой должны быть как бюджетные, так и внебюджетные проекты;

     4) разработать и утвердить программу  подготовки кадрового состава  органов местного самоуправления;

     5) создать в структуре экономических  служб администраций муниципальных  образований штатные единицы для ведения этой работы;

     6) осуществлять управление и контроль  за ходом реализации мероприятий  программ комплексного социального и экономического развития муниципальных образований посредством инструмента управления инвестиционной деятельностью.

     Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующий  круг проблем, которые характерны для  малого российского города:

     1. Узкая хозяйственная специализация.

     2. Высокий износ оборудования, техническая  отсталость производства.

     3. Неразвитость инфраструктуры, как важной предпосылки для вхождения в рынок туристических услуг.

     4. Слабая подготовленность к вхождению  в рыночные отношения.

     5. Неблагоприятная демографическая  ситуация.

     6. Слабая реализация программы  развития малого предпринимательства  (создание новых рабочих мест).

     7. Низкая материально - техническая  оснащенность учреждений здравоохранения,  износ зданий учреждений образования  и культуры.

     Анализ  состояния развития социальной и  инженерной инфраструктуры позволяет  сделать следующие выводы.

     Уровень развития и состав инфраструктурных объектов существенно отстает от потребностей постоянного населения, характер развития городской среды и ее состояния, не являются привлекательными для посещения отечественными и, особенно, иностранными туристами.

     Происходит  ускоренная деградация материальной базы городов, особенно жилищно - коммунального хозяйства.

     Таким образом, в малых городах переплетается  сложный комплекс проблем, связанных с повышением комфортности исторической городской среды для проживания, развития культурной и деловой активности, роста инвестиционной привлекательности, с укреплением экономической базы, обеспечением условий устойчивого саморазвития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Формирование системы  управления инвестиционного  развития малых городов

     3.1 Рекомендации по формированию инвестиционной привлекательности малых российских городов

     В условиях развития рыночных отношений  для эффективного функционирования субъектов хозяйствования важным является адаптация к рыночным условиям на основе способности определения стратегии развития.

     Анализ  публикаций и практических разработок стратегии развития малых городов  показывает, что не уделяется достаточного внимания не только разработке, но и  самому процессу реализации стратегии  экономического развития.

     Следует отметить, что разработка стратегии в значительной степени предопределяет эффективность функционирования города, то есть является предпосылкой, но сама по себе она еще не гарантирует эффективной работы. Стратегия представляет собой способ прогнозирования будущих проблем и возможностей их решения, являясь основой для принятия управленческих решений, определение путей практической деятельности, снижение риска.

     Формирование  целей и задач стратегии развития малых городов должно базироваться на изучении, прежде всего, внешней среды, включающей конъюнктуру рынка, спрос и предложение, поскольку в рыночной экономике эти факторы, прежде всего, определяет необходимость и возможность эффективного функционирования субъекта хозяйствования.

     Без цели удовлетворения рыночного спроса не может быть сформулирована стратегия экономического развития города. Исходя из этого главного концептуального положения формирования стратегии экономического развития, должны определять цели и задачи, осуществлять выбор приоритета. На основе общей цели и задач стратегии экономического развития разрабатывается стратегия инвестиционной деятельности и прогнозирование потребности общего объема инвестиционных ресурсов. Важным этапом является определение приоритетных направлений инвестирования и изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников.

     Анализ  показывает, что существующие методические подходы к определению приоритетных направлений инвестирования не рассматривают  вопросы оптимизации уровня соотношения  источников формирования инвестиционных ресурсов и определения порогового значения реализации инвестиционных проектов и программ, а также определения возможных потерь на основе изучения внутренних и внешних факторов, которые создают рисковые ситуации. Обобщающим итогом является получение эффекта от реализации инвестиционной стратегии. Поэтому задачей органов управления развитием малых городов в реальных рыночных условиях должно стать управление производственно - экономическим состоянием города на заданном периоде времени таким образом, чтобы достигнуть минимально возможного отклонения предложения от спроса, но в то же время получения максимальной отдачи от вложения средств с минимальными рисковыми ситуациями. Экономический рост, в свою очередь, проявляется в постоянном увеличении реального дохода на основе роста объема производства и удовлетворения спроса за счет повышения технологической и социальной характеристики хозяйствующего субъекта.

Информация о работе Инновационное развитие городов