Человеческий фактор в инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Целью реферата является раскрытие сущности и основных теорий управления персоналом в инновационной организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Человеческий фактор в инновационной деятельности………………… 5
2.Мотивация персонала в инновационной организации…………………17
3.Стиль руководства и формирования инновационной культуры в организации…………………………………………………………….....27
4.Особенности управления персоналом в инновационных организациях………………………………………………………………36
Заключение…………………………………………………………………...49
Список используемой литературы………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

Курсовая по инновационному менеджмету.doc

— 550.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………. 3

  1. Человеческий фактор в инновационной деятельности………………… 5
  2. Мотивация персонала в инновационной организации…………………17
  3. Стиль руководства и формирования инновационной культуры в организации…………………………………………………………….....27
  4. Особенности управления персоналом в инновационных организациях………………………………………………………………36

    Заключение…………………………………………………………………...49

    Список используемой литературы………………………………………….51 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Основным  носителем новых конкурентоспособных идей, решений нестандартных задач или новых способов решения стандартных задач является персонал организации. Практическая деятельность российских предприятий и организаций показывает, что реализуемые нововведения часто отторгаются персоналом организации, не происходит активизации творческих способностей, персонал активно сопротивляется проводимым изменениям. В результате инновационная деятельность реализуется с низкой эффективностью, превышаются временные и материальные затраты на осуществление нововведения, не достигается ожидаемый результат, многократно увеличивается риск инновационной деятельности. Неподготовленность персонала организации к реализации новшеств и сопротивление им приводит к замедлению развития организации, старению методов управления, потере конкурентоспособности на рынке товаров и услуг и как результат к ухудшению социально-экономических показателей деятельности. Таким образом, на предприятии складывается проблемная ситуация, когда качественное изменение процессов и продуктов не может быть осуществлено из-за мотивационной и квалификационной неподготовленности персонала организации. В таких условиях персонал организации становится тормозом дальнейшего развития. Причиной является применение к управлению инновационной деятельности таких же методов управления, в том числе, и управления персоналом, какие применялись для управления обычной, неинновационной, т.е. функциональной деятельностью.

     Решением  сложившейся ситуации должно стать  осознание необходимости изменения  подходов к управлению инновационной деятельностью, которая отличается от функциональной своей нестабильностью, высокой степенью риска конечного результата, высокой значимостью роли персонала организации (творческих способностей, профессионального кругозора, мотивации и т.д.). Для накопления знаний, творческих навыков, снижения сопротивления персонала новшествам необходимо разрабатывать и реализовывать в организации, которая проводит частые качественные изменения, новые подходы к управлению всей деятельностью и к управлению персоналом.

     Целью реферата является раскрытие сущности и основных теорий управления персоналом в инновационной организации. Для  достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

     - выявит специфику управления  персоналом в организации;

     - проанализировать особенности системы управления персоналом в инновационной организации;

     - описать основные подходы к  мотивации персонала как эффективного  метода управления в инновационной  организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Человеческий фактор в инновационной деятельности. 

     Трудовые  ресурсы, выступая в качестве субъективного  фактора производства, представляет собой совокупность физических и  умственных способностей человека, его  способностей к труду.

     Качество  трудовых ресурсов:

  • проявляется в производительной силе труда и определяется временем на обучение и формирование работника;
  • отражает общий образовательный уровень, уровень профессиональных знаний и навыков, длительность и условия работы по специальности;
  • обусловлено общим уровнем культуры и интеллектуальных способностей работника, системой ценностей, морально-нравственными и волевыми качествами, гражданской активностью и другими социально приобретенными свойствами.

     Последние из приведенных свойств личности проявляются в любом виде деятельности, в том числе и в процессе получения профессиональных знаний и навыков.

     Большое значение в процессах управления персоналом придается оценке и использованию  качественных характеристик специалистов и руководителей:

  • потребностей и способностей к творчеству;
  • предприимчивости;
  • умению работать в команде;
  • потенциальных возможностей развития;
  • нравственной надежности и т.д.

     Широко  применяются различные методы мотивации  работников и создание атмосферы  работы, способствующей творчеству.

     Подчеркивать  уважение к индивидуальности и ценности каждого человека путем поощрения высокой производительности в доброжелательной и стимулирующей трудовую активность атмосфере; уважать права человека; поддерживать открытые и доверительные отношения и уважение работников друг к другу; нести ответственность за обучение и повышение квалификации персонала. Поощрять инициативу каждого, направляя и одновременно обеспечивая свободную творческую деятельность; поощрять принятие на себя ответственности в сложных ситуациях.

     Предоставлять возможность каждому для реализации индивидуальных способностей; правильно осуществлять расстановку кадров; повышать ответственность руководителей за развитие трудового потенциала подчиненных.

     Предоставлять всем равные возможности для справедливой оплаты за хорошо выполненную работу; оценивать результаты производственной деятельности по достижению поставленных целей.

     В настоящее время создание инноваций  представляет собой массовое явление - создается «индустрия изобретений» 2, с.42. Хотя при этом каждое нововведение является уникальным и представляет собой результат сугубо индивидуального творческого процесса.

     Развитие  «индустрии изобретений» требует серьезного ресурсного обеспечения. Для разработки и выведения на рынок нового продукта требуются научные, проектно-конструкторские, технологические, маркетинговые и другие подразделения. Требования современного рынка к качеству и представлению новой продукции очень высоки и их успех обеспечивается применением разнообразных знаний. Поэтому создание нового продукта - это коллективный результат работы разных специалистов.

     В силу этого углубляется разделение труда между индивидуальными  изобретателями и коллективами промышленных предприятий, создающих нововведения. Безусловно, значение изобретателей  и ученых, как генераторов новых  идей, остается главным и исходным импульсом появления инноваций.

     Особенностью  инновационных компаний является бережное отношение к творческим личностям.

     Следует выделить особую категорию людей, увлеченных своим делом, энтузиастов.

     Если  проанализировать деятельность, связанную с разработкой и освоением производства нового продукта, то можно выделить пять активных рабочих ролей, или ключевых функций, которые имеют решающее значение для успеха. Отсутствие исполнения одной или нескольких функций приводит к тому, что организация становится неспособной эффективно осуществлять изменения.

     Таблица 1. Ключевые функции, определяющие успешность инновационного процесса

Ключевые  функции      Содержание  Последствия неадекватного  выполнения функций 
Генерация идей Анализ и  синтез информации о рынках, технологиях, подходах или процессах обусловливают рождение идеи нового технологического подхода или процесса или подсказывают решение сложной технической проблемы. Информация может быть официальной или неофициальной В организации  не думают о новых путях и методах решения, т.е. отсутствует импульс к изменению.
Предпринимательство, или «борьба за идею»  Уяснение, предложение, продвижение и демонстрация новой  технической идеи для официального утверждения У работников не хватает активности в пропаганде новых идей, как своих, так и чужих. Неисследованные идеи лежат мертвым грузом, редко доходят до менеджера и не используются.      
Руководство проектом Планирование  и координация действий работников, занятых воплощением идеи в жизнь       Сроки проекта  не выполняются. У работников отсутствует понимание конечной цели. Смежные звенья, призванные обеспечить работу проектной группы, отказываются выполнять свои обязанности.      
Информационный  контроль Сбор и доведение  до сведения проектной группы информации о важных изменениях внутренней и внешней обстановки      Несвоевременное доведение до работников информации об изменениях на рынке, в технологиях, государственном законодательстве приводит к излишним затратам
Поддержка и инструктаж работников проекта  Общее руководство и наставление менее опытных работников, разъяснение их функций. Скрытая поддержка участников проекта. Защита проекта и «выколачивание» ресурсов      Руководители  тратят много времени на оправдание своих действий. Работники не знают, как справиться с бюрократическими препонами

     Перечисленные ключевые функции:

  • являются  уникальными и требуют особых умений;
  • выполняются чаще всего крайне ограниченным числом сотрудников, что придает каждому  из них исключительную значимость. Если один из них уйдет, найти замену ему будет чрезвычайно трудно;
  • большинство из них не может выполняться людьми, недавно принятыми на работу.

     Во  всех инновационных организаций  существуют и функции, далекие от новаторства. Для того чтобы продвигалась инновационная разработка, необходима и рутинная работа по решению различных технических задач. И хотя эта деятельность требует профессиональной подготовки и компетентности, тем не менее для специалиста она обыденна. Многие сотрудники в инновационных организациях, даже реализующие ключевые функции, выполняют значительный объем работ по решению рутинных технических задач. По оценкам, 70-80% всей технической работы приходится именно на решение рутинных вопросов, и именно они указываются в должностных обязанностях работника.

     Однако  часто ключевые функции, которые являются основополагающими в реализации инновационного процесса, на практике превращаются в неформальные функции. Они не укладываются в схему административной или научно-технической иерархии, и не включаются в перечень должностных обязанностей персонала. Прежде всего это касается таких функций, как определение проблемы, вынашивание идеи, передача информации, ее интеграция, выдвижение программы и т.д. и является серьезным противоречием в управлении инновациями.

     Значение  отдельных функций меняется в зависимости от стадии развития проекта: на одном этапе функция может иметь главенствующую роль, а на других - менее значимую. Например, как только проект утвержден, на первый план выходит функция руководства.

     Отсутствие  действий по реализации какой-либо функции в период ее наибольшей важности является серьезнейшим недостатком, независимо от того, осуществлялась ли она на предыдущих стадиях. С другой стороны, вовлечение в проект исполнителя одной из ключевых функций в момент, когда ее выполнение не требуется, вызывает у исполнителя чувство досады и охлаждение энтузиазма, что снижает эффективность работы группы в целом.

     Было  замечено, что в результате кадровых перестановок, связанных с программой повышения квалификации, проект зачастую лишается исполнителей ключевых функций в самый критический момент. Таким образом, кадровые замены осуществляются на основе технической и профессиональной подготовки, а не на основе оценки способности реализовать ключевые роли, что негативно сказывается на реализации инноваций. 

     Анализ  нескольких тысяч личных характеристик  научно-исследовательских и инженерных работников зарубежных фирм 19 выявил типичные личные качества исполнителей, соответствующие  той или иной ключевой роли.

 

      Таблица 2. Личные качества работника, способствующие выполнению ключевых функций в инновационном процессе

 

Ключевые  функции

Личные  качества

Рабочая деятельность

Генерация идей

Специалист  в одной или двух областях, склонен  к концептуальному мышлению. Тяготеет к неординарным методам. Охотно и  увлеченно работает в одиночку. Нуждается во внимании и поощрении. Генерирует  идеи и проверяет их обоснованность. Успешно решает проблемы. Ищет и  находит новые методы. Стремится  к новым достижениям

Предпринимательство или отстаивание идеи

Явные практические наклонности. Широкий и разносторонний руг интересов и видов деятельности. Решителен и энергичен; открыт в своих устремлениях, эмоционален. Поглощен стремлением достичь цели и реже задумывается над тем, как это сделать Пропагандирует  новые идеи и настойчиво их отстаивает. Добивается выделения средств. Идет на риск

Руководство проектом

Самостоятельно  принимает решения. Относится с  пониманием к нуждам других. Хороший  плановик. Знает, как извлечь пользу из организационной структуры. Интересуется многими областями знаний и тем, как они взаимодействуют, например, маркетинг и финансы Обеспечивает  руководство группой и мотивацию. Планирует и организует работу над  проектом. Следит за соблюдением административных требований. Следит за стабильным продвижением проекта. Соотносит цели проекта с нуждами организации

Информационный  контроль

Обладает высокой  компетенцией в технической области. Коммуникабелен: прост и доступен в общении. Охотно вступает в контакт  для оказания помощи. Постоянно следит за событиями в своей профессиональной области (изучение специализированных журналов, участие в работе конференций, развитие контактов с коллегами и представителями других компаний, в т.ч.торговых фирм. Делится информацией с коллегами. Служит источником информации для сотрудников. Обеспечивает координацию на неофициальном уровне

Поддержка и инструктаж

Имеет опыт в  разработке новых идей. Солидный стаж предпринимательской или руководящей  работы. Охотно выслушивает коллег и старается помочь. Достаточно объективен в оценках Помогает раскрыть способности других. Оказывает моральную поддержку, дает советы, служит консультантом для проектной группы и ее руководителя. Обеспечивает влиятельную поддержку проекта. Ограждает проектную группу от излишних организационных проблем. Выступает гарантом законности и придает проекту вес

Информация о работе Человеческий фактор в инновационной деятельности