Разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

Цели: разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя для автоматизированного рабочего места заведующего кафедрой.

Задачи решаемые в проекте - разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя автоматизирующего рабочие место завидующего кафедры.

повысить комфортность и снизить трудоемкость при работе с документами для конечного пользователя;
сэкономить ресурсы, расходуемые на подготовку новых документов;
сократить время на поиск документа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........6

Глава 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...8

Характеристика предприятия……………………………………………...8
Информационные системы в управлении предприятием……...………17
Задачи управления, подлежащие автоматизации……………………….20
Обоснование необходимости создания функциональной подсистемы.26
Обоснование проектных решений функциональной подсистемы…….28
Глава 2. ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ……………………………...……………..29

Информационное обеспечение задачи………………………….……….29
Программное обеспечение задачи……………………..….….…..……...35
Техническая схема обработки информации…………..…………...……37
Окно программы……………………………..……………………...…….38
Инициализация пользователя……………..………………………...……41
Регистрация преподавателя в программе «Кафедра»……….…....…….43
Личная карточка преподавателя (печать карточки)………….……....…45
Поиск преподавателя………………………………………………….….46
Формирование отчетов………………………………………..……….....47
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА…………......48

Заключение………………………………………………………………….........51

Используемая литература……………………………………………….…...….53

Глоссарий ключевых слов………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

     Содержание:

Введение……………………………………………………………………...........6

Глава 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...8

    1. Характеристика предприятия……………………………………………...8
    2. Информационные системы в управлении предприятием……...………17
    3. Задачи управления, подлежащие автоматизации……………………….20
    4. Обоснование необходимости создания функциональной подсистемы.26
    5. Обоснование проектных решений функциональной подсистемы…….28

Глава 2. ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ……………………………...……………..29

  1. Информационное обеспечение задачи………………………….……….29
  2. Программное обеспечение задачи……………………..….….…..……...35
      1. Техническая схема обработки информации…………..…………...……37
      2. Окно программы……………………………..……………………...…….38
      3. Инициализация пользователя……………..………………………...……41
      4. Регистрация преподавателя в программе «Кафедра»……….…....…….43
      5. Личная карточка преподавателя (печать карточки)………….……....…45
      6. Поиск преподавателя………………………………………………….….46
      7. Формирование отчетов………………………………………..……….....47

Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА…………......48

Заключение………………………………………………………………….........51

Используемая литература……………………………………………….…...….53

Глоссарий ключевых слов………………………………………………………54 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

    Информационные  технологии в создании автоматизирующего  рабочих листов обеспечивают в первую очередь решение задач по электронному документообороту.

    Существует  достаточное количество программных  продуктов, которые автоматизируют процессы составления, обработки, распределения  и информации в процессе передачи документооборота в функционирования вузов. 

    Актуальность: создание информационной подсистемы,  обеспечивающая несколько функций для автоматизированного рабочего места заведующего кафедрой.

    Цели: разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя для автоматизированного рабочего места заведующего кафедрой.

    Задачи  решаемые в проекте - разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя автоматизирующего рабочие место завидующего кафедры.

  1. повысить комфортность и снизить трудоемкость при работе с документами для конечного пользователя;
  2. сэкономить ресурсы, расходуемые на подготовку новых документов;
  3. сократить время на поиск документа.

    Субъектом: является кафедра «ИТУС», на которой была пройдена преддипломная практика.

    Объектом: (экономико-информационные процессы, происходящие на данной кафедре) является разработка и внедрение информационных систем.

    Практическая  значимость: удобный автоматизированный расчет учебной нагрузки преподавателей по часам и дисциплинам.

    Новизна: авторская разработка интерфейса для работы конечного пользователя.

    Перспективы развития: система должна pаспpеделить нагрузку на кафедре. Распределение нагрузки производится на основе списка предметов и списка преподавателей, определенного пользователем. Построение этой опции позволяет распределить преподавание одного предмета между несколькими преподавателями, пpедусматpивая все возможные варианты: проведение лекций, практических занятий и лабоpатоpных работ (в том числе ведение лабораторных работ в разных подгруппах одной группы) различными преподавателями.

Составление нагрузки заключается в определении для каждого преподавателя списка ведущихся им предметов с указанием типов занятий или количества часов (студентов) для внеаудиторных занятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Характеристика  предприятия.

      АСУ учебным процессом ВУЗа призвана информатизировать и автоматизировать деятельность служб ВУЗа по планированию, контролю методической и административно-хозяйственной поддержки учебного процесса. Она должна решать задачи организации приема, планирования учебного процесса, распределения ресурсов на обеспечение учебного процесса, обработки рейтинговых оценок текущей работы студентов в семестре и экзаменационной сессии, выдавать списки студентов на стипендию, ведения автоматизированного учета контингента студентов и т.п.                        В области управления и обеспечения деятельности университета АСУ ВУЗ решает следующие задачи:

    • организация передачи данных, оперативной и управляющей информации;
    • получение быстрых ответов на запрос руководителя любого ранга;
    • действенное ускорение подготовки и прохождения документов и осуществление контроля их исполнения.

    В АСУ ВУЗа учебного процесса выделяют ряд подсистем, каждая из которых  призвана решать определенный ряд задач. К основным относятся подсистемы:

    • «Абитуриент»;
    • «Деканат»;
    • «Планирование учебного процесса».

    Ректор  определяет количество часов на дисциплины (например, гуманитарные). На профессиональные дисциплины расчасовку по дисциплинам  производит кафедра.

    Разработка  и корректировка учебных планов специальностей ведется сотрудниками кафедр. На этапе получения стандартов специальностей решаются следующие задачи:

    • ввод данных об обязательных циклах дисциплин;
    • корректировка контрольных показателей.

    На  этапе разработки учебных планов:

    • ввод данных о дисциплинах, назначенных кафедрой;
    • ввод данных о распределении занятий и контрольных мероприятий по семестрам.

    Разработанные проекты учебных планов отправляются на проверку. Проверенные учебные  планы проходят процедуру утверждения, после которой кафедры уже  не могут вносить изменения в  учебный план. Проверенный учебный план подписывается ректором. Учебный план, не удовлетворяющий требованиям, отправляется обратно на кафедру для доработки. После этого план снова проходит процедуру проверки. Учебный план содержит таблицу, в которой собраны все дисциплины, изучаемые студентами на протяжении всех курсов обучения. В план входит график учебного процесса, в котором обозначены теоретическое обучение, экзаменационные сессии, производственная практика, учебная практика, каникулы, дипломный проект и государственные экзамены.

    После разработки и утверждения учебных  планов преподаватели должны сформировать рабочие программы на определенную дисциплину. Также преподавателем ведется  разработка учебно-методических материалов на отведенную ему дисциплину, которые затем отправляются на хранение.

    Профессорской преподавательский состав включает в себя задачи определения трудоемкости дисциплин и других видов занятий, определение числа ставок профессорского преподавательского состава по кафедрам для бюджетных студентов, обучающихся по контракту, для студентов дневного и заочного отделения.

    Перед расчетом нагрузки профессорскому преподавательскому составу необходимо, чтобы были базы учебных планов на планируемый учебный год по всем специальностям и видам обучения, а также определен контингент студентов на новый учебный год. Необходимо также, чтобы был определен график учебного процесса специальностей, и в частности число недель теоретического обучения  (Рис 1). 
 

  

Рис 1. Процесс формирования учебных планов и штатов ППС 

    Расчет  производится двумя методами. Один из них применяется для расчета  количества требуемых штатных единиц по всему ВУЗу и распределения  их по факультетам и кафедрам. Чтобы  определить число единиц (ставок) профессорского преподавательского состава, выделяемое кафедре на очередной учебный год, рассчитывают трудоемкости всех видов занятий и всех видов работ. Исходя из контингента студентов, рассчитывают количество распределяемых единиц профессорского преподавательского состава по формам обучения (очное, заочное, очно-заочное). Далее рассчитывают норму трудоемкости одной ставки и на основе этого рассчитывают доли выделяемых ставок по дисциплинам и видам учебной работы. Полученные доли ставок суммируют для каждой кафедры, полученные значения определяют штат кафедры. Этот метод расчета основан на трудоемкости дисциплин и называется «расчет нагрузки по трудоемкости».

    Второй  метод называется расчет по нагрузочному принципу. Он применяется для формирования учебных карточек преподавателей. То есть этот метод позволяет рассчитать нагрузку преподавателя за семестр, составить учебные карточки преподавателей и расписание занятий. В данном методе производится распределение часов работы преподавателя с определенными учебными группами по определенным дисциплинам и определенным видам занятий (лекциям, практикам, зачетам, экзаменам и т.д.). Все виды работ нормированы, например, на руководство преподавателем преддипломной практикой положен 1 час в неделю на одного студента.

    На  основе расчета нагрузок кафедры заведующий кафедрой распределяет дисциплины по преподавателям. После составления формы, проводят сверку с прошлогодним расчетом (например, были выявлены пропущенные позиции – пропущена или не пропущена какая-либо дисциплина). По необходимости готовится служебная записка, которая подается на имя ректора. Затем в двух экземплярах формируются «Выписки из учебного плана» (карточки по дисциплинам, содержащие распределение по курсам и семестрам). Выписки заполняются методистом. Заведующий кафедрой просматривает выписки и подписывает их.

    Преподаватель подает заявки на номер аудитории  и время проведения учебного занятия. Секретарь кафедры собирает заявки, подает на подпись заведующему кафедры, которые затем передаются в бюро расписаний. Из бюро расписаний поступает расписание учебных занятий и расписание экзаменов на каждого преподавателя, составленное диспетчером. Один экземпляр расписания передается преподавателю, а второй экземпляр (подлинник) подшивается в личное дело преподавателя. В типовой бланк методистом заносится расписание занятий и расписание экзаменов, а также график текущих консультаций, который вывешивается для студентов на доску объявлений.

    Составляются  «Планы работы преподавателей» на всех преподавателей, в которых указывается  их учебная нагрузка. После заполнения считаются часы. В эти планы входят их учебно-методическая, организационно-методическая, научно-исследовательская и внеучебная работа со студентами. Затем заполняются «Карточки учебных поручений» на каждого преподавателя, на основе которых формируется нагрузка преподавателя, рассчитываются объемы ставок.

    Преподаватель разрабатывает или перерабатывает рабочие программы, разрабатывает методические указания. В конце учебного года преподаватели сдают отчеты о выполнении планов, в которых указывают фактические цифры и процент выполненной работы.

    На  основе этого создается отчет  по работе кафедры за прошедший год.

Заведующий  кафедрой на протяжении всего учебного процесса взаимодействует с другими  подразделениями (Рис 2).  
 
 
 
 
 
 
 

   

 

Кафедра.

Внешняя среда. 

  
 

Рис 2. Взаимодействие зав. кафедры с другими подразделениями.

Рис 3. Система  сотрудников кафедры.

Заведующего кафедрой:

  1. Общие положения.
  1. Зав. кафедрой относится к профессорско-преподавательскому составу;

Информация о работе Разработка информационной подсистемы расчета учебной нагрузки преподавателя