Инновационная деятельность промышленного предприятия в сфере производства машин и оборудования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое обоснование инновационной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

сущность системы менеджмента на предприятии;
комплексный анализ технико-экономических показателей предприятия за 2007-2008 гг.;
анализ системы управления персоналом;
анализ эффективности инновационной деятельности;
разработка мероприятий по улучшению инновационной деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 636.00 Кб (Скачать)

  Введение

    Сегодня, когда с российского рынка  ушло подавляющее большинство зарубежных конкурентов, отечественные товаропроизводители  вступили в борьбу за потребителя  между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем  в этой борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

    С начала реформирования экономики России прошло почти десять лет. Практически на всех адаптировавшихся к рынку предприятиях созданы отделы коммерции и маркетинга, которые осуществляют связь с потребителями; введены новые системы управленческого учета, направленные на выявление реальной картины финансово-экономического состояния предприятия.

    Практика  успешно развивающихся в инновационном  плане компаний показывает, что процесс  разработки новой продукции должен пройти пошаговую схему, состоящую  из множества последовательных этапов. При таком подходе к разработке новой продукции рыночный риск значительно снижается. В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счёт развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста[3].

    Актуальность  данной темы для современного менеджмента  весьма велика, т.к в связи с  глобальным экономическим кризисом правительство задумалось о том, чтобы наконец перевести экономику  страны с сырьевой основы на инновационную, вкладывая деньги в развитие различных отраслей науки.

    Целью данной работы является теоретическое  обоснование инновационной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • сущность системы менеджмента на предприятии;
    • комплексный анализ технико-экономических показателей предприятия за 2007-2008 гг.;
    • анализ системы управления персоналом;
    • анализ эффективности инновационной деятельности;
    • разработка мероприятий по улучшению инновационной деятельности предприятия.

    Объектом исследования является ОАО «Ливгидромаш», предметом – инновационная деятельность и управление ею. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. РОЛЬ  И МЕСТО ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

     1.1     Сущность системы менеджмента

     Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя.

     Система управления (СУ) – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации [10].

     Для системы управления организаций необходимо:

    • разработать миссию организаций;
    • распределить функции производства и управления;
    • распределить задания между работниками;
    • установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
    • приобрести или модернизировать технологию производства;
    • наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
    • организовать производство.

     Осуществление перечисленных мероприятий требует  создания СУ, которая должна быть согласована с системой производства организации (рисунок 1).

Организация
система управления
производством обслуживающей деятельностью Управленческой  деятельностью
система производства

 
Рисунок 1 - Система управления организаций

      СУ состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления (рисунок 2)

 

элементэээээ 

 
 
 
 

 

 

 
Рисунок 2 - Структура элементов системы управления организацией

     Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.

     Процесс управления – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

     Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала. 
Техника и технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

     Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления – как явление. Все элементы, входящие в СУ, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом.

     Основными элементами, составляющими систему управления компанией, являются: цель, процесс управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип, организационные отношения, функция, технология, решение, характеристики информационного обеспечения, система документооборота, организационная структура.

     Цель – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании.

     Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели.

     Метод – способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива.

     Коммуникации – процесс взаимодействия или противодействия в системе «человек – человек», «человек – компьютер» посредством передачи информации.

     Задача  – конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения.

     Закон – необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Бывают законы природы, общественного развития и общественных институтов (государств). Законы не имеют альтернатив.

     Принцип – основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Принципы имеют альтернативы.

     Организационные отношения – различные виды воздействий на человека, в том числе административные, функциональные, патронажные.

     Функция – порученная человеку работа, услуга или обязанность.

     Технология  – совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций.

     Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к выводу или действиям. Характеристики информационного обеспечения – параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации.

     Функциональные  структуры – схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности компании.

     Система документооборота – принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов.

     Организационная структура – схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей.

     Взаимосвязь элементов системы управления схематично изображена на рисунке 3. 
 

 

 

 

Рисунок 3 - Взаимосвязь элементов системы управления

     Цели  компании разделяют на группу конкретных задач, которые объединяют по сфере  деятельности: экономические, технические, социальные, экологические задачи и т. д.

     Для решения задач формируют набор  функций или операций, которые необходимо выполнить. Так, для решения экономических задач необходимо выполнение следующих функций: бухгалтерский учет, труд и заработная плата, маркетинг и др.

     Для решения ряда различных задач  могут потребоваться одинаковые функции. Поэтому весь набор функций анализируется, группируется и затем составляется функциональная структура компании. В зависимости от условий функционирования компании процесс выполнения функций может быть циклическим и разовым, непрерывным и дискретным, последовательным и параллельным.

     Выбранная схема процесса определяет приоритет  тех или иных организационных  отношений. Исходя из функциональной схемы, процесса и организационных отношений, определяют состав персонала по численности  и квалификации. Этих данных достаточно, чтобы построить организационную структуру управления (линейно-функциональную, иерархическую, матричную и др.).

     Зная  перечень всех должностей, выполняемых  функций и подчиненность, можно  рассчитать техническое оснащение  рабочего места персонала. После  этого в соответствии с делегированными полномочиями работники могут разрабатывать, согласовывать, принимать, утверждать и реализовывать решения. Кроме того, практически на все элементы распространяются законы и правила (принципы) профессиональной деятельности. С этого момента компания считается приступившей к работе[10]. 

     
    1. Специфика управления в сфере производства насосов, компрессоров и гидравлических систем.
 

     Эффективное функционирование промышленных предприятий  в современных экономических  условиях определяется оперативностью и качеством принимаемых решений на всех уровнях иерархии системы управления. Принятие точных управленческих решений невозможно без наличия полной и достоверной информации о потенциальных возможностях предприятия и всех особенностях производственного процесса.

     Известно, что в настоящее время управленческий персонал промышленного предприятия  испытывает значительную информационную перегрузку и одновременно информационный голод. Переход на рыночные условия  хозяйствования резко усложнил задачу управления производством. Эффективность производства в настоящее время, как никогда зависит от полноты и достоверности информации, используемых в решениях линейных руководителей, т.е от работы административного аппарата управления. Недостатки в его работе стали очевидным препятствием на пути повышения эффективности производства При оценке экспертов причины внутренних кризисов – это слабые звенья в управлении, которые гораздо опаснее, чем устаревшее оборудование. Ошибки в выборе профиля предприятия (95%) , отсутствие стратегического планирования (75%) и плохое управление  - самые распространённые причины кризисов на предприятиях. В этих условиях для оперативного управления процессом производства руководители различных уровней вынуждены созывать специальные производственные совещания, которые имеют разные названия (диспетчерские, оперативные, планёрки и др.), но одну цель: получить более или менее достоверную информацию о фактическом состоянии производственного процесса, величинах и причинах срыва нормативных заданий и выдать директивные указания (управленческие решения) для ликвидации этих срывов. Исследования, проведенные на промышленных предприятиях, показывают, что эффективность таких совещаний как правило низкая. В конце такого совещания руководитель, не получив ясной и объективной оценки состояния дел, не установив фактических причин и виновников срыва нормативных заданий, вынужден принимать так называемые «волевые» решения. Результат этого – ошибки в планировании и управлении [3].

Информация о работе Инновационная деятельность промышленного предприятия в сфере производства машин и оборудования