Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:54, дипломная работа
В своей дипломной работе я рассмотрел одну из сторон процесса информатизации общества и образования – создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий (НИТ) – электронного учебника. В ней исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников. Кроме этого, описываются все этапы создания подобных электронных приложений с учетом специфики конкретного учебного предмета (математики).
Введение............................................................................................................3
Глава I: Информационные технологии в обществе и образовании................6
Информатизация общества: современные реалии......................................6
Аспекты применения СНИТ в образовании................................................9
Типология педагогических программных средств....................................14
Необходимые условия успешного применения ППС................................18
Глава II: Этапы создания электронного учебника.........................................22
Порядок разработки обучающих мультимедиа систем.............................22
Принципы изложения материала...............................................................32
LinkWay.......................................................................................................37
Action...........................................................................................................40
ToolBook......................................................................................................42
Delphi...........................................................................................................46
Реализованные и потенциальные возможности учебника........................51
Глава III: Содержание электронного учебника.............................................54
Главы электронного учебника....................................................................54
Теоретический материал электронного учебника.....................................56
Контрольные вопросы.................................................................................67
Практические задания.................................................................................69
Заключение......................................................................................................72
Приложение.....................................................................................................75
Список использованной литературы..............................
– реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке так называемых интеллектуальных обучающих систем (Intelligent Tutoring Systems) типа экспертных систем, баз данных, баз знаний, ориентированных на некоторую предметную область.
Использование возможностей
систем искусственного интеллекта создает
веские предпосылки для организации
процесса самообучения; формирует умения
самостоятельного представления и
извлечения знаний; способствует интеллектуализации
учебной деятельности; инициирует развитие
аналитико-синтетических видов
– использование средств телекоммуникаций, реализующих информационный обмен на уровне общения через компьютерные сети (локальные или глобальные), обмен текстовой, графической информацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информационного банка данных.
Телекоммуникационная связь позволяет в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, способствует общему развитию обучаемого.
– новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире" - система "Виртуальная реальность".
Использование этой
системы позволяет обеспечить аудиовизуальный
и тактильный контакт между пользователем
и стереоскопически представленными
объектами виртуальной
Перспективами использования
системы "Виртуальная реальность"
в сфере образования являются:
профессиональная подготовка будущих
специалистов в областях, в которых
необходимо стереоскопически представлять
изучаемые или исследуемые
Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения СНИТ, реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить:
· предоставление обучаемому инструмента исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире и вместе с тем активного компонента предметного мира, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир;
· расширение и углубление
изучаемой предметной области за счет
возможности моделирования, имитации
изучаемых процессов и явлений; организации
экспериментально-
· расширение сферы
самостоятельной деятельности обучаемых
за счет возможности организации разнообразных
видов учебной деятельности (экспериментально-
· индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения;
· вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала или решения задач определенного класса за счет реализации возможностей систем искусственного интеллекта;
· формирование информационной культуры, компоненты культуры индивида, члена информационного общества, за счет осуществления информационно-учебной деятельности, работы с объектно-ориентированными программными средствами и системами;
· повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций.
Процесс информатизации образования и связанное с этим использование возможностей СНИТ в процессе обучения приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения.
Математизация и информатизация предметных областей, интеллектуализация учебной деятельности, общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, поддерживаемые использованием СНИТ, приводят к расширению и углублению изучаемых предметных областей, интеграции изучаемых предметов или отдельных тем. Это обусловливает изменение критериев отбора содержания учебного материала. Они основываются на необходимости интенсификации процесса интеллектуального и саморазвития личности обучаемого, формирования умений формализовать знания о предметном мире, извлекать знания, пользуясь различными современными методами обработки информации.
Таким образом, в связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования.
Параллельно этим процессам
происходит внедрение инновационных
подходов к проблеме уровня знаний
учащихся, основанных на разработке и
использовании комплекса
Изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за его результатами приводит к изменению частных методик преподавания.
Реализация возможностей
СНИТ в процессе обучения и связанное
с этим расширение спектра видов
учебной деятельности приводят к
качественному изменению
Типология педагогических программных средств
Особое место
в программном обеспечении
Педагогические программные средства (ППС) – совокупность компьютерных программ, предназначенных для достижения конкретных целей обучения.
ППС являются главной
частью компьютерного программно-
Средства вычислительной
техники должны поступать в систему
образования с программным
В настоящее время нет единой классификации ППС, хотя во многих работах в зависимости от методических целей, реализация которых оправдывает введение ППС, выделяют среди них следующие типы:
1. Программы-тренажеры
– предназначены для
2. Контролирующие
программы, предназначенные
3. Наставнические
программы, которые
4. Демонстрационные
программы, предназначенные
5. Информационно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации.
В недалеком будущем
обучаемый при подготовке к занятиям
или на занятиях сможет использовать
ПК, подключенный через модем и
телефонную линию связи к другим
компьютерам и к библиотеке. В
этом случае он может получить любую
необходимую информацию, имея доступ
к компьютеризированному
6. Имитационные
и моделирующие программы,
7. Программы для
проблемного обучения, которые построены
в основном на идеях и
Необходимые условия успешного применения ППС
Изучение отечественного
и зарубежного опыта
* программно - методическое обеспечение, ориентированное на поддержку процесса преподавания определенного учебного предмета или курса, которое должно включать: программные средства поддержки процесса преподавания; инструментальные программные средства, обеспечивающие возможность автоматизации процесса контроля результатов учебной деятельности, разработки ППС, а также управления обучением;
Информация о работе Разработка электронного учебника по математике для студентов I курса