Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:54, дипломная работа
В своей дипломной работе я рассмотрел одну из сторон процесса информатизации общества и образования – создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий (НИТ) – электронного учебника. В ней исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников. Кроме этого, описываются все этапы создания подобных электронных приложений с учетом специфики конкретного учебного предмета (математики).
Введение............................................................................................................3
Глава I: Информационные технологии в обществе и образовании................6
Информатизация общества: современные реалии......................................6
Аспекты применения СНИТ в образовании................................................9
Типология педагогических программных средств....................................14
Необходимые условия успешного применения ППС................................18
Глава II: Этапы создания электронного учебника.........................................22
Порядок разработки обучающих мультимедиа систем.............................22
Принципы изложения материала...............................................................32
LinkWay.......................................................................................................37
Action...........................................................................................................40
ToolBook......................................................................................................42
Delphi...........................................................................................................46
Реализованные и потенциальные возможности учебника........................51
Глава III: Содержание электронного учебника.............................................54
Главы электронного учебника....................................................................54
Теоретический материал электронного учебника.....................................56
Контрольные вопросы.................................................................................67
Практические задания.................................................................................69
Заключение......................................................................................................72
Приложение.....................................................................................................75
Список использованной литературы..............................
7. Выполнить указанные действия:
а) (2 + 3i) (4 - 5i) + (2 - 3i) (4 + 5i); б) .
8. Найти тригонометрическую форму комплексного числа:
а) i; б) -2; в) 1 + i; г) .
9. Вычислить:
а) ; б) ; в) .
10. Извлечь корни:
a) ; б) ; в) ; г) ; д) .
11. Упростить:
а) ; б) .
Предложенные задачи студенты решают у себя в тетради, а потом вводят полученные ответы в компьютер. По окончанию редактирования ответов студенты закрывают сеанс решения практических заданий и система переходит в режим оценки полученных ответов. После анализа выставляется оценка, которая показывается студенту и заносится в ведомость вместе с входными данными студента. Преподаватель, периодически просматривая ведомости (скажем, в конце дня) получает список всех студентов проходивших обучение в этот день и их оценки, может оперативно оценить успешность изложения темы и, если необходимо, принять меры по корректировке учебного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой дипломной работе рассматривалась тема разработки электронных обучающих систем на примере электронного учебника по математике. Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в высшую школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с применением СНИТ. В этих условиях тема моей дипломной работы, предмет ее исследования представляется очень своевременным. Актуальность этого вопроса продиктована самой ситуацией на рынке программного обеспечения, когда есть люди готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки, новые формы и методы обучения на практике, а несбалансированность российского рынка прикладного обеспечения не позволяет использовать целиком богатый потенциал, заложенный в СНИТ. Поэтому разработку компьютерного учебного пособия по математике, которое могло бы применятся в обучении студентов, считаю своей первостепенной задачей.
В данной дипломной работе передо мной были поставлены следующие цели:
– предоставить студентам, изучающим математику эффективное и легкодоступное средство обучения, которое включало бы в себя теоретический материал, вопросы и практические задания, и выполняло бы не только обучающую, но и контролирующую и оценивающую функции;
– провести анализ теоретического материала предлагаемого к компьютерной реализации с целью определения его пригодности к подобной реализации и степень ее эффективности;
– продолжить, и в чем то оживить, процесс внедрения средств новых информационных технологий в область преподавания математики, ускорить интеграцию математических и информационных дисциплин;
– предоставить нашему университету полноценное программное обеспечение, которое сможет применяться при обучении математике на младших курсах, и которым смогут пользоваться сотни студентов;
Для достижения поставленных целей и решения предложенной задачи мною, была проделана следующая работа:
– рассмотрено современная ситуация в процессе компьютеризации нашего общества и конкретно процесса образования в высшей школе;
– проведена классификация существующих на данный момент компьютерных обучающих систем по их назначению и целям применения в образовании;
– выделены основные условия успешного применения средств НИТ в учебном процессе;
– детально изучена методика создания компьютерных обучающих мультимедиа систем, которая была в дальнейшем использована при разработке собственного компьютерного приложения;
– рассмотрены принципы изложения информации с точки зрения современных теорий психологии и дизайна;
– досконально изучены наиболее популярные инструментальные средства разработки мультимедиа приложений: IBM LinkWay, Action 2.5, Multimedia ToolBook и среда программирования Borland Delphi 3.0;
– проведен сравнительный анализ этих инструментальных сред с целью выявления системы, наиболее отвечающей требованиям, предъявляемым при разработке учебника;
– проведен анализ теоретического материала предлагаемого к изучению студентам I курса отделения «информатика – иностранный язык» и выбран материал для первоочередной реализации в компьютерном учебнике;
– подобрана система контрольных вопросов для выявления уровня усвоения нового материала;
– подобрана система практических заданий предназначенных для закрепления изученного материала и выработке практических умений и навыков в решении подобных заданий;
– разработана система контекстно-вызываемых пояснений, призванная облегчить обучение студентов;
– разработан и реализован действующий фрагмент электронного учебника по математике, который может применяться при обучении студентов;
Практическую ценность своей работы вижу в том, что:
во-первых, мною был
получен богатый опыт разработки
обучающих компьютерных систем, в
том числе освоены
во-вторых, и это главное, университет получит в свое распоряжение и сможет использовать в образовательном процессе новое электронное средство обучения – компьютерный учебник по математике.
В заключении хочется выразить свою благодарность моим научным руководителям Брановскому Юрию Сергеевичу и Рябогину Анатолию Константиновичу за практическую помощь в работе над электронным учебником и дипломным проектом.
ПРИЛОЖЕНИЕ А:
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ВЫРАЖЕНИЙ
База данных (БД) – именованная совокупность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в данной предметной области. БД обеспечивает использование одних и тех же данных в различных приложениях, допускает решение задач планирования, исследования, управления. Функционирование БД обеспечивается системой управления базами данных (СУБД).
База знаний (БЗ)
– совокупность систематизированных
основополагающих сведений, относящихся
к определенной области знания, хранящихся
в памяти ЭВМ, объем которых необходим
и достаточен для решения заданного
круга теоретических или
Видеокомпьютерная система – комплекс оборудования, позволяющий представлять пользователю различные виды воспринимаемой информации (текст, рисованная графика, видеофильм, движущиеся изображения, звук), обеспечивая ведение интерактивного диалога пользователя с системой.
Виртуальная реальность
(VIRTUAL REALITY) - новая технология неконтактного
информационного
Инструментальное
программное средство (ИПС) - программное
средство, предназначенное для
Интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно – аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы.
Информатизация
образования – процесс
Информатизация
общества – это глобальный социальный
процесс, особенность которого состоит
в том, что доминирующим видом
деятельности в сфере общественного
производства является сбор, накопление,
продуцирование, обработка, хранение,
передача и использование информации,
осуществляемые на основе современных
средств микропроцессорной и
вычислительной техники, а также
разнообразных средств
Информационно –
предметная среда со встроенными
элементами технологии обучения - совокупность
условий, способствующих возникновению
и развитию процессов: активного
информационного взаимодействия между
преподавателем, обучаемым (обучаемыми)
и СНИТ, ориентированного на выполнение
разнообразных видов
Информационно-учебная деятельность – это деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленная на достижение учебных целей. При этом предполагается выполнение следующих видов деятельности: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме; интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно – аппаратной) системой, характеризующееся реализацией более развитых средств ведения диалога при обеспечении возможности выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы; управление реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих; автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.
Искусственный интеллект
(ИИ) – искусственная (программная
реализация) система, имитирующая решение
человеком достаточно сложных задач
в процессе его деятельности. Искусственный
интеллект – направление
Компьютерная визуализация
учебной информации: компьютерная визуализация
изучаемого объекта - наглядное представление
на экране ЭВМ объекта, его составных
частей или их моделей, а при необходимости
во всевозможных ракурсах, в деталях,
с возможностью демонстрации внутренних
взаимосвязей составных частей; компьютерная
визуализация изучаемого процесса –
наглядное представление на экране
ЭВМ данного процесса или его
модели, в том числе скрытого в
реальном мире, а при необходимости
– в развитии, во временном и
пространственном движении, представление
графической интерпретации
Информация о работе Разработка электронного учебника по математике для студентов I курса