Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 01:53, курсовая работа
Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Область ИИ имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.
ЭС - это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.
Введение – стр. 3
I. Исследовательская часть.
1. Обзор методов построения книги – стр. 4
1.1 Системы на основе линейного текста – стр. 4
1.2 Мультимедийные обучающие системы – стр. 4
1.3 Системы на основе гипертекста – стр. 4
1.4 Справочная система ОС Windows – стр. 5
1.5 Пакет гиперметод – стр. 5
1.6 Требования к учебнику – стр. 6
II. Конструкторская часть.
Обоснование выбора среды программирования – стр. 7
Основные функции учебника – стр. 7
Разработка главной страницы – стр. 7
Используемы элементы – стр. 15
Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития. – стр.15
Структура систем, основанных на знаниях. – стр.30
Стратегии управления выводом – стр.41
III. Технологическая часть.
Руководство пользователя – стр. 46
Заключение – стр. 49
Список литературы – стр. 50
«4»
Области применения
экспертных систем.
Области применения систем, основанных
на знаниях, могут быть
а) Медицинская
диагностика.
Диагностические системы
б) Прогнозирование.
Прогнозирующие системы
в) Планирование.
Планирующие системы
г) Интерпретация.
Интерпретирующие системы
Д) Контроль и управление.
Системы, основанные на знаниях, могут
применятся в качестве интеллектуальных
систем контроля и принимать решения,
анализируя данные, поступающие от нескольких
источников. Такие системы уже работают
на атомных электростанциях, управляют
воздушным движением и осуществляют медицинский
контроль. Они могут быть также полезны
при регулировании финансовой деятельности
предприятия и оказывать помощь при выработке
решений в критических ситуациях.
е) Диагностика
неисправностей в
механических и
электрических устройствах.
В этой сфере системы,
ж) Обучение.
Системы, основанные на
Большинство ЭС включают
Управляющая
система может применяться для
целей контроля, диагностики, прогнозирования
и планирования. Система, обеспечивающая
сохранность жилища, может следить за
окружающей обстановкой, распознавать
происходящие события (например, открылось
окно), выдавать прогноз (вор-взломщик
намеревается проникнуть в дом) и составлять
план действий (вызвать полицию).
«5» Критерий использования
ЭС для решения задач.
Существует ряд прикладных
1. Данные
и знания надежны и не
2. Пространство
возможных решений
3. В
процессе решения задачи
4. Должен
быть по крайней мере один
эксперт, который способен
В таблице один приведены
Таблица
1. Критерий применимости ЭС.
Применимы | неприменимы |
Не могут быть построены строгие алгоритмы или процедуры, но существуют эвристические методы решения. | Имеются эффективные алгоритмические методы. |
Есть эксперты, которые способны решить задачу. | Отсутствуют эксперты или их число недостаточно. |
По своему характеру задачи относятся к области диагностики, интерпретации или прогнозирования. | Задачи носят вычислительный характер. |
Доступные данные “зашумлены”. | Известны точные факты и строгие процедуры. |
Задачи решаются методом формальных рассуждений. | Задачи решаются процедурными методами, с помощью аналогии или интуитивно. |
Знания статичны (неизменны). | Знания динамичны (со временем изменяются). |
В целом ЭС не рекомендуется применять для решения следующих типов задач:
- математических, решаемых обычным путем формальных преобразований и процедурного анализа;
- задач
распознавания, поскольку в
- задач,
знания о методах решения
«6» Ограничения в применение экспертных систем.
Даже лучшие из существующих
ЭС, которые эффективно функционируют
как на больших, так и на мини-ЭВМ, имеют
определенные ограничения по сравнению
с человеком-экспертом.
1.
Большинство ЭС не вполне
2. Вопросно-ответный режим, обычно принятый в таких системах, замедляет получение решений. Например, без системы MYCIN врач может (а часто и должен) принять решение значительно быстрее, чем с ее помощью.
3. Навыки системы не возрастают после сеанса экспертизы.
4. Все еще остается проблемой приведение знаний, полученных от эксперта, к виду, обеспечивающему их эффективную машинную реализацию.
5.
ЭС не способны обучаться, не
обладают здравым смыслом.
6.
ЭС неприменимы в больших
7. В тех областях, где отсутствуют эксперты (например, в астрологии), применение ЭС оказывается невозможным.
8. Имеет смысл привлекать ЭС только для решения когнитивных задач. Теннис, езда на велосипеде не могут являться предметной областью для ЭС, однако такие системы можно использовать при формировании футбольных команд.
9.
Человек-эксперт при решении
Системы, основанные на
«7» Преимущества ЭС
перед человеком - экспертом.
Системы, основанные на
1. У них нет предубеждений.
2.
Они не делают поспешных
3.
Эти системы работают
4. База знаний может быть очень и очень большой. Будучи введены в машину один раз, знания сохраняются навсегда. Человек же имеет ограниченную базу знаний, и если данные долгое время не используются, то они забываются и навсегда теряются.
5.
Системы, основанные на
6.
Эти системы не заменяют
«8» История развития
экспертных систем.
«8.1» Основные линии развития ЭС.
Наиболее известные ЭС, разработанные
в 60-70-х годах, стали в
Информация о работе Разработка электронного учебника по Экспертным системам