Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: предложить и теоретически обосновать подход к изучению профильного курса, ориентированного на информационные технологии, на уроках информатики в старших классах средней школы.

Гипотеза если в старших классах средней школы ввести профильный курс по информатике, ориентированные на информационные технологии, в котором в качестве средства информационных технологий использовать табличные процессоры, текстовые и графические процессоры то это будет способствовать:

повышению эффективности учебного процесса в сравнении с традиционными подходами;
увеличению наглядности и доступности излагаемого материала;
развитию интереса учащихся, к знаниям в области информатики;
осуществлению профессиональной ориентации учащихся.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3-5

Глава 1. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Дифференциация обучения в системе школьного образования…6 – 11
Профильный курс как средство дифференциации обучения……..12 – 15
Реализация дифференцированного обучения по средством профильного курса информатики………………………………..16 – 21
Глава 2. Профильный курс информатики, ориентированный на информационные технологии.

2.1. Определение информационных технологий..………………………22 – 26

2.2. Тематическое планирование………………………………………….27 – 29

2.3. Практическая часть…………………………………………………...30 – 34

Заключение ………………………………………………………………..35 – 36

Список использованных источников ……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 294.00 Кб (Скачать)
 

Таблица 1.3.3

Профильные  курсы информатики, соотнесенные с видами информационной деятельности

Вид информационной деятельности Примеры возможных профильных курсов
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Обработка текстовой  информации

Обработка графической информации

Обработка числовой информации

ПОЛУЧЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ Использование баз данных
ПЕРЕДАЧА  ИНФОРМАЦИИ Компьютерные  телекоммуникации
 

     Разумеется, в содержании курсов, указанных в  таблицах 1.3.2 и 1.3.3, есть значительные пересечения. Это вполне естественно, так как в курсах, ориентированных на предметные области, неизбежно присутствует использование основных информационных технологий и видов информационной деятельности; аналогично курсы, ориентированные на виды информационной деятельности, в своей содержательной части используют то, или иное моделирование, сведения из различных предметных областей.

      Отсутствие  в таблице 1.3.2 курсов, связанных с образовательной областью «Физическая культура», означает лишь то, что в настоящее время такие курсы не разработаны (по крайней мере, неизвестны авторам данного пособия).

      К профильным курсам информатики примыкают  интегрированные курсы. Иногда различия между профильными и интегрированными курсами сводятся лишь к названиям, а иногда носят глубокий характер. Всякий профильный курс, ориентированный на конкретную предметную область, можно считать интегрированным, если в процессе его изучения учащиеся получают новые знания и навыки не только по информатике и информационным технологиям, но и по этой предметной области. Уровень интеграции может быть различным; если информатика в курсе отчетливо доминирует, то курс лучше называть профильным, а при относительном равенстве нового материала из информатики и предметной области — интегрированным. Из курсов, которые в литературе называют интегрированными по формуле «информатика + X» в качестве «X» чаще всего фигурирует математика. Это объясняется исторической близостью наук, а также особенностью подготовки учителей информатики, многие из которых являются и учителями математики.

В таблице 1.4 приведено количество часов, которые выделяются в учебном  плане старшей школы на курс «Информатика и ИКТ»  для    некоторых 

профилей обучения. Из таблицы следует, что минимальное число часов в 

неделю за счёт федерального компонента составляет 1 час, а максимальное –4 часа. Дополнительные часы можно ещё выделить  за  счёт  регионального  и  школьного  компонентов, которые имеют объём  4 и 8 недельных часов за два года обучения, соответственно.  Однако  содержание регионального  компонента  устанавливается  областными  органами управления образованием, и взять оттуда часы проблематично.  Более  реально  получить  дополнительные  часы  на информатику за счёт школьного компонента. 

     Таблица 1.3.4

Количество часов на курс «Информатика и ИКТ» 

в профильном обучении

Профиль обучения Количество  часов за два года обучения
1 Базисный учебный план,  

федеральный компонент: 

на базовом уровне 

на профильном уровне 

1/1 (всего 70)

4/4 (всего 280)

2 Физико-математический  8
3 Информационнотехнологический 8
4 Индустриальнотехнологический 2
5 Социальноэкономический 2
6 Общеобразовательный 2
 

     Отметим и то, что профильная дифференциация часто  сочетается с уровневой дифференциацией. Вполне возможной для каждого из отмеченных в табл. 1.3.2 и 1.3.3 курсов является двухуровневая дифференциация.    При этом уровень профильного курса (по объему изучаемого материала и требованиям к его освоению) определяется  по   сравнению   с тем   уровнем,        который предписывается государственным образовательным стандартом или временно заменяющим его документом. Подчеркнем два обстоятельства:

  • стандарт определяет минимальный уровень  требований,  так что профильный курс может выйти за его пределы;
  • уровень профильного курса следует тщательно соотносить с   уровнем образованности школьников и временем, отпущенным на реализацию курса (завышение требований по  этим  параметрам  достаточно распространено).
  1. Профильный  курс информатики, ориентированные  на информационные технологии.

  • 2.1. Определение информационных технологий
  •    Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. [10] 
    В настоящее время, под информационными технологиями, чаще всего, понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

       Согласно  определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. [11]

       Основные  черты современных ИТ: 

    • компьютерная обработка информации; 
    • хранение больших объёмов информации на машинных носителях; 

    передача  информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

    Этапы развития ИТ (информационных технологий)

    Важнейшим и историческими этапами развития ИТ является письменность, изобретение  книгопечатания, использование почты, телефона, телеграфа, телевидения.  Особое место   в  развитии  информационных технологиях   занимают компьютеры, электронная почта и широкое использование компьютерных сетей (локальных и глобальных), которые обеспечивают не только содержательную обработку информации, но и передачу текстовых, мультимедийных (графика, видео и звук) и других материалов практически на любые расстояния в реальном масштабе времени.

         Информационные  технологии являются наиболее важной составляющей процесса использования  информационных ресурсов общества. К  настоящему времени она прошла несколько  эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации.

       Существует  несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК (персональных компьютеров) начался новый этап развития ИТ. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы. Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам:

    • По виду задач и по виду процессов обработки информации.
    • 1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.
    • 2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.
    • По используемому техническому обеспечению
    • 1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
    • 2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360
    • 3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ — средством поддержки принятия его решений
    • 4-йэтап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.
    • По преимуществам, которое приносит компьютерная технология:
    • 1-й этап (с начала 60-х гг.)-обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ИС была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИТ, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
    • 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
    • 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.
    • По применяемому инструментарию ИТ
    • 1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.
    • 2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.
    • 3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
    • 4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
    • 5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
    • По методологии использования ИТ
    • 1-й этап (до конца 80-х гг.) - централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.
    • 2-й этап (до конца 90-х гг.) - децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.
    • 3-й этап - рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной  ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.
  •  
  • 2.2. Тематическое планирование
  •      Такие  курсы  чаще  всего  изучаются  на  гуманитарных  профилях. Однако  они  могут  быть включены  как  модуль в профильный курс «Информатика и информационные технологии» на базовом уровне. Например, такой курс разработан Ю.А. Шафриным для учащихся 1011 классов на базовом уровне общим объёмом 68 и 136 часов при одном 

    или  двух часах  занятий в неделю,  соответственно. В этом курсе  на  обработку  текстовой  и  численной  информации отводится по 16 и 36 часов, соответственно. 

    Приведём в кратком изложении раздел аналогичного профильного курса, 

    составленного Н.Д. Угриновичем [5].

    Раздел  «Технология создания и обработки текстовой  информации»

    (18 часов)

    Теоретическая часть 

    1. Создание и редактирование документов.  Различные форматы текстовых файлов (документов). 
    2. Форматирование документов. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. 

      Форматирование символов. 

    1. Гипертекст. 
    2. Компьютерные словари и системы машинного перевода. 
    3. Системы оптического распознавания документов. 

    Практические занятия 

    1. Создание документа с помощью Мастера. 
    2. Создание документа на основе шаблона. 
    3. Форматирование символов в документе. 
    4. Форматирование абзацев в документе. 
    5. Вставка в документ формул. 
    6. Нумерованные и маркированные списки. 
    7. Вставка и форматирование таблиц. 
    8. Создание гипертекста. 
    9. Сохранение документов в файлах в разных текстовых форматах. 
     

    Раздел  «Технология создания и обработки графической  информации»

    Информация о работе Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы