Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:21, реферат
Экспертные системы возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта - совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Введение
1 Описание предметной области
1.1 Постановка задачи
1.2 Понятие интеллектуальных и экспертных систем
1.3 Классификация и применение ЭС
2.Структура разработки ЭС
2.1 Основные компоненты экспертных систем
2.2 Представления знаний в ЭС
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение | 5 |
1 Описание предметной области | 6 |
1.1 Постановка задачи | 6 |
1.2 Понятие интеллектуальных и экспертных систем | 6 |
1.3 Классификация и применение ЭС | 9 |
2.Структура разработки ЭС | 13 |
2.1 Основные компоненты экспертных систем | 13 |
2.2 Представления знаний в ЭС | 15 |
Заключение | 20 |
Список использованных источников | 21 |
Приложение А | 22 |
Экспертные системы возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта - совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Область искусственного интеллекта имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод, распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.
Экспертная система - это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. Экспертные системы выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение экспертных систем на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы.
При создании экспертных систем возникает ряд затруднений. Это, прежде всего, связано с тем, что заказчик не всегда может точно сформулировать свои требования к разрабатываемой системе. Также возможно возникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может препятствовать передаче своих знаний, опасаясь, что впоследствии его заменят «машиной». Но эти страхи не обоснованы, так как экспертные системы не способны обучаться, они не обладают здравым смыслом, интуицией. Но в настоящее время ведутся разработки экспертных систем, реализующих идею самообучения. Также экспертные системы неприменимы в больших предметных областях и в тех областях, где отсутствуют эксперты.
Причиной повышенного интереса, который экспертные системы вызывают к себе на протяжении всего своего существования, является возможность их применения к решению задач из самых различных областей человеческой деятельности.
1 Описание предметной области
1.1 Постановка задачи
Разработать экспертную систему «». Данная система должна позволять клиенту выбрать себе подходящий тур и в результате предложить возможный вариант решения. Во время выбора клиент выбирает вид тура, страну, тип отеля, вид питания, количесво дней и человек, а также вид транспорта.
1.2 Понятие интеллектуальных и экспертных систем
Наиболее широкое применение методы ИИ нашли в программах, называемых экспертными системами (ЭС). Отличительной чертой этих программ является способность накапливать знания и опыт квалифицированных професионалов (экспертов) в какой-либо узкой предметной области. Затем при помощи знаний, накопленных в ЭС, специалисты с не очень высокой квалификацией могут решать сложные задачи на столь же высоком уровне, как и эксперты, иными словами, данные программы поддерживают средствами автоматизации не только и не столько вычислительные функции, сколько функции мыслительные, интеллектуальные, помогая пользователю принимать решения в сложных неоднозначных ситуациях.
Единого строгого определения ЭС пока нет. Чаще всего в литературе и среди специалистов используется понимание экспертной системы - как компьютерной программы, созданной для выполнения тех видов деятельности, которые под силу только человеку - эксперту, например проектирование, планирование, перевод, выдача рекомендаций. Эти программы моделируют образ мышления человека-эксперта на основе механизмов логического вывода и эвристических методов.
Определение, одобренное Комитетом по экспертным системам Британского компьютерного общества, гласит, что под экспертной системой понимается система, объединяющая возможности компьютера со знаниями и опытом эксперта в такой форме, что система может предложить РАЗУМНЫЙ СОВЕТ или осуществить РАЗУМНОЕ РЕШЕНИЕ поставленной задачи. Такая система должна уметь объяснять ход своих рассуждений в понятной форме.
Все экспертные системы являются системами искусственного интеллекта, но не все системы искусственного интеллекта являются ЭС. Например, программа распознования печатного текста или голосовых сообщений относится к интеллектуальным системам, но не является экспертной системой, поскольку решение подобной задачи под силу любому человеку. Для ЭС характерно наличие цели функционирования, состоящей в решении сложных проблем, решение которых под силу специалисту высокой квалификации - эксперту.
На основе приведенных определений выделим характерные черты ЭС:
алгоритмы функционирования ЭС имитируют подход к решению проблемы со стороны человека;
умение объяснять свои действия в понятной для человека форме;
наличие естественно - языкового интерфейса.
Различают ЭС предметно-ориентированные и ЭС-оболочки, предназначенные для наполнения любым предметным знанием. Экспетные системы могут строиться на основе представления знаний в виде набора правил (rule - based - подход) и на базе адаптивного подхода, основанного на обучении системы на примерах (case - based - подход).
Экспертные системы первого поколения строились преимущественно на основе правилоориентированного подхода. Такие экспертные системы назывались правилоориентированными или продукционными.
В ЭС, основанных на правилах, предметные знания представляются набором правил, которые проверяются через набор фактов или знаний о текущей ситуации.
Различаются ЭС по связи с реальным временем:
1. Статистические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны.
Пример: диагностика неисправностей в автомобиле.
2. Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени.
Пример: микробиологические ЭС, в которых снимаются лабораторные измерения с технологического процесса и анализируется динамика полученных показателей по отношению к предыдущему измерению.
3. Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпритацией поступаемых данных.
Пример: управление гибкими производственными комплексами, мониторинг в реанимационных палатах и др.
Также различаются ЭС по степени интеграции с другими программами:
Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для специфически "экспертных" задач, для решения которых не требуется привлекать традиционные методы обработки данных (расчеты, моделирование и т.д.)
Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующий стандартные пакеты прикладных программ (например, математическую статистику, линейное программирование) и средства манипулирования знаниями.
Специализированные продукционные системы нашли широкое приминение в различных областях человеческой деятельности. Однако наиболее популярными ЭС являются оболочки Guru, KEE, LOOPS, которые могут быть наполнены любым предметным знанием.
Основой экспертной системы является совокупность знаний (базы знаний), структурированных в целях формализации процесса принятия решений. Экспертные системы разрабатываются с расчетом на обучение и способны обосновать логику выбора решения, т.е. обладают свойствами адаптивности и ее аргументирования. У большинства экспертных систем имеется механизм объяснения. Этот механизм использует знания, необходимые для объяснения того, каким образом система пришла к данному решению. Очень важным является определение области применения экспертной системы, границ ее использования и действия.
Преимущества экспертных систем по сравнению с использованием опытных специалистов в следующем:
достигнутая компетентность не утрачивается, может документироваться, передаваться, воспроизводиться и наращиваться;
имеют место более устойчивые результаты, отсутствуют эмоциональные и другие факторы человеческой ненадежности;
высокая стоимость разработки уравновешивается низкой стоимостью эксплуатации, возможностью копирования, а в совокупности они дешевле высококвалифицированных специалистов.
Недостатком экспертных систем, характерным для их современного состояния, является меньшая приспособляемость к обучению новым правилам и концепциям, к творчеству и изобретательству. Использование экспертных систем позволяет во многих случаях отказаться от высококвалифицированных специалистов, но предполагает оставить в системе место эксперту с более низкой квалификацией. Экспертные системы служат средством для расширения и усиления профессиональных возможностей конечного пользователя.
Экспертная система должна демонстрировать компетентность, т.е. достигать в конкретной предметной области того же уровня, что и специалисты - эксперты. Недостаточно находить хорошие решения, это надо делать быстро. Системы должны иметь не только глубокое, но и достаточно широкое понимание предмета. Методы нахождения решений проблем достигаются на основе рассуждений, исходящих из фундаментальных принципов в случае некорретных данных или неполных наборов правил. Такие свойства наименее разработаны в компьютерных экспертных системах, но именно они присущи специалистам высокого уровня.
От обычных компьютерных систем экспертные системы отличаются тем, что:
манипулируют знаниями, тогда как любые другие системы - данными;
дают эффективные оптимальные решения и способны иногда ошибаться, но в отличие от традиционных компьютерных систем они имеют потенциальную способность учиться на своих ошибках.
1.3 Классификация и применение ЭС
На рынке появилось множество интеллектуальных ПС, в первую очередь в виде экспертных систем (ЭС), автоматизирующих процесс принятия решений и играющих все возрастающую роль в деятельности многих компаний, а также в тех областях, которые имеют непосредственное отношение к вопросам принятия решений в сложных или экстремальных ситуациях. В общем случае, ЭС состоит из базы данных и знаний и программного обеспечения, поддерживающего данные базы в актуальном состоянии и симулирующего знания и аналитические способности эксперта в конкретной предметной области.
Экспертные системы наилучшим образом отвечают задачам, требующим принятия решений в сложных ситуациях. Примером могут служить задачи медицинского диагноза или технической диагностики, в которых критическим фактором является не только достоверный диагноз, но и время. Когда у пациента имеет место неизвестная совокупность симптомов, врач может прибегнуть к консультации с ЭС, чтобы поставить диагноз и назначить соответствующий курс лечения. Именно поэтому для задач данного класса были разработаны первые ЭС и число их постоянно растет. Для такого типа ЭС многовековая медицинская практика накопила обширные знания и опыт лечения, что существенно облегчает задачу создания соответствующих баз знаний и данных.
Вторым классом задач, хорошо отвечающим ЭС - технологии, являются задачи по принятию решений в случае, когда в прикладной области имеется ограниченное число высоко квалифицированных экспертов, которые могут давать наиболее оптимальные рекомендации для принятия необходимых решений. Например, фирма Honeywell создала ЭС, ориентированную на задачи диагностики коммерческих воздушных кондиционеров. И хотя технический персонал фирмы имеет квалификацию не ниже средней, наличие ЭС обеспечивает неизменно высокое качество обслуживания. Положительные аспекты данного подхода состоят и в том, что затраты на обслуживание не возрастают при необходимости увеличения числа экспертов либо при увольнении их из фирмы.