Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:22, дипломная работа
Решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи «формирования научно-технологического потенциала страны, адекватного современным вызовам мирового технологического развития» [Послание Федеральному Собранию 2007 года], придания экономике «инновационного качества» требует обеспечения опережающего развития технологий и соответственно отраслей производства технологического оборудования, где Россия сохраняет мировой уровень разработок.
На рынке «системной
Подводя итог можно сказать что хотя рынок лазерного оборудования весьма ограничен в объемах, он имеет стратегическое значение так как определяет технологический уровень и экономические характеристики конечной продукции фактически во всех областях современного высокотехнологичного производства (включая микроэлектронику, энергетику, авиакосмическую, судостроительную, обрабатывающую, машиностроительную, оборонную, атомную отрасли) и создает возможности для развития малых высокотехнологичных производств (обработка металических и неметалических метериалов, маркировка продукции, дизайн, изготовление конечных изделий и т.д.).
В силу специфики рынка наиболее эффективными на нем оказываются малые и средние предприятия, а национальный уровень и защита национальных интересов обеспечиваются государством за счет создания соответствующей инновационной инфраструктуры и в том числе развития институтов государственно-частного партнерства.
Лазер был изобретен в СССР, и долгое время наша страна (вместе с США) была мировым лидером в этой сфере. В России и сегодня сохранена одна из сильнейших в мире школ лезерной физики. Не случайно у мировых производителей лазеров большая доля сотрудников – российского происхождения. А некоторые ведущие лазерные компании США и Германии созданы выходцами из нашей страны. Силами этих специалистов и компаний в настоящее время создается до 15-20% продукции в данной сфере. Тем не менее доля собственно российских производителей значительно скромнее. Ее можно оценить примерно в 0,5% продаж мировых лазерных технологических систем (в 2007 году в России произведено оценочно не менее 300, но не более 500 современных лазерных систем. В то же время российский рынок (потребителей) таких систем составляет не менее 1,5 – 2 % мирового и растет очень быстрыми темпами. В настоящее время в России продается около 1500 лазерных машин в год (включая б/у), а к настоящему времени продано (включая советские) не менее 25 000 машин. Для сравнения в Японии к настоящему времени инсталировано 110 000 машин, причем в 2007 году – около 12 000 [Myamoto 2008, 16].
Таким
образом в России до сих пор
сохраняется серьезная
Таким образом, даже без учета планируемого Президентом и Правительством «перевода экономики страны на инновационные рельсы» российский рынок лазерного оборудования («в штуках») должен в ближайшие 3-4 года минимум удвоится, что будет означать утроение или даже учетверение выручки (с учетом постепенного уменшения доли б/у техники и повышением уровня требований заказчиков.
Для успешной реализации «инновационного сценария» развития экономики потребуется гораздо более быстрое перевооружение отечественных предприятий лазерным оборудованием.
В
этой ситуации, казалось бы, российские
производители лазерной техники
находятся в благоприятных
Тем не менее устойчивому развитию отрасли мешает целый ряд системных факторов. Корни некоторых из них уходят в советское прошлое, другие возникли уже в пост-перестроечный период.
Особенностью лазерной индустрии Советского Союза, отличавшей ее от стран с рыночной экономикой, была концентрация лазерных производств и НИОКР в крупных структурах с численностью персонала до 10 000 человек и полностью загруженных государственным заказом. Данные предприятия постренные в соответствии с затратной бюрократической моделью управления были весьма неэффективны с экономической точки зрения. Качество менеджмента также постоянно снижалось. Поэтому уже к концу 80-ых годов темп технологического развития был потерян. После начала рыночных преобразований с резким падением госзаказа начался настоящий кризис фактически всех этих предприятий. Ни одно из них не было экономически конкурентоспособно на мировом рынке (хотя с технологической точки зрения уровень отечественных разработок в тот момент не уступал ведущим мировым странам). Поэтому в начале девяностых те специалисты, которые не захотели эммигрировать или сменить род занятий, начали активно и, фактически, «с нуля» создавать малые лазерные фирмы, и сегодня составляют большую часть представленных на рынке. После дефолта 1998 года значительная часть отечественных лазерных фирм переориентировалась на создание законченных технологических систем, что объяснялось во-первых появившимся спросом на такие системы, а во-вторых постепенной утратой передовых позиций в области производства компонентной базы.
Таким образом, сегодня большая часть российского производителей лазерной техники – это малые фирмы-интеграторы законченных систем.
При этом «среда» для деятельности этих фирм остается крайне неблагоприятной.
Во-первых, в стране фактически отсутствуют инвестиционные институты, через которые может осуществлятся финансирование подобных предприятий, что ведет к перманентному кризису ликвидности. И банковские структуры и госпрограммы по прежнему сориентированы на работу с «крупными» структурами или малым бизнесом не-инновационного типа. Например, программы предлагаемые коммерческими банками оказываются экономически неприемлемыми в связи с невыгодными требованиями по залогу и процентным ставкам.
При этом существующий налоговый режим платы в целом усугубляет недостаток оборотных средств (порядок взимания и возврата налога на добавленную стоимость и ряда других налогов и сборов). А существующий таможенный режим дескриминирует российские фирмы-интеграторы законченного технологического оборудования по сравнению с иностранными конкурентами. Дело в том, что в соответствии с действующими нормативами таможенная пошлина на ввоз законченных технологических систем как правило составляет 0%, тогда как значительная часть комплектующих (например, большая часть оптических и микроэлектронных компонентов) облагается пошлиной от 5 до 15%. То есть иностранный производитель лазерных машин освобождается от пошлин, тогда как российский интегратор вынужден платить высокие пошлины за импортные комплектующие, что ведет к росту себестоимости минимум на 5%.
Во-вторых, наши предприятия в отличие от иностранных не имеют возможности воспользоваться современной инфраструктрой, которая почти отсутствует в стране или оказывается чрезвычайно дорогой (отсутствие современных зданий, энергетики и сетей, проблемы с транспортом и жильем для сотрудников). Малые инновационные предприятия (в отличие от сложившихся крупных компаний «олигархического» типа) не в состоянии решить этих проблем самостоятельно и нуждаются в сотрудничестве с государством, но механизм этого сотрудничества отсутствует.
В-третьих, система образования по прежнему ориентирована на (уже несуществующие) структуры старого типа и находится в деморализованном состоянии, формируя у начинающих специалистов своего рода «комплекс неполноценности». В силу своей инерционности система образования продолжает воспроизводить «кризис 90-ых», тогда как для «инновационного скачка» страна и данная конкретная отрасль напротив нуждается в новых кадрах, профессионально и психологически подготовленных к ускоренному развитию.
В-четвертых,
государственные целевые
Производство
собственных технологических
Поэтому
все страны претендующие на место
в новой инновационной
Вопреки распространенному мнению у России есть потенциал для создания собственных технологических систем, в том числе лазерных. Однако, для этого должны быть решены перечисленные выше общие проблемы. Многие из них можно решить только в рамках государственно-частного партнерства. Необходимость этого продекларирована на высшем государственном уровне. В настоящее время предполагается практическое создание следующих институтов развития создающих условия для осуществления государственно-частного партнерства в инновационной сфере: Особые экономические зоны технико-внедренческого типа, а также финансовые институты развития (Банк развития, Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд), в некоторых отношениях к последним примыкают госкорпорации.
В соответствии с федеральным законом «О Банке развития» одной из основных его функций является «финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций». Аналогичные механизмы заложены в законодательство о Российской венчурной компании, Инвестиционном фонде, госкорпорациях. Государственно-частное взаимодействие таким образом сводится к участию государства в инновационных проектах, через вхождение в акционерный капитал и тем самым определенное перераспределение инвестиционной нагрузки и рисков. Таким образом формулируются условия для создания механизма инвестирования в частный инновационный бизнес, но еще не создается государственно-частных партнерств как таковых.
Наиболее разнообразные формы государственно-частных партнерств могут быть реализованы в рамках особых экономических зон, которые в соответствии со статьей 3 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» создаются «в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры». В рамках Особых экономических зон технико-внедренческого типа предполагается: 1) создать современную экономическую инфраструктуру для развития инновационного бизнеса (современная архитектурная концепция, энергетика, транспорт, связь, жилье для сотрудников и т.д.); 2) создать благоприятный налоговый и таможенный режим для технико-внедренческой деятельности; 3) создать условия для эффективного взаимодействия государственных научных и образовательных организаций и бизнеса.
В
качестве еще одного института который
может быть использован для создания
государственно-частных
Информация о работе Государственно-частное партнерство как условие развития инновационного бизнеса