Разработка электронного учебника по математике для студентов I курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:54, дипломная работа

Описание работы

В своей дипломной работе я рассмотрел одну из сторон процесса информатизации общества и образования – создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий (НИТ) – электронного учебника. В ней исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников. Кроме этого, описываются все этапы создания подобных электронных приложений с учетом специфики конкретного учебного предмета (математики).

Содержание

Введение............................................................................................................3
Глава I: Информационные технологии в обществе и образовании................6
Информатизация общества: современные реалии......................................6
Аспекты применения СНИТ в образовании................................................9
Типология педагогических программных средств....................................14
Необходимые условия успешного применения ППС................................18
Глава II: Этапы создания электронного учебника.........................................22
Порядок разработки обучающих мультимедиа систем.............................22
Принципы изложения материала...............................................................32
LinkWay.......................................................................................................37
Action...........................................................................................................40
ToolBook......................................................................................................42
Delphi...........................................................................................................46
Реализованные и потенциальные возможности учебника........................51
Глава III: Содержание электронного учебника.............................................54
Главы электронного учебника....................................................................54
Теоретический материал электронного учебника.....................................56
Контрольные вопросы.................................................................................67
Практические задания.................................................................................69
Заключение......................................................................................................72
Приложение.....................................................................................................75
Список использованной литературы..............................

Работа содержит 1 файл

Разработка электронного учебника по математике.docx

— 113.88 Кб (Скачать)

Контаминация –  смешение, перетасовка информации, включающей текстовую, графическую, подвижные  диаграммы, мультипликацию, видеоинформацию.

Мультимедиа-операционные среды, основанные на использовании  технологии компакт – диска (CD – ROM), позволяют интегрировать аудиовизуальную  информацию, представленную в различной  форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога.

Технология Мультимедиа (Multimedia) – это совокупность приемов, методов, способов продуцирования, обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанных на использовании технологии компакт – диска. Возможности систем Мультимедиа позволяют интегрировано представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужную линию развития представляемого сюжета или ситуации.

Объектно – ориентированные программные системы представляют собой программные системы, в основе которых лежит определенная модель объектного "мира пользователя".

Педагогическое  программное средство (ППС) – программа, предназначенная для организации  и поддержки учебного диалога  пользователя с компьютером; функциональное назначение ППС – предоставлять  учебную информацию и направлять обучение, учитывая индивидуальные возможности  и предпочтения обучаемого. Как правило, ППС предполагают усвоение новой  информации при наличии обратной связи пользователя с программой.

Представление знаний – способ формального выражения, представления всех видов знаний (представимых для машинной обработки), который используется для обработки  знаний в системах искусственного интеллекта.

Программа прикладная – программа вычислительной машины: проблемная, функциональная, реализующая  решение задачи, необходимой пользователю.

Программно – методическое обеспечение (ПМО) - учебно – воспитательного процесса – комплекс, в состав которого входят: программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения; инструкция для пользователя программным средством учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения; описание методики (методические - рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения.

Программное средство (ПС) учебного назначения – это программное  средство, в котором отражается некоторая  предметная область, в той или  иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для  осуществления различных видов  учебной деятельности. ПС учебного назначения предназначается для  использования в учебно – воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения. Использование ПС учебного назначения ориентировано на: решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения (проблемно-ориентированные ПС); осуществление некоторой деятельности с объектной средой (объектно – ориентированные ПС); осуществление деятельности в некоторой предметной среде (предметно – ориентированные ПС).

Средства информатизации образования – это средства новых  информационных технологий совместно (используемые вместе) с учебно – методическими, нормативно – техническими и организационно – инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогически целесообразного использования.

Средства новых  информационных технологий (СНИТ) –  программно – аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации. К СНИТ относятся: ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода – вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства - манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии Мультимедиа или систем "Виртуальная реальность"); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

Учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ЭВМ, обеспечивает: управление с помощью  компьютера объектами реальной действительности; сбор, обработку, передачу информации о реально протекающем процессе; визуализацию изучаемых закономерностей; автоматизацию процессов обработки  результатов учебного эксперимента; графические построения. Состав учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе СНИТ: учебные роботы, управляемые  ЭВМ, имитирующие промышленные устройства и механизмы; электронные конструкторы; комплект датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом физическом параметре или процессе; средства пространственного ввода  и манипулирования текстовой  и графической информацией.

Формализация знаний – представление знаний в формализованной  структуре средствами математической логики. Построение логических исчислений в математической логике позволяет  применить ее средства к формализации целых областей науки. При этом области  знания, формализованные средствами математической логики, приобретают  вид формальных систем.

Экспертная обучающая  система (ЭОС) является средством представления  знаний, организует диалог пользователя с системой, обеспечивает: пояснение  стратегии и тактики решения  задач изучаемой предметной области; контроль уровня знаний, умений и навыков  с диагностикой ошибок по результатам  обучения и оценкой достоверности  контроля; автоматизацию процесса управления самой системой в целом.

Экспертные системы (ЭС) – класс систем искусственного интеллекта, предназначенных для  получения, накопления, корректировки  знания, предоставляемого экспертами из некоторой предметной области, для  получения нового знания, позволяющего решать определенные задачи, относящиеся  к классу неформализованных, слабоструктурированных, объясняя ход их решения. Экспертные системы ориентированы на использование  неформальных знаний, например, в таких  областях, как медицина, геология, фармакология, образование и т.п.

 

Список использованной литературы: 

 

1.  Борк A "История" новых технологий в образовании / Российский открытый университет - М., 1990.

2.  Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. - Ставрополь: СГПУ, 1995.

3.  Выявление экспертных знаний / О.И. Ларичев, А.И. Мечитов, Е.М. Мошкович, Е.М. Фуремс. - М.: Наука, 1989.

4.  Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения: (Обзор) / Институт проблем информатики АН CCCP; (Отв. ред.: Г.Л. Кулешова). - М., 1990.

5.  Интеллектуализация ЭВМ / (E.C. Кузин, А.И. Ройтман, И.Б. Фоминых, Г.К. Хахалин). - М.: Высшая школа, 1989.

6.  Информационная технология: Вопросы развития и применения. - Киев: Наук. думка, 1988.

7.  Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1.

8.  Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Российский Центр информатизации образования - М., 1992.

9.  Кузнецов А.А. Сергеева Т.А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. - 1986. - N 2.

10.Куликова М.Ф., Михалюк Э.В., Введение в математику: Методическое пособие. - Ставрополь: Издательство СГУ, 1996.

11.Куприенко В.Д., Мещерин И.В. Педагогические программные  средства: Методические рекомендации  для разработчиков ППС. / Омский ГПИ им. А.М. Горького. - Омск, 1991.

12.Материалы IV Международной  конференции "Применение новых  компьютерных технологий в образовании" (Троицк, 24 - 26 июня 1993 г.) / - Троицк, 1993.

13.Методические  рекомендации по проектированию  обучающих программ / Институт психологии  Министерства просвещения УССР; - Киев, 1986.

14.Методические  рекомендации по созданию и  использованию педагогических программных  средств: (Сб. ст.) / НИИ средств обучения  АПН CCCP - М., 1991.

15.Мирская А, Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика // Информатика и образование. 1987. - 6.

16.Нильсон Н. Принципы  искусственного интеллекта: Пер.  с англ. - М.: Радио и связь, 1985.

17.Основы информатики  н вычислительной техники: Методические  рекомендации для слушателей / НИИ  школьного оборудования и технических  средств обучения АПН CCCP - М., 1988.

18.Периферийное  оборудование комплекта учебной  вычислительной техники и демонстрационное  оборудование кабинета вычислительной  техники / НИИ школьного оборудования  и технических средств обучения  АПН СССР - М., 1989.

19.Положение о  порядке аттестации и сертификации  педагогического программного продукта (ППП): Методические рекомендации / Российский  центр информатизации образования. - M., 1992.

20.Представление  и использование знаний / Под редакцией Х. Уэно, М. Исидзука. - М.: Мир, 1989.

21.Рубенкинг Нейл  Дж. Delphi 3 для «чайников». - Киев, Диалектика, 1997.

22.Свириденко С.С.  Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989.

23.Словарь по  кибернетике / Под редакцией В.С. Михалевича. - Киев, 1989.

24.Соломатин Н.М.  Информационные семантические системы. - М.: Высшая школа, 1989.

25.Сопряжение датчиков  и устройств ввода данных с  компьютерами IBM РС / Под редакцией У. Томпкинса, Дж. Уэбстера. - М.: Мир, 1992.

26.Терминологический  словарь по основам информатики  и вычислительной техники / А.П.  Ершов, Н.М. Шанский, А.П. Окунева, Н.В. Баско. - М.: Просвещение, 1991.

27.Технология сертификации  программных средств учебного  назначения (ПС УН) / Рос. центр информатизации образования (РОСЦИО) / Под редакцией А.И. Галкина, В.К. Мороз. - М., 1993.

28.Тодд Миллер, Дэвид  Пауэл. Использование Delphi 3 / специальное издание. - М.-Киев, Диалектика, 1997.

29.Уваров A.IO. Компьютерная  коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика. - 1993. - № 1.

30.Хейес-Рот Ф., Уотермен Д., Ленат Д. Построение экспертных систем. - М.: Мир, 1987.

31.Цивенков Ю.М., Семенов Е.Ю. Компьютеризация  в образовании развитых капиталистических  стран: (Средства обучения в высшей  школе) НИИ Высшая школа - М., 1989.

32.Экспертные системы:  Принципы работы и примеры / Под редакцией Р. Форсайта. - М.: Радио и связь, 1987.


Информация о работе Разработка электронного учебника по математике для студентов I курса