Зритель настолько погружается
в фильм, что действительно сам
оказывается на космическом корабле,
или на Галапогоских островах, или
в Антарктиде, в глубинах океана,
или "плавает" и "общается" с
дельфинами.
Цикл, посвященный географии,
особенно полон и интересен. Поэтому
фильмы IMAX включены в школьную программу
(во Франции, Германий, Канаде, Польше,
Великобритании и т.д.) и практикуются
в Лондоне, Париже, Торонто, Берлине,
Варшаве и др. Например, парижский
кинотеатр входит в Познавательный
центр для детей. На сегодняшний
день каталог IMAX содержит 180 фильмов
различных направлений: развлекательные,
научно-популярные, познавательные, учебные,
видовые.
Просмотр фильмов IMAX - не
просто воя": в другие страны - это
своеобразное путешествие во времени
и пространстве в удивительную страну
прошлого и настоящего.
2.Использование мультимедиа
в обучении географии
Обучение с использованием
средств мультимедиа является составной
частью общей системы образования,
поэтому при создании мультимедийных
образовательных изданий нужно
исходить из общих принципов преподавания,
которые требуют четкой формулировки
целей, содержания и методов обучения
с использованием средств информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ).
Современные технологий позволяют
создавать различные комплекты
ресурсов, опираясь на единую коллекцию
информационных источников.
Общим для всех видов изданий
является наличие синтезированного
аудио- и видеоряда, статичных и
динамичных информационных объектов.
Особое значение разработчики придают
глубине интерактивности виртуальных
моделей, тренировочных модулей
и других разделов электронных средств
учебного назначения.
Средства мультимедиа
позволяют обучаемым самостоятельно
работать над учебными материалами
и решать, как и в какой последовательности
их изучать, как использовать интерактивные
возможности мультимедийных программ,
как организовать совместную работу
в учебной группе. Таким образом,
обучаемые становятся активными
участниками образовательного процесса.
Учащиеся могут влиять
на процесс обучения, подстраивая
его под индивидуальные способности
и предпочтения, т.е. они, могут изучать
именно тот материал, который их
интересует в данный момент, повторять
материал столько раз, сколько им
нужно, что способствует индивидуальному
восприятию учебной информации.
Использование качественных
мультимедиа позволяет приспособить
процесс обучения к социальным и
культурным особенностям обучаемых, их
индивидуальным стилям и темпам обучения,
их интересам.
Мультимедиа могут также
использоваться для организации
группового обучения. Небольшие группы
обучаемых могут совместно работать
с одним мультимедийным приложением,
развивая при этом навыки сотрудничества,
ведения диалога с коллегами
по учебе.
Интерактивность и гибкость
мультимедийных технологий могут оказаться
весьма полезными для индивидуализации
обучения тех детей, с ограниченными
умственными и физическими недостатками
3. Использование карт
виртуального мира В последние
несколько лет в компьютерной
картографии началось формирование
нового направления виртуального
моделирования и картографирования.
В современной компьютерной картографии
виртуальная реальность предстает
как некое искусственное построение,
модель реального или абстрактного
(мысленного) объекта или ситуация,
которая, существует в программно-управляемой
среде, что позволяет взаимодействовать
с этим объектом или ситуацией,
управлять ими, проигрывать какие-то
задачи и принимать решения.
Как всякое геоизображение, оно
предстает в графической образной
форме, имеет проекцию, масштаб
и обладает генерализованностью.
Сам процесс создания подобных
геоизображений называют виртуальным
моделированием (иногда, как синоним,
употребляют термин виртуальное
картографирование).
Визуализация виртуальной
реальности опирается, прежде всего, на
применение эффектов трехмерности и
анимации. Именно они создают иллюзию
присутствия и перемещения в
реальном "объемном" пространстве.
При этом четыре главных
свойства характеризуют виртуальное
геоизображение:
- компьютерная генерированность, сочетание в одном геоизображений свойств карты, перспективного снимка, блок-диаграммы и анимации;
- возможность программного управления этим синтезированным геоизображением;
- интерактивное взаимодействие с самим геоизображением и окружающей его виртуальной средой;
- уменьшение свойств знаковости и условности геоизображения, придание ему реалистических черт "портретности" и "натуральности".
Создание виртуальных
геоизображений позволяет по топографическим
картам, аэро- или космическим снимкам
создавать цифровую модель рельефа,
т.е. изображение рельефа, построенное
по цифровым значениям высот, обычно
расположенным в узлах регулярной
сетки. Затем на эту рельефную
блок-диаграмму можно накладывать
предварительно откорректированное фотоизображение
местности, полученное в результате
дистанционной съемки.
Таким образом, виртуальное
геоизображение включает изображение
самого объекта, окружающей его виртуальной
среды, а также средства взаимодействия
их между собой и с наблюдателем
(пользователем), который получает возможность
интерактивно управлять и объектом
и средой.
В технологиях виртуального
моделирования большую роль играет
анимационное картографирование, которое
представляет собой одну из ветвей
оперативного компьютерного картографирования.
Речь идет о создании и анализе
карт в реальном пли близком к
реальному.
- Современные компьютерные программы содержат наборы модулей, обеспечивающих самые разные варианты и комбинации анимации:
- перемещение всего картографического изображения по экрану;
- мультипликационный показ последовательности карт-кадров или блок-диаграмм;
- изменение скорости демонстрации, покадровый просмотр, возврат к избранному кадру, обратная последовательность ;
- перемещение отдельных элементов содержания (объектов, знаков) по карте;
- изменение отдельных элементов карты, их размеров, формы, ориентации и др.;
- мигание знаков, варьирование окраски, изменение ее интенсивности, создание эффекта вибрации цвета;
- изменение освещенности или фона, "подсвечивание" и "затенение" отдельных участков карты;
- панорамирование, изменение проекции и перспективы (точки обзора, ракурса, наклона), вращение блок-диаграмм;
- масштабирование изображения или его части, использование эффекта "наплыва" или удаления объекта;
- создание эффекта движения над картой ("облет" территория), в том числе с разной скоростью.
Многие из этих эффектов
можно ежедневно видеть на экране
телевизора, когда рельефная карта
России "наплывает" на зрителя
и медленно поворачивается перед
ним, по ней движутся циклоны и
антициклоны, "ползут" линии атмосферных
фронтов, а из значка облачности "идет
дождь", или выглядывает солнце.
Сложные компьютерные анимации понятны
каждому зрителю, можно сказать,
что эти технологии уже вошли
в повседневный быт. Вот только прогнозы
не всегда оправдываются.
Разработка компьютерных
технологий в настоящее время
ориентирована, главным образом, на
решение практических задач, таких,
например, как мониторинг районов
природного риска, строительство зданий
и автострад, прокладка трубопроводов,
оценка загрязнения среды и распространения
шумов от аэропортов и т.п. Вполне
возможно создание средне- и мелкомасштабных
виртуальных геоизображений показывающих,
скажем, природную зональность земного
шара, ход климатических процессов,
сезонные изменения и растительного
покрова и ландшафта, миграции населения,
движение транспортных потоков и
т. д. Сюжеты виртуальных тематических
карт столь же разнообразны, как
и в традиционном картографировании.
Известны даже примеры создания виртуальных
тематических глобусов.
Итак, применение новых информационных
технологий в учебном процессе позволяет
достигнуть нового качества знаний, причем
эта потенциальная возможность
заложена в существе самих информационных
технологий. Компьютерное моделирование
позволяет изучать объект или
явление в различных условиях,
с разных точек зрения. Применение
мультемедия-технологий, позволяя задействовать
все органы чувств человека для достижения
нового, формирует красочный, объемный
образ изучаемого объект, создает
ассоциативные связи, способствующие
лучшему усвоению предъявляемого материала.
Мультимедийные, учебные пособия
активизируют полученные ранее знания,
развивают логическое мышление, позволяют
усилить творческую составляющую учебного
труда.
Сложность работы
с мультимедийным компьютером
CD и DVD содержит большой
объем информации, то есть он
обладает большой емкостью (емкость
определяется количеством той
информации, которая помещается
на диске; единица информации
для компьютера, представленная
цифрами 0 или 1, называется бит),
а мультимедийный компьютер может
ее молниеносно обработать.
И для того чтобы уметь
работать с этой техникой, не нужно
быть специалистом по компьютерам. Достаточно
знать, как вставить диск в привод
и как работать с мышью и
клавиатурой: смысл появляющихся на
экране картинок и пиктограмм так
ясен, что вы без труда их поймете.
Кроме того, даже при желании вам
не удастся повредить или стереть
записанную на компакт-диске информацию,
так как она надежно защищена.
Смело приступайте к работе
с мультимедийным компьютером!
Как правило, после установки
компакт-диска на экране монитора появляется
заставка с приветствием, часто музыкальным
или речевым. Она отошлет вас
к главному меню, которое предоставит
на выбор всю информацию, хранящуюся
на компакт-диске. Вам остается лишь
с помощью мыши подвести курсор —
символ на экране компьютера в виде
сплошного прямоугольника, стрелки
или мигающей горизонтальной черточки
— к соответствующему изображению
или пиктограмме и щелкнуть кнопкой.
Чаще всего после этого открывается
подменю с подробным списком
сведений по заинтересовавшей вас теме.
В зависимости от типа компакт-диска
(CD-I, Photo-CD, DVD и т.д.), щелкнув кнопкой
мыши на определенном символе, вы можете
посмотреть видео- или мультфильм, прослушать
музыкальное произведение или вызвать
на экран пояснительные тексты, то
есть через дебри информации проложить
собственный путь к разыскиваемым
сведениям. Системы подменю отличаются
друг от друга в зависимости от
содержимого компакт-диска. И символы,
с помощью которых можно вернуться
в главное меню или закончить
работать с компакт-диском, часто
бывают разными, их значение обычно объясняется
в самом начале программы. Но существуют
и общепринятые обозначения, например
стрелка влево. Если щелкнуть на ней,
то на экране появится предыдущая страница,
с которой вы работали, или картинка,
которую вы рассматривали. Соответственно,
направленная вправо стрелка «откроет»
следующую страницу. «Листая» страницу
за страницей, вы ничего не пропустите.
Иногда в текстах выделены отдельные
слова, например подчеркнуты или
написаны другим цветом. Щелкните на них
кнопкой мыши — и получите объяснение
их смысла, увидите картинку, то есть
зрительный образ слова, или услышите,
как его правильно произносить.
Уже существуют мультимедиа-системы,
совсем непохожие на обычные компьютеры,
например интерактивные проигрыватели,
или CD-I-плейеры (I – первая буква
английского слова interactive – взаимодействующий,).
Компакт-диски для них тоже называются
интерактивными (их обозначают как CD-I).
CD-I-плейеры подключают к телевизорам,
вместо клавиатуры и мыши они снабжены
пультом дистанционного управления,
перемещающим курсор по экрану.
Нельзя путать компакт-диски,
даже если они на вид одинаковы. Всегда
обращайте внимание на маркировку.
Информация с DVD не воспроизводится
компьютерами с CD-ROM-дисководом, и наоборот.
Но самое главное, если это особо
не оговорено на упаковке, — нельзя
вставлять CD-I или DVD в CD-плейер. Он попытается
преобразовать текстовую и графическую
информацию в музыку, из-за чего его
усилитель и громкоговоритель выйдут
из строя. Однако интерактивные проигрыватели
и компьютеры с CD-ROM-дисководами воспроизводят
информацию, записанную на звуковых компакт-дисках.
Мультимедийные
технологии в компьютерных обучающих
программах
В настоящее время компьютерные
обучающие программы КОП широко
используются в образовательном
процессе. В статье рассказывается
о практике применения мультимедийных
технологий в КОП на примере обучающей
программы «Реле железнодорожной
автоматики и телемеханики» Мультимедийные
технологии – одно из наиболее бурно
развивающихся направлений информационных
технологий, используемых в учебном
процессе. Одна из их особенностей –
интерактивная компьютерная графика.
Активное применение мультимедийных обучающих
систем в учебном процессе обусловлено
тем, что они обеспечивают более
глубокую индивидуализацию обучения,
создают условия для самостоятельной
проработки учебного материала и
эффективной реализации современных
методических и дидактических подходов.
Мультимедийная обучающая система
- компьютерная программа, предназначенная
для обучения и проверки знаний студентов.
В данных программах широко применяются
современные средства компьютерного
дизайна и мультимедийные технологии.
В такой системе материал для
изучения представлен в виде разделов,
снабженных рисунками, видеофрагментами,
анимацией, фотографиями, схемами, чертежами.
Ввиду того, что основой образовательного
процесса при очном обучении являются
лекции, формой, адекватной уровню развития
информационных технологий, следует
признать мультимедийные курсы лекций,
читаемые в специально оборудованных
учебных аудиториях – мультимедийных
классов. Мультимедийные курсы могут
применяться также как для
индивидуального дистанционного обучения
с интерактивными свойствами контроля
усваиваемых знаний, так и для
группового. Мультимедийные технологии
позволяют программно соединить
слайды текстового, графического, анимационного
характера с результатами моделирования
изучаемых процессов. Это дает возможность
воплотить на новом качественно
более высоком уровне классический
принцип дидактики – принцип
наглядности. Подобно тому, как печатные
материалы и технические средства
массовой коммуникации привели к
гигантскому расширению возможностей
человеческого познания, фиксации и
передачи опыта, компьютер должен увеличить
потенциал человеческого мышления,
вызвать определенные изменения
в структуре мыслительной деятельности.
В непрерывной и дистанционной
обучающей среде, созданной мультимедийными
средствами обучения, основными являются
процессами организации и интерпретации
мультимедийной информации. Она может
быть закодирована и представлена на
экране дисплея в виде математических
символов, таблиц, графиков и диаграмм,
изображений процессов, дополняемых
звуком, цветным изображением и т.д.
Мультимедийные технологии позволяют
использовать изобразительные средства
различной природы и выразительности
в соответствии с содержанием
изучаемого предмета и законами психологического
воздействия и восприятия. Используя
многолетний опыт применения мультимедийных
технологий в области Web-дизайна, была
создана компьютерной обучающей
программы «Реле железнодорожной
автоматики и телемеханики» согласно
вышеописанным правилам. Тематика была
выбрана в связи с тем, что
современная техника железнодорожного
транспорта развивается на базе широкого
внедрения устройств автоматики
и телемеханики, осуществляющих функции
управления, регулирования, контроля и
защиты в различных производственных
процессах. Несмотря на внедрение в
последнее время бесконтактных
приборов и микропроцессорных устройств,
системы, построенные на релейной элементной
базе, еще долгое время будут оставаться
в эксплуатации благодаря своей
надежности, долговечности, простоте в
ремонте и обслуживании. В связи
с разработкой и внедрением новой
техники, внимание авторов, занимающихся
учебной литературой переключилось
на нее, как на более перспективную.
Поэтому в настоящее время
ощущается острый недостаток современных
учебных пособий, в которых рассматривается
аппаратура, которая уже более
сорока лет является основой всех
наиболее распространенных систем автоматики
и телемеханики на железнодорожном
транспорте. В программе рассматриваются
следующие вопросы: тяговая и
механическая характеристика, режимы
работы контактов, схемы искрогашения,
факторы, влияющие на временные параметры
реле, схемные и конструктивные методы
способы изменения временных
характеристик, принцип работы и
разновидности магнитных систем
поляризованных реле. Происходит ознакомление
с процессом технического обслуживания
реле, видов и характера повреждения
реле, а также способов их устранения.
Рассматриваются вопросы безопасного
проведения работ и охраны труда.
Визуализирована конструкция и
принцип действия, наиболее распространенных
и новых видов реле используемых
в устройствах сигнализации, централизации
и блокировки (СЦБ): НМШ, АНШ, ППР, ИВГ,
ДСШ, РЭЛ и др. При проектировании
и рассмотрении характеристик использовались
реальные электромеханические реле.
Для 15 видов реле создана трехмерная
модель, из которых для пяти смоделирован
виртуальный процесс сборки, согласно
технологической карте. Для пяти
видов реле снимались видеофильмы
о техническом обслуживании данного
вида реле. Разработанная мультимедийная
обучающая программа построена
по следующим принципам: - весь материал
разбит на хорошо структурированные
разделы, в соответствии с календарно-тематическим
планом изучаемого курса, а именно,
контактных реле железнодорожной автоматики
и телемеханики; - при построении
материала огромное значение имеет
создание виртуальных трехмерных моделей
физических объектов при помощи инструментария
трехмерного моделирования.