Разработка электронного учебника по Экспертным системам

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Область ИИ имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.
ЭС - это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.

Содержание

Введение – стр. 3
I. Исследовательская часть.
1. Обзор методов построения книги – стр. 4
1.1 Системы на основе линейного текста – стр. 4
1.2 Мультимедийные обучающие системы – стр. 4
1.3 Системы на основе гипертекста – стр. 4
1.4 Справочная система ОС Windows – стр. 5
1.5 Пакет гиперметод – стр. 5
1.6 Требования к учебнику – стр. 6
II. Конструкторская часть.
Обоснование выбора среды программирования – стр. 7
Основные функции учебника – стр. 7
Разработка главной страницы – стр. 7
Используемы элементы – стр. 15
Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития. – стр.15
Структура систем, основанных на знаниях. – стр.30
Стратегии управления выводом – стр.41
III. Технологическая часть.
Руководство пользователя – стр. 46
Заключение – стр. 49
Список литературы – стр. 50

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 2.11 Мб (Скачать)

      Для пользователей:

1.Организация  обучения разного уровня - от начального знакомства до подробного усвоения материала.

2.Возможность  предоставления материала исходя  из цели обучения.

3.Компоновка  материала по результатам тестовых  проверок.

      Для разработчиков:

1.Проверка  корректности введенных определений.

2.Формирование  списка неопределяемых понятий.

3.Построение для выделенных понятий (и для всего учебника) графа связи с определяющими понятиями - иерархический граф понятий. 
 
 
 
 
 

II. Конструкторская часть.

2.1  Обоснование выбора  среды программирования.

На этапе подготовки задания рассматривалось несколько  возможных вариантов реализации учебника.

      Сформулируем  основные критерии, по которым производился выбор среды программирования для  создания данной книги.

     1) Создание максимально возможного  удобства в работе. Для  этого  книга должна иметь удобный  и современный интерфейс пользователя.

      2) Работа учебника должна выполняться  с максимально возможной скоростью.  Нежелательны ситуации, в которых  пользователю длительное время  придется ожидать переход от  одной страницы к другой.

  1. Возможность просмотра через веб браузер.
  2. Максимальная простота в использовании.
  3. Минимальные затраты на разработку учебника.

     В ходе последующего анализа имеющихся  средств программирования на основании перечисленных критериев был выбран вариант написания данного учебника на языке HTML. [1]

2.2     Основные функции учебника

     Учебник обеспечивает выполнение следующих  функций:    

  • выбор страницы электронного учебника, с которого начнется работа.
  • Созданная структура учебника позволяет в любой момент вернуться к нужной теме;
  • Проверка полученных знаний, путем прохождения теста.

2.3 Разработка главной  страницы

Запуск книги  осуществляется путем запуска исполняемого файла «first.html» . При этом на экране появляется окно данной книги  

Как видно на рисунке основное окно учебника разбито  на два фрейма(Фреймы позволяют разбить окно просмотра браузера на несколько прямоугольных подобластей, располагающихся рядом друг с другом. В каждую из подобластей можно загрузить отдельный HTML-документ, просмотр которого осуществляется независимо от других.

Выбор фреймовой  структуры отображения информации на WWW оправдан в следующих случаях:

- при необходимости  организовать управление загрузкой  документов в одну из подобластей окна просмотра браузера при работе в другой подобласти;

-  для расположения в определенном месте окна просмотра информации, которая должна постоянно находиться на экране вне зависимости от содержания других подобластей экрана;

-  для представления  информации, которую удобно расположить  в нескольких смежных подобластях окна, каждая из которых может просматриваться независимо.

Фреймы определяются в структуре, называемой FRAMESET, которая  используется для страниц, содержащих фреймы, вместо раздела BODY обычного документа. Web-страницы, составленные из фреймов, не могут содержать раздел BODY в своем HTML-коде. В свою очередь, страницы с разделом BODY не

могут использовать фреймы.

Контейнер из тэгов <FRAMESET> и </FRAMESET> обрамляет каждый блок определений фрейма. Внутри контейнера <FRAMESET> могут содержаться только ТЭГИ <FRAME> вложенные тэги <FRAMESET>.

Тэг <FRAMESET> имеет два параметра: ROWS (строки) и COLS (столбцы).

Список значений параметров ROWS и COLS тэга <FRAMESET> представляет собой разделенный запятыми список значений, которые могут задаваться в пикселях, в процентах или в относительных единицах. Число строк или столбцов определяется числом значений в соответствующем списке. Лучшим вариантом будет задание значений в процентах.

HTML-код, по  которому построен документ с  данной структурой: 

<FRAMESET COLS="35%,65%">

<FRAME SRC="list.htm">

<FRAME noresize SRC="info.htm" name=fra>

</FRAMESET>Тэг <FRAME> имеет шесть параметров: SRC, NAME, MARGINWIDTH, MARGINHEIGHT, SCROLLING И NORESIZE.

Параметр NAME определяет имя фрейма, которое может использоваться для ссылки к данному фрейму <…name=fra>. Обычно ссылка задается из другого фрейма, располагающегося на той же самой странице.

Параметр TARGET, который  ссылается на имя фрейма. Если для  фрейма не задано имя, то будет создан фрейм без имени, и не будет  возможности использовать ссылки на него из другого фрейма. Имена фреймов должны начинаться с алфавитно-цифрового символа. <base target= fra>

Параметры MARGINWIDTH и MARGINHEIGHT дают возможность устанавливать

ширину полей  фрейма.

Обычно пользователь может изменять размер фреймов при  просмотре страницы. Если установить курсор мыши на рамке фрейма, то курсор примет форму, указывающую на возможность изменения размеров, и позволит выполнить перемещение рамки в нужное место. Это иногда нарушает структуру красиво спроектированных фреймов. Для предотвращения возможности

изменения пользователем  размера фреймов следует воспользоваться  параметром NORESIZE:

<FRAME noresize…>

Этот параметр не требует никаких значений. Естественно, когда задан параметр NORESIZE для одного из фреймов, то размер любого из смежных фреймов также не может быть изменен. Иногда, в зависимости от расположения фреймов, использования параметра NORESIZE в одном из фреймов будет достаточно, чтобы предотвратить возможность изменения размеров любого из них на экране.

Взаимодействие  между фреймами заключается в возможности загрузки документов в выбранный фрейм по командам из другого фрейма. Для этой цели используется параметр TARGET тэга <А>. Данный параметр определяет имя фрейма или окна браузера, в которое будет загружаться документ, на

который указывает  данная ссылка. По умолчанию при отсутствии параметра TARGET документ загружается в текущий фрейм (или окно). Это умолчание может быть изменено заданием тэга <BASE> с нужным значением параметра TARGET. Задание имени фрейма, в который осуществляется загрузка по умолчанию, очень удобно для тех случаев, когда большое количество ссылок должно направлять документы в определенный фрейм. Типичная ситуация с оглавлением в одном фрейме, ссылки из которого загружают соответствующие документы в смежный фрейм. <base target= fra>

<HTML>

<HEAD>

<TITLE>Содержание</TITLE>

<base target= fra></HEAD>

<body background=6.jpg>

<UL><li>Содержание:

<font color= red>

          <ol>

Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития.

          <p><a href=IO.htm>1.1. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экс-пертных систем.</a>

          <p><a href=krizis.htm>1.2. Отличие экспертных систем от других программных продуктов.</a>

          <p><a href=hisRUS.htm>1.3. Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго по-коления.</a>

          <p><a href=badRUS.htm>1.4. Области применения</a>

          <p><a href=good.htm>1.5. Критерии использования экспертных систем для решения задач.</a>

          <p><a href=denger.htm>1.6. Ограничения в применении экспертных систем.</a>

          <p><a href=bezopas.htm>1.7. Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом.</a>

          <p>1.8. История развития экспертных систем.

          <p><a href=intmail.htm>1.8.1. Основные линии развития экспертных систем.</a>

          <p><a href=kylttryd.htm>1.8.2. Проблемы, возникающие при создании экспертных систем.

Перспективы развития.

</a>

          <p>Структура систем, основанных на знаниях.

          <p><a href=proc.htm>2.1. Категории пользователей экспертных систем.</a>

          <p><a href=istip.htm>2.2. Подсистема приобретения знаний.</a>

          <p><a href=sostavIS.htm>2.3. База знаний.</a>

          <p><a href=aips.htm>2.4. Подсистема вывода. Способы логического вывода.</a>

          <p><a href=etapais.htm>2.5. Диалог с экспертной системой. Объяснение.</a>

<p>Стратегии управления выводом.

<p><a href=a.htm>3.1. Разработка стратегии управления выводом.</a>

<p><a href=b.htm>3.2. Повышение эффективности поиска.</a>

<p>3.3. Представление задач в пространстве состояний.

<p><a href=c.htm>3.3.1. Описание состояний.</a>

<p><a href=e.htm>3.3.2. Состояния и операторы.</a>

<p><a href=q.htm>3.3.3. Запись в виде графа.</a> 

          <br>

         

</font>

          </ol>

</ul>

Левая часть  окна – это фрейм  с  названием list.html. В нем находится содержание данного учебника с соответствующими ссылками к темам. Он связан с фреймом  info.html, который занимает правую часть окна. Так же фрейм list.html имеет параметр  noresize, он необходим для поддержания строгой структуры документа.

В фрейме list.html используется тэг для представления информации в виде списка (списки являются одним из наиболее часто употребляемых форм представления данных как в электронных документах, так и в печатных. Возможность организации списковых структур имеется во многих текстовых редакторах, в частности, мощный текстовый процессор Microsoft Word обладает удобными средствами форматирования списков различного вида. Приведем ряд случаев, для которых использование списков довольно удобно:

-  Объединение  фрагментов информации в единую  структуру для придания удобочитаемого  вида.

Описание сложных пошаговых процессов.

Расположение информации в стиле оглавления, пункты которого указывают на      соответствующие разделы документа.

В языке HTML предусмотрены  следующие основные типы списков: маркированный, нумерованный и список определений. Для реализации списков различных типов используются следующие тэги: <UL>, <OL>, <DL>, <DIR>,<MENU>.

В данном учебнике применен нумерованный список. Иначе списки такого типа называют упорядоченными. Последнее название часто используется как формальный перевод названия соответствующего тэга <OL>, с помощью которого и организуются списки такого типа в HTML-документах (OL — Ordered List, упорядоченный список).

Списки данного  типа обычно представляют собой упорядоченную  последовательность отдельных элементов. Отличием от маркированных списков является то, что в нумерованном списке перед каждым его элементом автоматически проставляется порядковый номер. Вид нумерации зависит от браузера и может задаваться параметрами тэгов списка.

Для создания нумерованного  списка следует использовать тэг-контейнер <OL> </OL>, внутри которого располагаются  все элементы списка. Открывающий и закрывающий тэги списка обеспечивают перевод строки до и после списка, отделяя, таким образом, список от основного содержимого документа. Как и для маркированного списка, каждый элемент нумерованного списка должен начинаться тэгом <LI>.[1]

Код:

<ol>

Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития.

          <p><a href=IO.htm>1.1. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экс-пертных систем.</a>

          <p><a href=krizis.htm>1.2. Отличие экспертных систем от других программных продуктов.</a>

Информация о работе Разработка электронного учебника по Экспертным системам