Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 01:53, курсовая работа
Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Область ИИ имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.
ЭС - это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.
Введение – стр. 3
I. Исследовательская часть.
1. Обзор методов построения книги – стр. 4
1.1 Системы на основе линейного текста – стр. 4
1.2 Мультимедийные обучающие системы – стр. 4
1.3 Системы на основе гипертекста – стр. 4
1.4 Справочная система ОС Windows – стр. 5
1.5 Пакет гиперметод – стр. 5
1.6 Требования к учебнику – стр. 6
II. Конструкторская часть.
Обоснование выбора среды программирования – стр. 7
Основные функции учебника – стр. 7
Разработка главной страницы – стр. 7
Используемы элементы – стр. 15
Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития. – стр.15
Структура систем, основанных на знаниях. – стр.30
Стратегии управления выводом – стр.41
III. Технологическая часть.
Руководство пользователя – стр. 46
Заключение – стр. 49
Список литературы – стр. 50
где N- номер утверждения, выданный подсистемой объяснения на одном из предыдущих шагов диалога. Например, в ответ на вопрос:
КАК 2.0?
“Как получен утверждение 2.0?” подсистема объяснения выдает информацию в правиле, которое было применено для его получения:
[3.1]
Используется правило 2, заключением
которого является,
Чтобы получить более
КАК 3.1?
“Как было использовано правило 2?”. Ответ системы:
Ранее установлено, что:
[4.1] Скоро пойдет дождь.
Следовательно, нужно взять с собой зонтик.
Выясним теперь, как получено утверждение 4.1:
КАК 4.1?
Ответ системы:
[5.1]
Используется правило 1, заключением
которого является, что скоро
пойдет дождь. Наконец,
КАК 5.1?
Ответ системы:
Ранее установлено, что:
[6.1] Небо покрыто тучами.
[6.2] Барометр падает.
Следовательно, скоро пойдет
Как были получены утверждения 6.1 и 6.2 пользователь помнит, поскольку он отвечал на вопросы системы относительно этих утверждений. Если все же он задаст системе вопрос КАК 6.1? или КАК 6.2?, то система напомнит ему об этом.
Описанная модель объяснения
используется в системе MYCIN. Достоинством
ее является возможность получения объяснения
любого шага работы системы, недостатком-
жесткая привязка к дереву вывода. Для
пользователя- непрограммиста такой способ
объяснения может показаться излишне
детализованным и слишком формальным,
а нужно было бы объяснение на “более
высоком уровне” с точки зрения здравого
смысла и без углубления в детали. Подобные
модели объяснения только начинают появляться
в ЭС и требуют более сложной организации
знаний.
«1» Разработка стратегии.
Одним из важных вопросов, возникающих при проектировании управляющей компоненты систем, основанных на знаниях, является выбор метода поиска решения, т.е. стратегии вывода. От выбранного метода поиска будет зависеть порядок применения и срабатывания правил. Процедура выбора сводится к определению направления поиска и способа его осуществления. Процедуры, реализующие поиск, обычно “зашиты” в механизм вывода, поэтому в большинстве систем инженеры знаний не имеют к ним доступа и, следовательно, не могут в них ничего изменять по своему желанию.
При разработке стратегии
1. Какую точку в пространстве состояний принять в качестве исходной? Дело в том, что еще до начала поиска решения система, основанная на знаниях, должна каким- то образом выбрать исходную точку поиска- в прямом или обратном направлении.
2.
Как повысить эффективность
«2»
Повышение эффективности
поиска.
В системах, база знаний которых насчитывает сотни правил, весьма желательным является использование какой- либо стратегии управления выводом, позволяющей минимизировать время поиска решения и тем самым повысить эффективность вывода. К числу таких стратегий относятся поиск в глубину, поиск в ширину, разбиение на подзадачи и альфа- бета алгоритм.
а) Сопоставление методов поиска в глубину и ширину.
Суть поиска в глубину состоит
в том, что при выборе
Пространство состояний - это
граф, вершины которого
При поиске в ширину, напротив, система проанализирует все признаки, находящиеся на одном уровне пространства состояний, и лишь затем перейдет к признакам следующего уровня детальности.
Специалисты, в какой- либо узкой области выше оценивают поиск в глубину, поскольку он позволяет собрать воедино все признаки, связанные с выдвинутой гипотезой. Универсалы же отдают предпочтение поиску в ширину, т.к. в этом случае анализ не ограничивается заранее очерченным кругом признаков. Особенности пространства поиска во многом определяют целесообразность применения той или иной стратегии: например, программы для игры в шахматы строятся на основе поиска в ширину, поскольку при использовании поиска в глубину число анализируемых ходов может быть и очень большим.
б) Альфа- бета алгоритм.
Задача сводится к уменьшению пространства состояний путем удаления в нем ветвей, не перспективных для поиска успешного решения. Поэтому просматриваются только те вершины, в которые можно попасть в результате следующего шага, после чего неперспективные направления исключаются из дальнейшего рассмотрения. Например, если цвет предмета, который мы ищем, не красный, то его бессмысленно искать среди красных предметов. Альфа- бета алгоритм нашел широкое применение в основном в системах, ориентированных на различные игры, например в шахматных программах.
в) Разбиение на подзадачи.
При такой стратегии в
При сведении задачи к подзадачам производится исследовании исходной задачи с целью выделения такого множества подзадач, чтобы решение некоторого определенного подмножества этих подзадач содержало в себе решение исходной задачи.
Рассмотрим, например, задачу о проезде на автомобиле из Пало-Альто (штат Калифорния) в Кембридж (штат Массачусетс). Эта задача может быть сведена, скажем, к следующим подзадачам:
Подзадача 1. Проехать из Пало-Альто в Сан-Франциско.
Подзадача 2.Проехать из Сан-Франциско в Чикаго.
Подзадача 3. Проехать из Чикаго в Олбани.
Подзадача 4. Проехать из Олбани в Кембридж.
Здесь
решение всех четырех подзадач обеспечило
бы некоторое решение
Каждая из подзадач может быть
решена с применением какого-
На каждом из этапов может
возникнуть несколько
г) Использование формальной логики при решении задач.
Часто для решения задач либо
требуется проведение
«3» Представление задач
в пространстве состояний
«3.1»
Описание состояний.
Чтобы построить описание
В сущности, любая структура величин
может быть использована для
описания состояний. Это могут
быть строки символов, векторы,
двухмерные массивы, деревья и списки.
Часто выбираемая форма описания имеет
сходство с некоторым физическим свойством
решаемой задачи. Так, в игре в пятнадцать
естественной формой описания состояний
может быть массив 4х4. Выбирая форму описания
состояний, нужно позаботиться и о том,
чтобы применение оператора, преобразующего
одно описание в другое, оказалось бы достаточно
легким.
«3.2» Операторы.
Состояния и операторы.
По-видимому, самый прямолинейный подход при поиске решения для игры в пятнадцать состоит в попытке перепробовать различные ходы, пока не удастся получить целевую конфигурацию. Такого рода попытка по существу связана с поиском при помощи проб и ошибок. (Мы предполагаем, что такой поиск может быть выполнен в принципе, скажем, на некоторой вычислительной машине, а не с привлечением реальной игры в пятнадцать). Отправляясь от начальной конфигурации, мы могли бы построить все конфигурации, возникающие в результате выполнения каждого из возможных ходов, затем построить следующее множество конфигураций после применения следующего хода и т.д., пока не будет достигнута целевая конфигурация.
Для обсуждения такого сорта
методов поиска решения
Оператор преобразует одно
Пространство состояний,
Про метод решения задач,
Операторы приводят одно
Информация о работе Разработка электронного учебника по Экспертным системам