Разработка информационной управляющей системы для Муниципального управления социальной защиты (МУСЗН)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение и разработка информационно-управляющей системы в сфере соцзащиты на примере МУСЗН Октябрьского р-на г. Ростова-на-Дону.
Задачи исследования:
изучить понятие и свойства информационных технологий;
проанализировать основные направления социальной защиты населения в г. Ростове-на-Дону;
проанализировать характерные черты информационных технологий, используемых в соцзащите Муниципального Управления Социальной Защиты Населения;
обосновать задачи и направления дальнейшей работы по совершенствованию информационных технологий соцзащиты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Применение информационных технологий в социальной сфере 5
1.1 Понятие информационной технологии 5
1.2 Свойства информационных технологий 6
1.4 Автоматизированные информационные системы (АИС) 13
1.5 Классификация автоматизированных информационных систем 19
Глава 2 Разработка информационной управляющей системы для Муниципального управления социальной защиты (МУСЗН) 24
2.1 Основные направления социальной защиты населения в г. Ростове-на-Дону 24
2.2 Цели создания Системы АИС 29
2.3 Компоненты Системы. 30
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

АИС учета выдачи социальных компенсаций.docx

— 1.06 Мб (Скачать)

     Аппаратные (технических) средства, предназначенные  для организации процесса переработки  данных (информации, знаний), а также  аппаратные (технические) средства, предназначенные  для организации связи и передачи данных (информации, знаний) называют базовыми информационными технологиями.

     С появлением компьютеров, у специалистов, занятых в самых разнообразных  предметных областях (банковской, страховой, бухгалтерской, статистической и т.д.), появилась возможность использовать информационные технологии. В связи  с этим возникла необходимость в  определении понятия существовавшей до этого момента традиционной (присущей той или иной предметной области) технологии преобразования исходной информации в требуемую результатную. Таким образом, появилось понятие предметной технологии. Необходимо помнить, что предметная технология и информационная технология влияют друг на друга.

     Под предметной технологией понимается последовательность технологических  этапов по преобразованию первичной  информации в результатную в определенной предметной области, независящая от использования средств вычислительной техники и информационной технологии.

     Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняемых в строго определенной последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов называют технологическим процессом обработки информации.

     Технологический процесс обработки информации зависит  от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и т.д.

     В связи с тем, что информационные технологии могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие понятия как обеспечивающие и функциональные технологии.

     Обеспечивающие  информационные технологии - это технологии обработки информации, которые могут  использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач.

     Обеспечивающие  технологии могут базироваться на совершенно разных платформах. Это связано с  наличием различных вычислительных и технологических сред. Поэтому  при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной  интеграции, которая заключается  в необходимости приведения различных  ИТ к единому стандартному интерфейсу.

     Такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий представляет собой функциональную информационную технологию.

     Таким образом, функциональная информационная технология образует готовый программный  продукт (или часть его), предназначенный  для автоматизации задач в  определенной предметной области и  заданной технической среде.

     Преобразование (модификация) обеспечивающей информационной технологии в функциональную может быть выполнена не только специалистом-разработчиком систем, но и самим пользователем. Это зависит от квалификации пользователя и от сложности необходимой модификации.

     В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на:

  • обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);
  • обработку тестовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);
  • обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой);
  • обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);
  • обработку знаний (экспертные системы).

     Следует помнить, что современные информационные технологии могут образовывать интегрированные  системы, включающие обработку различных  видов информации.

     Технология  обработки информации на компьютере может заключаться в заранее  определенной последовательности операций и не требовать вмешательства  пользователя в процесс обработки. В данном случае диалог с пользователем  отсутствует и информация будет обрабатываться в пакетном режиме обработки.

     Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:

  • алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
  • имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых храниться на магнитных носителях;
  • расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
  • большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
  • регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.

     В том случае, если необходимо непосредственное взаимодействие пользователя с компьютером, при котором на каждое свое действие пользователь получает немедленные  действия компьютера, используется диалоговый режим обработки информации. Диалоговый режим является не альтернативой  пакетному, а его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).

     Таким образом, с точки зрения участия  или неучастия пользователя в  процессе выполнения функциональных информационных технологий все они могут быть разделены на пакетные и диалоговые.

     При классификации информационных технологий по типу пользовательского интерфейса информационные технологии говорят  о системном и прикладном интерфейсе.

     Системный интерфейс - это набор приемов  взаимодействия с компьютером, который  реализуется операционной системой или его надстройкой. Системные  операционные системы поддерживают командный, WIMP- и SILK- интерфейсы.

     Командный интерфейс - самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения  для ввода команды. Например, в  операционной систем MS-DOS приглашение  выглядит как C:\>, а в операционной системе UNIX - это обычно знак доллара.

     WIMP-интерфейс  - расшифровывается как Windows (окно) Image (образ) Menu (меню) Pointer (указатель). На экране высвечивается окно, содержащие образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель.

     SILK-интерфейс  расшифровывается - Speach (речь) Image (образ) Language (язык) Knowledge (знание). При использовании SILK-интерфейса на экране речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.

     Прикладной  интерфейс связан с реализацией  некоторых функциональных информационных технологий.

     Особое  место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей.

     Таким образом, информационные технологии –  это широкий класс дисциплин  и областей деятельности, относящихся  к технологиям управления и обработки  данных, в том числе, с применением  вычислительной техники. Кроме вышесказанного, информационные технологии можно различать  и по степени их взаимодействия между  собой. Они могут быть реализованы различными техническими средствами: взаимодействие на уровне носителей, сетевое взаимодействие; с использованием различных концепций обработки и хранения данных: распределенные базы данных, распределенная обработка данных.

              1.4 Автоматизированные  информационные системы (АИС)

 

     Автоматизированная  информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств  и штата специалистов, предназначенную  для обработки информации и принятия управленческих решений. Создание АИС  способствует повышению эффективности  производства экономического объекта  и обеспечивает качество управления. Наибольшая эффективность АИС достигается  при оптимизации планов работы предприятий, фирм и отраслей, быстрой выработке оперативных решений, четком маневрировании материальными и финансовыми ресурсами и т.д. Поэтому процесс управления в условиях функционирования автоматизированных информационных систем основывается на экономико-организационных моделях, более или менее адекватно отражающих характерные структурно-динамические свойства объекта.

     Автоматизированные  информационные системы представляют собой совокупность различных средств, предназначенных для сбора, подготовки, хранения, обработки и предоставления информации, удовлетворяющей информационные потребности пользователей. АИС  объединяет следующие составляющие:

  1. языковые средства и правила, используемые для отбора, представления и хранения информации, для отображения картины реального мира в модель данных, для представления пользователю необходимой информации;
  2. информационный фонд системы;
  3. способы и методы организации процессов обработки информации;
  4. комплекс программных средств, реализующих алгоритмы преобразования информации;
  5. комплекс технических средств, функционирующих в системе;
  6. персонал, обслуживающий систему [1].

     Основными целями автоматизации деятельности предприятия являются:

    1. Сбор, обработка, хранение и представление данных о деятельности организации и внешней среде в виде, удобном для финансового и любого другого анализа и использования при принятии управленческих решений.
    2. Автоматизация выполнения бизнес операций (технологических операций), составляющих целевую деятельность предприятия.
    3. Автоматизация процессов, обеспечивающих выполнение основной деятельности.

      Информационная система состоит  из отдельных взаимосвязанных элементов. Совокупность элементов и отношений  между ними определяет структуру  информационной системы (рис 1). 

Рис. 1. Структура  автоматизированной информационной системы

     Функциональные  подсистемы выделяются в соответствии с управленческими функциями, осуществляемыми  на предприятии. Функциональные подсистемы АИС обеспечивают решение экономических задач путем целенаправленного преобразования информации, включающего как формализованные процедуры, так и актуализацию информации, не поддающуюся формализации. Рациональная организация обработки экономической информации может быть осуществлена в условиях определенной технологии, которая существенно зависит от используемых на отдельных этапах технических средств, во многом определяющих способы и методы преобразования информации. В рамках разработки функциональных подсистем АИС необходимо определить компонентный состав и алгоритмические взаимосвязи между технологическими операциями обработки экономической информации, обеспечивающие автоматизированную реализацию технологического процесса.

     Обеспечивающие  подсистемы определяют информационные, математические, лингвистические, программные, технические, методические и организационные  средства для решения задач, связанных  с обработкой экономической информации, и объединяют по этим средствам функциональные подсистемы в единую систему. Обеспечивающие подсистемы определяют состав ресурсов, необходимых для функционирования автоматизированной информационной системы.

     Информационное  обеспечение (ИО) представляет собой  совокупность проектных решений  по объемам, размещению, формам организации  информации, циркулирующей в АИС. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

     Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИС со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Лингвистическое обеспечение включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АИС (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы АИС; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования АИС; диалоговые языки специального на значения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.

Информация о работе Разработка информационной управляющей системы для Муниципального управления социальной защиты (МУСЗН)