Разработка электронного учебника по Экспертным системам

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Область ИИ имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.
ЭС - это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.

Содержание

Введение – стр. 3
I. Исследовательская часть.
1. Обзор методов построения книги – стр. 4
1.1 Системы на основе линейного текста – стр. 4
1.2 Мультимедийные обучающие системы – стр. 4
1.3 Системы на основе гипертекста – стр. 4
1.4 Справочная система ОС Windows – стр. 5
1.5 Пакет гиперметод – стр. 5
1.6 Требования к учебнику – стр. 6
II. Конструкторская часть.
Обоснование выбора среды программирования – стр. 7
Основные функции учебника – стр. 7
Разработка главной страницы – стр. 7
Используемы элементы – стр. 15
Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития. – стр.15
Структура систем, основанных на знаниях. – стр.30
Стратегии управления выводом – стр.41
III. Технологическая часть.
Руководство пользователя – стр. 46
Заключение – стр. 49
Список литературы – стр. 50

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 2.11 Мб (Скачать)

    Во все наши процедуры исследования пространства состояний входит построение новых описаний состояний, исходя из старых с последующей проверкой новых описаний состояний, с тем чтобы убедиться, не описывают ли они состояние, отвечающее поставленной цели. Часто это просто проверка того, соответствует ли некоторое описание состояния данному целевому описанию состояния, но иногда должна быть произведена  более сложная проверка. Например, для игры в пятнадцать целью может быть создание конфигурации из фишек, в которой в верхних двух рядах не будет фишек с номерами, превосходящими 12. Во всяком случае, то свойство, которому должно удовлетворять описание состояния, для того чтобы это состояние было целевым, должно быть охарактеризовано исчерпывающим образом.

    В некоторых задачах оптимизации недостаточно найти любой путь, ведущий к цели, а необходимо найти путь, оптимизирующий некоторый критерий (например, минимизирующий число применений операторов). С такими задачами проще всего работать, сделав так, чтобы поиск не оканчивался до сих пор, пока не будет найдено некоторое оптимальное решение.

    Таким образом, мы видим, что  для полного представления задачи  в пространстве состояний необходимо задать:

а) форму  описания состояний и, в частности, описание начального состояния;

б) множество  операторов и их воздействий  на описания состояний;

в) свойства описания целевого состояния.

  Пространство  состояний полезно представлять  себе в виде направленного  графа. 

  «3.3» Запись в виде графа. 

    Граф состоит из множества  (не обязательно конечного)  вершин. Некоторые пары вершин соединены с помощью дуг, и эти дуги направлены от одного члена этой пары к другому. Такие графы носят название направленных графов. Если некоторая дуга направлена от вершины ni  к вершине nj, то говорят, что вершина nj является дочерней для вершины ni, а вершина ni является родительской вершиной для nj. Может оказаться, что наши две вершины будут дочерними друг для друга; в этом случае пара направленных дуг называется иногда ребром графа. В случае, когда граф используется для представления пространства состояний, с его вершинами связывают описание состояний, а с его дугами - операторы.

    Последовательность вершин ni1,ni2,...,nik., в которой каждая вершина nij  дочерняя для ni,j-1, j=2,k, называется  путем длины k от вершины ni1, к вершине nik. Если существует путь, ведущий от вершины ni  к вершине nj, то вершину nj  называют достижимой из вершины ni  или потомком вершины ni . В этом случае вершина ni называется также предком для вершины nj. Видно, что проблема нахождения последовательности операторов, преобразующих одно состояние в другое, эквивалентна задаче поиска пути на графе. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III.      Технологическая часть. 

3.1   Руководство пользователя

  

Для более удобной  работы с учебником все HTML документы были скомпилированы в единый файл с помощью программы HTM2CHM.

CHM - это расширение  файла в формате Compressed HTML Help. Формат  был разработан Microsoft для гипертекстовых  справочных систем. Для просмотра  CHM файлов достаточно наличия  в системе Internet Explorer. У CHM файлов, как правило, есть Содержание - отдельная панель со списком статей для упрощения навигации.

Для запуска  электронного учебника необходимо запустить  “Учебник.html “

 

После запуска  приложения откроется основное окно.

Для удобства работы необходимо скрыть панель списка статей и выбрать полноэкранный масштаб .

 

Теперь работа с учебником не предоставит неудобств. 
 

После того как  вы выбрали тему для изучения, необходимо кликнуть по ссылке. После чего в  правой части окна загрузится  необходимая информация.

 
 

В течение работы с учебником вы неоднократно будете переходить по страницам для удобства можно использовать кнопку «назад»  . 

Так же при необходимости  можно распечатать интересующую вас страницу с помощью кнопки «Печать»  . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Проведена обработка  и анализ структуры создания  электронного учебника написанного  на языке HTML.

Разработанный электронный учебник решает следующие  задачи: 

  1. Дает основные понятия,  которые включает в себя экспертные системы.
  2. Были рассмотрены основные проблемы, по теме экспертные системы.

     3.  Отображение полученной информации в наглядном и удобном для          пользователя электронном виде (возможность перехода от одной страницы к другой, а так же печать понадобившейся страницы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

1. И.  Братко. Программирование на языке  Пролог для искусств-

венного интеллекта.- М.: Мир, 1990.

2.  Г.  Долин. Что такое ЭС.- Компьютер  Пресс, 1992/2.

3.  Д.  Р. Малпасс. Реляционный язык Пролог и его применение.

4. Д.  Н. Марселлус. Программирование  экспертных систем на Турбо  Прологе.- М.: Финансы и статистика, 1994.

5. К.  Нейлор. Как построить свою экспертную  систему.- М.: Энергоатомиздат, 1991.

6.  Н.  Д. Нильсон. Искусственный интеллект. Методы поиска решений.- М.: Мир, 1973.

7.  В.  О. Сафонов. Экспертные системы-  интеллектуальные помощники специалистов.- С.-Пб: Санкт-Петербургская организация  общества “Знания” России, 1992.

8.  К.  Таунсенд, Д. Фохт. Проектирование  и программная реализация  экспертных систем на персональных ЭВМ.- М.: Финансы и статистика, 1990.

9.  В.  Н. Убейко. Экспертные системы.- М.: МАИ, 1992.

10. Д.  Уотермен. Руководство по экспертным  системам.- М.: Мир, 1980.

11. Д.  Элти, М. Кумбс. Экспертные системы:  концепции и примеры.- М.: Финансы и статистика, 1987.   

12. Матросов А. В., Сергеев А. О., Чаунин М. П. HTML 4.0. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

13. Кириленко А. Самоучитель HTML – Издательство «ПИТЕР» , 2006.

14. Жадаев А.Г.   Самоучитель HTML 4- Издательство "Юниор" · 2001.

15. Молли Э.Хольцшлаг Использование HTML и XHTML. Специальное издание – Издательство «Вильямс» 2003.

16. Гончаров А. Самоучитель HTML- издательство «ПИТЕР» 2002.

17. Бикнер К. Экономичный web дизайн NT PRESS Москва 2005. 

Информация о работе Разработка электронного учебника по Экспертным системам