Разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

Цели: разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя для автоматизированного рабочего места заведующего кафедрой.

Задачи решаемые в проекте - разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя автоматизирующего рабочие место завидующего кафедры.

повысить комфортность и снизить трудоемкость при работе с документами для конечного пользователя;
сэкономить ресурсы, расходуемые на подготовку новых документов;
сократить время на поиск документа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........6

Глава 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...8

Характеристика предприятия……………………………………………...8
Информационные системы в управлении предприятием……...………17
Задачи управления, подлежащие автоматизации……………………….20
Обоснование необходимости создания функциональной подсистемы.26
Обоснование проектных решений функциональной подсистемы…….28
Глава 2. ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ……………………………...……………..29

Информационное обеспечение задачи………………………….……….29
Программное обеспечение задачи……………………..….….…..……...35
Техническая схема обработки информации…………..…………...……37
Окно программы……………………………..……………………...…….38
Инициализация пользователя……………..………………………...……41
Регистрация преподавателя в программе «Кафедра»……….…....…….43
Личная карточка преподавателя (печать карточки)………….……....…45
Поиск преподавателя………………………………………………….….46
Формирование отчетов………………………………………..……….....47
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА…………......48

Заключение………………………………………………………………….........51

Используемая литература……………………………………………….…...….53

Глоссарий ключевых слов………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.19 Мб (Скачать)
  1. Заведующий утверждается в должности приказом ректора;
  2. Заведующий кафедрой должен знать:
    • Устав института;
    • Теорию и методы управления образовательными системами;
    • Постановление, расположения, приказы по учебной работе;
    • Порядок составления учебных планов.
 

Методист кафедры:

  1. Общие положения.
    • Настоящая должность инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность методиста кафедры.
    • Методист кафедры относится к учебно-вспомогательному персоналу института.
    • Методист кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.
    • Квалификационные требования к методисту кафедры: должен иметь высшие образование без предъявления требований к стажу или среднее специальное образование и стаж работы не менее 3 лет, уметь уверенно работать на компьютере (знание прикладных программ по работе с документами, используемых в институте), организацию делопроизводства и специфику учебного процесса кафедры.
  1. Задачи методиста:
    • Участвовать в деятельности кафедры, обеспечить решение возложенных на кафедру задач.
    • Вести текущее делопроизводство и архив на кафедре.
    • Иметь постоянный контакт с деканатом, учебно-методическим управлением и принимать необходимые меры по обеспечению занятий в рамках своей компетенции.
    • Организовывать выставки, семинары, экскурсии, оформление по профилю кафедры.
 

Заведующий  методическим кабинетом.

  1. Общие положения.
    • Заведующий методическим кабинетом должен иметь высшие профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях. Должностные обязанности заведующего методическим кабинетом не могут исполняться по совместительству. Заведующему методическим кабинетом разрешается совмещение методической, научно-методической, преподавательской деятельности.
    • Заведующий методическим кабинетом подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.
    • Заведующему методическим кабинетом непосредственно подчиняться все работники методического кабинета. Заведующий методическим кабинетом вправе в пределах своей компетенции дать обязательное для исполнения указание любому работнику методического кабинета.
  1. Должностные обязанности.
    • Определяет стратегию, цели и задачи развития методического кабинета, принимает решения о планировании его работы.
    • Осуществляет разработку, утверждение учебно-методических документов.
    • Определяет структуру методического кабинета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Информационные  системы в управлении предприятием.

    Одним из направлений совершенствования  организационной и учебной деятельности ВУЗа является разработка и внедрение соответствующих автоматизированных технологий. С этой целью будет разработана система расчета учебной нагрузки по кафедре. Благодаря автоматизации, процесс расчета нагрузки существенно ускоряется. Также, значительно повышается достоверность информации.

    Перед началом каждого учебного года на кафедру поступает учебный план, имеющий достаточно сложную структуру. В плане указывается, на каком  курсе читается дисциплина и по какой  специальности; количество групп на курсе; количество недель; общее количество часов лекций, лабораторных и практических работ, зачетов, экзаменов, контрольных и т.д. на все имеющиеся группы. Заведующий кафедрой на основании этого документа распределяет нагрузку между сотрудниками кафедры. Это одна из ответственных и достаточно трудоемких обязанностей заведующего кафедрой ВУЗа, особенно если велико число дисциплин, читаемых на кафедре, а кадровый состав на кафедре достаточно многочислен и динамичен.

Заведующий  кафедрой должен выполнять следующие  задачи:

  1. Организует проведение всех видов учебных занятий по всем формам обучения
  2. Разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке учебные программы по дисциплинам кафедры.
  3. Утверждает планы кафедры, индивидуальные планы преподавателей.
  4. Осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между работниками кафедры и контролирует своевременность и качество их выполнения.
  5. Осуществляет выбор современных технологических средств при проведении учебных занятий и обеспечивает их использование.
  6. Организует и руководит педагогической и производственной практиками, курсовыми и выпускными квалификационными (дипломными) работами.
  7. Обеспечивает проведение курсовых экзаменов и зачетов.
  8. Анализирует результаты курсовых экзаменов и зачетов.

Компьютерная  программа позволит заведующему кафедрой быстро и качественно решить эти задачи.

Необходимость создания автоматизированной системы  распределения нагрузки обусловлена:

  1. общий план нагрузки включает в себя, как правило, большой объем информации;
  2. штат сотрудников кафедр является многочисленным;
  3. работа предполагает выбор необходимой информации из плана и занесение ее в индивидуальные карточки поручений сотрудников в соответствии со специализацией каждого из них и примерной нормой годовой нагрузки в часах;
  4. процесс распределения нагрузки занимает большое количество времени;
  5. большой объем фактических данных для расчета нагрузки;
  6. смена нормативов для расчета учебной нагрузки

сложное переплетение ведения дисциплин  на межфакультетском уровне и т.д.

Подсистема  расчета учебной нагрузки  должна включать следующие режимы работы:

    1. Рабочие  учебные планы:

  • ввод рабочих учебных планов;
  • редактирование учебных планов;
  • справочники.

    2. Расчет  нагрузки.

    3. Выходные  формы: 

  • учебные планы (протоколы ввода);
  • нагрузка по кафедре;
  • индивидуальный план для каждого преподавателя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Задачи  управления, подлежащие автоматизации.

Исходными документами в деятельности кафедры  являются:

  • Штатное расписание ППС на учебный год;
  • ГОС по направлениям и специальностям;
  • Расписание занятий на каждого преподавателя;
  • Расписание экзаменов на каждого преподавателя;
  • Лабораторный фонд кафедры;
  • Выписки из учебного плана (незаполненные).

Выходные  документы:

  • Отчет по научной работе кафедры;
  • Отчет по учебно-методической работе кафедры;
  • Отчет о выполнении плана преподавателя;
  • Проект штатного расписания;
  • Учебные планы специальностей;

Рабочие программы;

  • Индивидуальные планы работы преподавателей;
  • Карточка учебных поручений преподавателя;
  • Сводное расписание занятий;
  • Сводное расписание экзаменов;
  • Выписки из учебных планов (заполненные).
 

    С оснащением ВУЗов персональными  ЭВМ в практике планирования и  распределения учебной нагрузки на кафедрах получили распространение  различные варианты программных  систем, как общего назначения (СУБД, табличные процессоры, интегрированные пакеты), так и специальные разработки (выполненные, в основном, в среде какой-либо СУБД), как правило, двух типов:

  • БД с информацией о преподавателях, учебных дисциплинах, рабочих программах, учебной нагрузке, тематике курсовых и дипломных работ, студентах;
  • подсистемы расчета и распределения учебной нагрузки между преподавателями кафедры.

    На  кафедре ИТУС будет разработана  программная система, поддерживающая решение всех информационно-плановых задач, связанных с функционированием  кафедры как основной структурной единицы в учебном процессе ВУЗа. Подсистема будет спроектирована для условий, когда исходные данные для расчета нагрузки поступают из деканатов, дающих кафедре "заказы" на чтение соответствующих курсов студентам различных специальностей. Заказ представляет собой выписку из рабочих планов специальностей факультета и содержит информацию, необходимую для расчета нагрузки кафедры по данному факультету на очередной учебный год. Вторую часть исходных данных для планирования составляет условно- постоянная информация: преподаватели кафедры; факультеты, специальности и названия учебных курсов; нормативные данные для расчета учебной нагрузки.

    Подсистема должна содержать две основные последовательно функционирующие подсистемы: "нагрузка кафедры" и "распределение поручений". Результаты работы одной подсистемы являются исходными данными для другой, а также представляются в виде документов двух видов соответственно:

  • сведения об учебной нагрузке кафедры;
  • распределение учебных поручений между преподавателями (индивидуальные планы).

Система должна дать пользователю возможность вводить и редактировать:

  1. справочную информацию:
    • специальностей, по которым проводится обучение на факультете;
    • список учебных дисциплин;
    • нормативные данные, получаемые от учебного отдела (нормы часов на экзамен, зачет, индивидуальные консультации, руководство курсовыми и дипломными работами, индивидуальными планами студентов и т.д.);
    • список преподавателей кафедры.
  1. выписки из рабочих планов, содержащие информацию:
    • о наименовании факультета, специальности;
    • дисциплине;
    • курсе, семестре;
    • количестве студентов, групп,  подгрупп;
    • часах лекций, практик, лабораторных, индивидуальных консультаций, контрольных работ, форме контроля (экзамен и/или зачет);
    • информацию, связанную с внеаудиторной работой преподавателей со студентами (курсовые и дипломные работы, индивидуальные планы студентов, производственная практика и практика по специализации др.).

    По  информации, содержащейся в выписках из рабочих планов, сведениях о  дополнительной нагрузке и нормативно-справочной информации подсистема выполняет расчет часов по каждой учебной дисциплине.

    Для распределения учебной нагрузки между преподавателями кафедры  в подсистеме "Распределение поручений" нагрузка разбивается на некоторые  элементарные единицы, которыми являются проведение занятий в течение семестра:

  • лекций - в потоке
  • практических - в группе
  • лабораторных - в подгруппе

    При расчете используются утвержденные ректором ВУЗа нормы времени в  часах по каждому виду работ (аудиторная работа, прием экзаменов и зачетов, проверка курсовых и контрольных работ, руководство практикой и др.). Норма времени для одного и того же вида учебной работы может различаться для различных дисциплин. Нормы времени для планируемого учебного года могут отличаться от предыдущих, поэтому в систему войдет модуль «Редактор коэффициентов» в котором будет предусмотрена возможность создания для различных годов обучения различных наборов коэффициентов.

    При изменении этих норм система может  легко настраиваться. Результатом работы редактора являются занесенные в базу данных нормы времени, на основании которых происходит расчет объема учебной работы преподавателей.  На основании сформированных рабочих учебных планов происходит расчет нагрузки по учебной работе для  кафедры.

Информация о работе Разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя