Разработка информационной управляющей системы для Муниципального управления социальной защиты (МУСЗН)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение и разработка информационно-управляющей системы в сфере соцзащиты на примере МУСЗН Октябрьского р-на г. Ростова-на-Дону.
Задачи исследования:
изучить понятие и свойства информационных технологий;
проанализировать основные направления социальной защиты населения в г. Ростове-на-Дону;
проанализировать характерные черты информационных технологий, используемых в соцзащите Муниципального Управления Социальной Защиты Населения;
обосновать задачи и направления дальнейшей работы по совершенствованию информационных технологий соцзащиты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Применение информационных технологий в социальной сфере 5
1.1 Понятие информационной технологии 5
1.2 Свойства информационных технологий 6
1.4 Автоматизированные информационные системы (АИС) 13
1.5 Классификация автоматизированных информационных систем 19
Глава 2 Разработка информационной управляющей системы для Муниципального управления социальной защиты (МУСЗН) 24
2.1 Основные направления социальной защиты населения в г. Ростове-на-Дону 24
2.2 Цели создания Системы АИС 29
2.3 Компоненты Системы. 30
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

АИС учета выдачи социальных компенсаций.docx

— 1.06 Мб (Скачать)

     Техническое обеспечение (ТО) представляет собой  комплекс технических средств (технические  средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения  информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу АИС. Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.

     Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и  задачи АИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения  входят общесистемные и специальные  программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИС.

     Математическое  обеспечение (МО) – это совокупность математических методов, моделей и  алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач  и в процессе автоматизации проектировочных  работ АИС. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИС содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, проектировщики АИС.

     Организационное обеспечение (ОО) представляет собой  комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АИС. В процессе решения  задач управления данный вид обеспечения  определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала  АИС с техническими средствами и  между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС, в частности при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ, внедрении системы в эксплуатацию.

     Правовое  обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС. Правовое обеспечение на этапе разработки АИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования АИС включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и организации их деятельности, права, обязанности и ответственности персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения.

     Эргономическое  обеспечение (ЭО) как совокупность методов  и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИС, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИС, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения АИС входят комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала АИС; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности человека в АИС.

              1.5 Классификация автоматизированных информационных систем

 

     Автоматизированные  информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков, относящихся как  к системе в целом, так и  к отдельным ее элементам.

     Выделим основные признаки классификации автоматизированных информационных систем.

     1. Классификация по характеру обрабатываемой  информации. В соответствии с  этим признаком выделяют:

  • документальные информационные системы;
  • фактографические информационные системы [3].

     В документальных автоматизированных информационных системах объектами обработки, хранения и поиска являются определенные документы (книги, статьи, патенты и прочие информационные материалы). Обработка  информации обычно сводится к поиску документов, нужных пользователю. В ответ на запрос, сформулированный пользователем, система выдает соответствующие документы или их копии. В документальных информационных системах важное значение приобретают вопросы, связанные с оценкой содержания, смысла документа и запроса, с определением степени соответствия смысла (содержания) документа смыслу (содержанию) запроса. Для решения этих вопросов используются специальные способы организации информации и методы поиска, а также привлекаются различные логико-лингвистические средства.

     В фактографических информационных системах хранимая и обрабатываемая информация представляет собой конкретные сведения (параметры и характеристики объектов, сведения технико-экономического характера, результаты измерений, справочные и  статистические данные). Часто эта  информация носит оперативный характер, т.е. регулярно обновляется и изменяется. В этом случае информационные системы  являются оперативными.

     2. Классификация по целевым функциям.

     Целевые функции определяются назначением  данной информационной системы. От функций, выполняемых системой, зависят форма выходной информации, алгоритмы процессов ее обработки, а также характер, форма и способ взаимодействия пользователя с системой.

     В соответствии с этим признаком выделяют:

  1. информационно-справочные системы;
  2. информационно-расчетные системы;
  3. информационно-логические системы;
  4. управленческие системы [3].

    Информационно-справочные системы предназначены для удовлетворения информационных запросов пользователей. Характерная особенность таких  систем – информация, найденная  в соответствии с запросом, не используется непосредственно в рамках этой же системы, а выдается пользователю, который  использует полученную информацию для  любых необходимых ему целей (но не в рамках самой информационной системы). Примером информационно-справочных систем могут служить системы автоматизированного резервирования мест в пассажирском железнодорожном транспорте и в аэрофлоте. Эти системы являются также типичным примером оперативных информационных систем, так как практически каждое обращение в систему влечет за собой изменение текущего состояния информационного фонда (бронируются места, добавляются новые рейсы и т.п.).

    В соответствии с запросом информационно-справочная система осуществляет поиск нужных сведений из числа тех, что хранятся в ее информационном фонде. Поиск  – одна из основных операций в таких  системах, поэтому они являются также  информационно-поисковыми системами (ИПС).

    В информационно-расчетных системах хранящаяся информация используется для  решения задач, связанных с различными расчетными операциями. К подобным задачам относятся статистический учет и анализ, диагностика. К информационно-расчетным  можно отнести и информационные системы, функционирующие в рамках систем автоматизированного проектирования (САПР). Последние выполняют различные  проектные расчеты, решают задачи оптимизации  параметров элементов, схем, устройств в приборостроении и машиностроении.

    Функции расчетных систем могут быть присущи  и другим типам информационных систем. Например, в рамках документальной информационно-поисковой системы, функционирующей  в библиотеке, наряду с поисковыми задачами могут решаться многие учетно-статистические задачи: фиксируются сведения о движении книжного фонда, учитываются данные о контингенте читателей, готовятся  материалы для отчетов.

    Информационно-логические системы способны выдавать информацию, не введенную ранее в систему  в непосредственном виде, а вырабатываемую на основании логического анализа, обобщения, переработки сведений, имеющихся в информационном фонде. Такие системы могут решать научно-исследовательские задачи, заменяя в определенной степени труд специалиста-исследователя. Их иногда называют интеллектуальными информационными системами, так как при их разработке используется положение теории искусственного интеллекта.

    Управленческие  системы предназначены для решения  различного рода управленческих и технико-экономических  задач. Обычно эти системы функционируют  в рамках автоматизированных систем управления предприятия (АСУП) и призваны обеспечить ритмичное и плановое функционирование предприятия путем  оптимального использования его  ресурсов.

     3. Классификация по видам процессов  управления.

     Автоматизированные  информационные системы подразделяются на:

  1. АИС управления технологическими процессами;
  2. АИС организационного управления;
  3. АИС управления организационно-технологическими процессами;
  4. АИС научных исследований;
  5. обучающие АИС [3].

    АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими  линиями.

    Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности: банковские АИС; АИС фондового рынка; финансовые АИС; и страховые АИС; налоговые АИС; АИС таможенной службы; статистические АИС; АИС промышленных предприятий и организации и др.

    АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС  управления предприятиями.

    АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность  межотраслевых расчетов и научных  опытов. Методической базой таких  систем служат экономико-математические методы, технической базой – самая  разнообразная вычислительная техника  и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно-технологические  системы, так и системы научных  исследований могут включать в свой состав системы автоматизированного  проектирования работ (САПР).

    Обучающие АИС получают широкое распространение  при подготовке специалистов в системе  образования, при переподготовке и  повышении квалификации работников разных отраслей.

     4. Классификация по отраслевому  и территориальному признаку.

     В соответствии с этим признаком выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые  АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего, более высокого уровня иерархии.

     Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.

     Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

Информация о работе Разработка информационной управляющей системы для Муниципального управления социальной защиты (МУСЗН)