Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа
Цель работы заключается в разработке методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить роль инвестиций в развитии малых городов и исследовать теоретическую базу формирования инвестиционной стратегии развития малых городов;
2) определить наиболее значимые факторы и условия, определяющее инвестиционное развитие малых городов;
3) сформулировать инвестиционную стратегию развития муниципального образования города Серпухова;
4) определить приоритетные направления инвестиционной политики в малых городах;
5) разработать рекомендации по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционного развития малых городов
1.1 Государственное управление инвестиционной деятельностью: сущность, формы и методы.
1.2 Классификация малых городов
1.3 Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов и возможности их совершенствования
Глава 2. Социально-экономические условия стратегии развития муниципального образования города Серпухова
2.1 Тенденции социально-экономического развития города Серпухова
2.2 Анализ деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности города
2.3 Анализ проблем инвестиционного развития города Серпухова (в контексте малых городов)
Глава 3. Формирование системы управления инвестиционного развития малых городов
3.1 Рекомендации по формированию инвестиционной привлекательности малых российских городов
3.2 Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования города Серпухова
3.3 Направления и пути активизации инвестиционного процесса в малых городах
Заключение
2.1
Тенденции социально-
В
настоящее время город Серпухов
является одним из крупнейших промышленно
- хозяйственных центров
На долю машиностроения и металлообработки приходится 45% от общего объема промышленной продукции, пищевую - 22 %, химическую -16%, легкую и текстильную -4 %.
На территории города зарегистрировано порядка 100 крупных и средних предприятий и около 800 предприятий малого бизнеса.
Работают научные учреждения: НИИ нетканых материалов, разработка мотоциклетной техники, проектирование жилых и гражданских зданий, научно - производственное предприятие по разработки и производству оборудования для АЗС, системы охранной сигнализации, институт инженерной физики.
В городе производится более 50 наименований продукции: системы управления для зенитно-ракетных и артиллерийских комплексов морского и берегового базирования, универсальные пульты управления для магистральных и маневровых тепловозов, химические волокна и нити, швейные изделия, теплоизоляционные материалы, железобетонные изделия, металлоконструкции, конденсаторы, топливораздаточные колонки, медицинская техника и другая продукция.
В структуре промышленного производства города в 2009 году против 2008 года увеличилась следующая доля отраслей:
химической - на 2,7% в связи с ростом объемов производства;
электротехнической - на 1% ; прочих - на 2,9%;
Из 30 промышленных предприятий в 2009 году - 18 предприятий (60 % от общего количества промышленных предприятий, за 2007год - 70%) имели объемы отгрузки выше уровня 2008 года. Таким образом, в связи со сложной экономической ситуацией, снизилось количество предприятий, наращивающих объемы производства. Основное снижение объемов отгрузки пришлось на декабрь 2008 года, тогда как по результатам 11 месяцев 2008 года 20 предприятий имели объемы отгрузки выше уровня предыдущего года.
В финансовой области города в 2009 году из 74 предприятий и организаций крупного бизнеса всех сфер городской экономики 53- получили прибыль в общей сумме 1067 тыс. руб. Наибольшая доля принадлежит предприятиям промышленности - 752 млн. руб. (70% от общей суммы прибыли). Уменьшилось количество предприятий, получивших убытки по результатам хозяйственной деятельности - с 15 в 2007 году до 13 в 2008 году.
За
2009 год промышленными
Стабилизация финансового положения, экономический рост, достигнутый за последние годы в городе Серпухове, стали залогом повышения благосостояния жителей города. Средняя заработная плата по городу выросла за 2009 год на 32,5% в сравнении с 2008 годом и составила 18295 руб. В сравнении со среднеобластным уровнем среднемесячная зарплата в городе Серпухове остается ниже на 21%.
Анализ уровня жизни населения показывает, что в 2008-2009 годах уровень заработной платы превышал величину прожиточного минимума более, чем в 3 раза.
В конце 2008 года Московская область, в том числе и город Серпухов, перешли на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений. По настоящее время в городе разработаны и приняты 25 постановлений Главы города по повышению уровня заработной платы работникам бюджетной сферы. Темп роста заработной платы составил в учреждениях: образования - 180%, здравоохранения - 133,9%, молодежной политики 130,7% , культуры - 135,6% .
Главный приоритет экономической стратегии города - диверсификация экономики в направлении производства и повышения конкурентоспособности.
Проведем стратегический анализ конкурентоспособности города Серпухова по отдельным факторам с целью выявления, с одной стороны, собственных сильных и слабых сторон (внутренняя среда), а с другой стороны, определения возможностей и угроз, содержащиеся во внешне среде.
Полученные выводы интегрируются в соответствии с принципами SWOT - анализа, который позволяет ответить на четыре основных вопроса:
1.
Каковы сильные стороны
2.
В чем слабые стороны, в чем
уступает потенциальным
3. Какие возможности существуют для будущего развития?
4. Какие потенциальные опасности наиболее вероятны в будущем?
Важнейшими внутренними движущими силами развития являются: экономическая база города, ее рост и диверсификация; высокая концентрация научно-технического, образовательного и культурного потенциала. Извне на город влияют, как региональная политика государства на областном и федеральном уровнях, так и глобальные изменения, происходящие в мире.
Объективный процесс интеграции Серпухова в мировую экономику, науку, культуру, вынуждает его конкурировать с другими городами за инвестиции, квалифицированную рабочую силу, в предоставлении более высокого уровня жизни населению. Чтобы выдержать конкуренцию, городу необходимо в правильном направлении использовать свои внутренние движущие силы, наилучшим образом позиционироваться на российском (региональном) ранках, не ошибаться при выборе перспективной специализации, и, в стратегическом плане правильно спрогнозировать новые потребности и технологические прорывы.
На основе проведенного SWOT - анализа были выявлены сильные и слабые стороны города Серпухова, его возможности и предполагаемые угрозы его развитию, а также главная стратегическая цель, определены точки роста и контрольные показатели на 2012 год.
Исходя из проведенного анализа, выявлены те проблемы, которые мешают развитию бизнеса. Их можно разделить на два основных вида. Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внутренних ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде предпринимателей. На рисунке 2.5 схематизированы актуальные проблемы малого бизнеса с учетом местных условий.
Таким
образом, из проведенного анализа следует,
что по своему функциональному типу
(профилю) Серпухов является городом
преимущественно
Следует также отметить, что по принятой классификации городов по величине малыми считаются города с населением до 20/50 тысяч жителей, средними - от 50/20 до 100 тыс., большими - от 100 до 250 тыс. человек. Серпухов, таким образом, имея в 2009 году население 133,3 тыс. человек, уже перерос границы среднего города, но не получил развития до верхней границы большого города. При этом следует отметить, что население города сокращается за счет естественной убыли населения.
Таким образом, стратегически дальнейшее развитие Серпухова может идти по двум направлениям:
1.
Развитие производственно-
2.
Развитие социальной сферы и
человеческого потенциала
2.2 Анализ деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности города
На сегодняшний день инвестиционная привлекательность Серпухова имеет достаточно высокий рейтинг.
Она определяется следующими факторами:
1.
Выгодное экономико-
2.
Серпухов, обладающий высокоразвитым
промышленным и научно-
3.
Располагает свободными
4.
Входит в зону действия
5.
Богатейшее историческое и
6.
В городе есть инфраструктура,
содействующая развитию
Следует отметить, что интерес у потенциальных инвесторов к городу значительно возрос после того, как в практику работы администрации стали активно внедряться новые технологии управления, такие как стратегическое планирование, маркетинг и др. Были разработаны положения «Об инвестиционной деятельности на территории города Серпухова», «О налоговом кредите».
В стратегическом плане определены цели, задачи, принципы, основные направления, механизмы и ресурсы развития города. Изложены предложения для потенциальных инвесторов по социальному и экономическому развитию. Эти предложения связаны с перспективными направлениями развития, основаны на эффективном использовании промышленных, кадровых ресурсов города.
Информация о теоретических разработках по стратегическому планированию, а также позитивные примеры реализации стратегии распространяется на всю Россию через публикации, в средствах массовой информации и на собственном веб-сайте города в Интернете. Это, несомненно, повышает интерес, о чем свидетельствует начало реализации нескольких крупных инвестиционных проектов.
За 2008 год в развитие экономики и социальной сферы города направлено инвестиций в сумме 2876,09 млн. руб., что к уровню прошлого года составило 72,8%.
По источникам финансирования инвестиции распределились следующим образом:
1. Из федерального бюджета - 3,33 млн. руб. Из них:
- Серпуховский военный институт ракетных войск - 2,38 млн. руб.;
-
закупка оборудования для
2. Из областного бюджета - 76,05 млн. руб. (что к уровню прошлого года составляет 26,1 %). Из них:
- на реконструкцию транспортной развязки 200 м. автодороги «подход к г. Серпухову» - 1,4 млн. руб.;
- на закупку оборудования для учреждений образования, здравоохранения, культуры, других муниципальных учреждений - 17,68 млн. руб.;
-
на строительство напорно-
- на приобретение оборудования для станции по борьбе с болезнями животных - 0,22 млн. руб.;
-
на обеспечение жилой площадью
детей- сирот и детей,
-
на реконструкцию
- на мероприятия по приведению инфраструктуры уличного освещения в надлежащее техническое состояние - 17,58 млн. руб.
3. Из местного бюджета - 32,04 млн. руб., в том числе:
-
на реализацию муниципальной
целевой программы «
-
на закупку оборудования для
учреждений образования,