Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:59, курсовая работа
Цель: предложить и теоретически обосновать подход к изучению профильного курса, ориентированного на информационные технологии, на уроках информатики в старших классах средней школы.
Гипотеза если в старших классах средней школы ввести профильный курс по информатике, ориентированные на информационные технологии, в котором в качестве средства информационных технологий использовать табличные процессоры, текстовые и графические процессоры то это будет способствовать:
повышению эффективности учебного процесса в сравнении с традиционными подходами;
увеличению наглядности и доступности излагаемого материала;
развитию интереса учащихся, к знаниям в области информатики;
осуществлению профессиональной ориентации учащихся.
Введение……………………………………………………………………….. 3-5
Глава 1. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы
Дифференциация обучения в системе школьного образования…6 – 11
Профильный курс как средство дифференциации обучения……..12 – 15
Реализация дифференцированного обучения по средством профильного курса информатики………………………………..16 – 21
Глава 2. Профильный курс информатики, ориентированный на информационные технологии.
2.1. Определение информационных технологий..………………………22 – 26
2.2. Тематическое планирование………………………………………….27 – 29
2.3. Практическая часть…………………………………………………...30 – 34
Заключение ………………………………………………………………..35 – 36
Список использованных источников ……………………………………….37
Таблица 1.3.3
Профильные курсы информатики, соотнесенные с видами информационной деятельности
|
Разумеется, в содержании курсов, указанных в таблицах 1.3.2 и 1.3.3, есть значительные пересечения. Это вполне естественно, так как в курсах, ориентированных на предметные области, неизбежно присутствует использование основных информационных технологий и видов информационной деятельности; аналогично курсы, ориентированные на виды информационной деятельности, в своей содержательной части используют то, или иное моделирование, сведения из различных предметных областей.
Отсутствие в таблице 1.3.2 курсов, связанных с образовательной областью «Физическая культура», означает лишь то, что в настоящее время такие курсы не разработаны (по крайней мере, неизвестны авторам данного пособия).
К профильным курсам информатики примыкают интегрированные курсы. Иногда различия между профильными и интегрированными курсами сводятся лишь к названиям, а иногда носят глубокий характер. Всякий профильный курс, ориентированный на конкретную предметную область, можно считать интегрированным, если в процессе его изучения учащиеся получают новые знания и навыки не только по информатике и информационным технологиям, но и по этой предметной области. Уровень интеграции может быть различным; если информатика в курсе отчетливо доминирует, то курс лучше называть профильным, а при относительном равенстве нового материала из информатики и предметной области — интегрированным. Из курсов, которые в литературе называют интегрированными по формуле «информатика + X» в качестве «X» чаще всего фигурирует математика. Это объясняется исторической близостью наук, а также особенностью подготовки учителей информатики, многие из которых являются и учителями математики.
В таблице 1.4 приведено
профилей обучения. Из таблицы
неделю за счёт федерального
Таблица 1.3.4
Количество часов на курс «
в профильном обучении
№ | Профиль обучения | Количество часов за два года обучения |
1 | Базисный учебный план,
федеральный компонент: на базовом уровне на профильном уровне |
1/1 (всего 70)
4/4 (всего 280) |
2 | Физико-математический | 8 |
3 | Информационно‐технологический | 8 |
4 | Индустриально‐технологический | 2 |
5 | Социально‐экономический | 2 |
6 | Общеобразовательный | 2 |
Отметим и то, что профильная дифференциация часто сочетается с уровневой дифференциацией. Вполне возможной для каждого из отмеченных в табл. 1.3.2 и 1.3.3 курсов является двухуровневая дифференциация. При этом уровень профильного курса (по объему изучаемого материала и требованиям к его освоению) определяется по сравнению с тем уровнем, который предписывается государственным образовательным стандартом или временно заменяющим его документом. Подчеркнем два обстоятельства:
Информационные
технологии (ИТ, от англ. information technology, IT)
— широкий класс дисциплин и областей
деятельности, относящихся к технологиям
управления и обработки данных, в том числе,
с применением вычислительной техники.
[10]
В настоящее время, под информационными
технологиями, чаще всего, понимают компьютерные
технологии. В частности, информационные
технологии имеют дело с использованием
компьютеров и программного обеспечения
для хранения, преобразования, защиты,
обработки, передачи и получения информации.
Специалистов по компьютерной технике
и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. [11]
Основные черты современных ИТ:
передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.
Этапы развития ИТ (информационных технологий)
Важнейшим
и историческими этапами
Информационные технологии являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации.
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК (персональных компьютеров) начался новый этап развития ИТ. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы. Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам:
Такие
курсы чаще всего изучаются на гуманитарных
профилях. Однако они могут быть включены
как модуль в профильный курс «Информатика
или двух часах
занятий в неделю, соответственно. В этом курсе
на обработку текстовой и численной информации отводится по 16 и
Приведём в кратком изложении
составленного Н.Д.
Раздел «Технология создания и обработки текстовой информации»
(18 часов)
Теоретическая часть
Форматирование символов.
Практические занятия
Раздел «Технология создания и обработки графической информации»