Исходя
из изложенного можно предложить
следующие пути решения:
- Создание
в рамках институтов развития механизма
финансирования малых и средних
инновационных предприятий, которые
в настоящий момент дискриминированы,
так как не имеют доступа к государственным
инвестициям, а средства коммерческих
банков как правило предлагаются по цене
сопоставимой со средней рентабельностью
по отрасли.
- Трансформация
органов управления конкретными PPP в направлении
участия в них представителей предприятий
и общества (прежде всего представителей
трудовых коллективов и местных жителей).
Причем речь должна идти о реальных полномочиях
и ответственности лиц, выбранных в соответствии
с легетимной процедурой. Деятельность
соотвествующих органов управления (например,
советов директоров управляющих компаний)
должна носить публичный характер. Поскольку
цели PPP как таковых не являются коммерческими,
управляющие компании не должны быть коммерческими
организациями.
- В рамках
некоторых РРР (в частности, Особых экономических
зон) наряду с целевым сотрудничеством
в области инновационного бизнеса должны
быть начаты программы по развитию жилищной,
образовательной и социальной инфраструктуры,
основанные на принципах PSPP, причем участие
общества (не только руководства предприятий,
но даже в большей степени представителей
семей сотрудников, местных общин и т.д.)
из вспомогательного должно стать основным.
- Следует создать
механизмы участия государственных научных
и образовательных центров в инновационных
РРР, нацеленных на следующие цели: во-первых,
расширения проектной кооперации между
научными центрами и предприятиями, а
во-вторых учета запросов предприятий
при определении исследовательских и
учебных программ, в-третьих, расширения
участия высококвалифицированных сотрудников
инновационных предприятий в исследовательской
и образовательной деятельности, которая
должна поощряться соответсвующим налоговым
режимом. Также должно быть поощрено проведение
государственными образовательными и
научными учрежденими практики и исследований
на базе инновационных предприятий (в
том числе частных).
- В стратегически
важных для государства областях, где
тем не менее экономически неэффективно
создание больших (в том числе государственных)
корпораций и предприятий следует рассмотреть
возможность сочетания принципов государственно-частного
партнерства (предполагающего в том числе
вхождение государственных институтов
развития в число акционеров) и протекционистских
мер, предусмотренных, например, «Планом
первоочередных мероприятий по развитию
станкоинструментальной промышленности
на период до 2011 года» утвержденного приказом
Минпромэнерго России от «27» декабря 2007
г. №575, но главный акцент должен делаться
на развитие инновационной инфраструктуры
и создание «благоприятно среды» для малого
инновационного бизнеса.
- В значительной
степени следует пересмотреть процедуру
экспертизы и оценки инвестиционных проектов
в инновационной сфере. В некоторых случаях
эту процедуру уместно сделать открытой
и публичной. В некоторых – отказаться
от принципа «незаинтересованной» экспертизы,
вводя экономическую ответственность
эксперта за провал проекта и заинтересованность
в его успехе. Богатая практика такого
рода имеется в опыте иностранных венчурных
структур.
- Наряду с
государственными инвестициями в создание
сложных «интегральных» конечных изделий
(например, среднемагистрального лайнера
или истребителя пятого поколения) уместно
рассмотреть возможности для государственно-частного
партнерства в создании сетей малых предприятий
(Job shops), использующих современные технологии
(например, современное технологическое
оборудование) или экологически чистые
источники энергии. В последнем случае
может быть использован опыт некоторых
штатов США и Германии, где правительство
компенсирует предприятиям и частным
лицам часть затрат на приобретение солнечных
и ветряных источников энергии или закупает
электроэнергию, произведенную экологически
чистыми источниками по более высокой
выкупной цене, делая соответствующие
предприятия более рентабельными. Аналогичная
схема или схема возвращения части налогов
может быть использования при обретении
малыми предприятиями технологического
оборудования. Причем предпочтение при
таких льготных покупках может отдаваться
оборудованию частично или полностью
произведенному в России.
- При формировании
пакета мер по поощрению ввоза в Россию
импортного технологического оборудования
не должен дискриминироваться отечественный
производитель (например, за счет введения
повышенных таможенных пошлин на импортные
комплектующие и компоненты), причем системная
интеграция в России оказывается экономически
невыгодной, что в конечном счете бъет
и по интересам заказчиков, так как для
них повышается цена сервиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итоги данной работы следует во-первых
подтвердить общий вывод о
необходимости развития государственно-частного
партнерства, как важнейшего условия «перевода
экономики страны на инновационные рельсы».
Создаваемые в настоящее время «институты
развития» (Особые экономические зоны,
Банк развития, Венчурные и инвестиционные
фонды и другие) как и федеральные целевые
программы могут успешно функционировать
только при реализации эффективного государственно-частного
партнерства.
Важнейшими
аспектами реализации государственно-частных
партнерств в инновационной сфере
является:
- Построение
эффективного механизма государственно-общественно-частного
управления проектами, начиная со стадии
постановки задач и проектирования до
контроля, включая финансовый контроль;
- Долгосрочный
и легетимный характер взаимодействия
публичного и частного секторов;
- Распределение
инвестиционной нагрузки и рисков между
партнерами.
Поскольку
цель работы государственно-частных
партнерств свзана с эффективной
реализацией важнейших публичных
функций в интересах общества
в целом во многих случаях целесообразно
участие как в деятельности, так и в
управлении партнерствами представителей
«третьей стороны» (наряду с органами
государственной власти и бизнесом), а
именно общества, в том числе семей работников,
сообщества местных жителей и т.д.
Основой
существующих проблем является отсутствие
эффективного механизма практической
реализации принципов государственно-частного
партнерства, продекларированных в выступлениях
главы государства и в российском законодательстве.
Институциональные
системы, создаваемые при недостаточно
активном участии реальных участников
инновационного бизнеса и представителей
общества, часто не учитывают реальные
проблемы и перспективы имеющиеся в данной
сфере.
В
частности, выстраиваимый в настоящее
время в рамках «институтов развития»
инвестиционный механизм на практике
почти не может быть использован наиболее
эффективными во многих областях инновационного
бизнеса малыми и средними компаниями.
Именно
на разрешение этих проблем направлены
предложенные в настоящей работе
пути решения.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Davis Parry. Why
Partnerships? Why now? // Public Private Partnerships: Improving urban
life. New York: The Academy of Political Science, 1986. – pp.
1-3
- Brooks Harvey. Seeking
Equity and Efficiency: Public and Private Roles // Public-Private Partnership.
Cambridge, Massachusetts, 1984. – 374 c.
- Федеральный
закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых
экономических зонах в Российской Федерации"
- Федеральный
закон «О концессиях»
- Федеральный
закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
- Федеральный
закон «О Банке Развития»
- Федеральный
закон «О Корпорации Ростехнологии»
- Федеральный
закон «О корпорации Нанотехнологии»
- Федеральный
закон «О Российской венчурной компании»
- Послание
Президента Российской Федерации В.В.Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации
2004 года // Официальный сайт Президента
РФ ( www.kremlin.ru )
- Вступительное
слово Президента Российской Федерации
В.В.Путина на XIV съезде Российского союза
промышленников и предпринимателей. 16
ноября 2004 года // Официальный сайт Президента
РФ ( www.kremlin.ru )
- Послание
Президента Российской Федерации В.В.Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации
2005 года // Официальный сайт Президента
РФ ( www.kremlin.ru )
- Послание
Президента Российской Федерации В.В.Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации
2006 года // Официальный сайт Президента
РФ ( www.kremlin.ru )
- Послание
Президента Российской Федерации В.В.Путина
Федеральному Собранию Российской Федерации
2007 года // Официальный сайт Президента
РФ ( www.kremlin.ru )
- Стенограмма
выступления Первого заместителя Председателя
Правительства России Дмитрия Медведева
на V Красноярском экономическом форуме
«Россия 2008—2020. Управление ростом». 15
февраля 2008 года ( www.kremlin.ru )
- И.Литвененко.
Бесправные родители // Финансовый контроль,
№5 (78), май 2008. c.134-139
- Ю.Сазонов.
Инновационный прорыв // Финансовый контроль,
№5 (78), май 2008. c.114-117
- Ледьярд
Джон. Несостоятельность (провалы) рынка
// Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2004.
с.501-508
- Приключения
электроники. Интервею с член-корреспондентом
РАН Г.Г.Рябовым // «Русский предприниматель»,
№10-11, октябрь-ноябрь 2002
- Шохин Александр.
Частное дело государства // Прямые инВЕСТИции
№ 1 , 18 января 2005
- Греф Г.О.
Проблемы и перспективы развития государственно-частного
партнерства в России // Закон. Вестник
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, Февраль 2007
- Государственно-частное
партнерство как один из инструментов
инновационного развития. Доклад заместителя
руководителя Роспрома В.В. Груздова 02.04.2007
// Официальный сайт Роспрома РФ ( http://www.rosprom.gov.ru/news.php?id=3721 )
- Микрообработка:
потенциал и перспективы // Эксперт-Оборудование,
№9, 2005г.
-
Паспорт Федеральной целевой программы
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007 - 2012 годы"
- Belforte David
A. Laser Markets in the USA // Laser Technik Journal. #3, may 2008.
pp.10-13
- Mayer Arnold.
Europe Replace Asia as the Growth Locomotive // Laser Technik Journal.
#3, may 2008. pp. 14-15
- Miyamoto Isamu.
Laser Materials Processing in Japan // Laser Technik Journal. #3, may
2008. pp. 16-20
- Kaplan Robert
S., Norton David P. The Balanced Scorecard – Measures that Drive Performance
// Harvard Business Review, January – February 1992, pp. 71-79