Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:59, курсовая работа
Цель: предложить и теоретически обосновать подход к изучению профильного курса, ориентированного на информационные технологии, на уроках информатики в старших классах средней школы.
Гипотеза если в старших классах средней школы ввести профильный курс по информатике, ориентированные на информационные технологии, в котором в качестве средства информационных технологий использовать табличные процессоры, текстовые и графические процессоры то это будет способствовать:
повышению эффективности учебного процесса в сравнении с традиционными подходами;
увеличению наглядности и доступности излагаемого материала;
развитию интереса учащихся, к знаниям в области информатики;
осуществлению профессиональной ориентации учащихся.
Введение……………………………………………………………………….. 3-5
Глава 1. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы
Дифференциация обучения в системе школьного образования…6 – 11
Профильный курс как средство дифференциации обучения……..12 – 15
Реализация дифференцированного обучения по средством профильного курса информатики………………………………..16 – 21
Глава 2. Профильный курс информатики, ориентированный на информационные технологии.
2.1. Определение информационных технологий..………………………22 – 26
2.2. Тематическое планирование………………………………………….27 – 29
2.3. Практическая часть…………………………………………………...30 – 34
Заключение ………………………………………………………………..35 – 36
Список использованных источников ……………………………………….37
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы
Глава 2. Профильный курс информатики, ориентированный на информационные технологии.
2.1. Определение информационных технологий..………………………22 – 26
2.2.
Тематическое планирование………………………………………….
2.3. Практическая часть…………………………………………………...30 – 34
Заключение ………………………………………………………………..35 – 36
Список использованных источников ……………………………………….37
Приложение
…………………………………………………………………диск
Введение
В настоящее время в связи с выделением трех этапов преподавания курса информатики в школе: пропедевтического, базового и профильного встает вопрос о содержании профильных курсов в 10-11 классах.
Профильные курсы являются продолжением базового образования по информатике и готовят учащихся к будущей профессиональной деятельности.
Учитывая, что одной из задач курса информатики является подготовка учащихся к производительному труду и дальнейшему обучению в условиях современного общества, можно предположить, что информатика и информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов содержания профильного обучения в любом из направлений специализации школы.
В
настоящее время
Существует ряд программ профильного обучения информатике: А. Бешенкова, Н.Л. Беленькой, А.Г. Гейна, А.Н. Гриценко, И.И. Данилиной, Т.Б. Захаровой, Л. Островского, А.И. Сенокосова, Н.Д. Угриновича, В.Ф. Шолоховича, для разных профилей.
Отсюда вытекает актуальность разработки профильного курса по информатике, ориентированного на информационные технологии.
Данный курс позволит, с одной стороны, углубить знания в области информатики и информационных технологий, а, с другой стороны позволит учащимся вникнуть в процесс обработки текстовой, числовой и графической информации.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
Объектом исследования является процесс профильного обучения информатики в старших классах средней школы.
Предметом исследования является профильный курс по информатике, ориентированный на информационные технологии в старших классах средней школы.
Цель: предложить и теоретически обосновать подход к изучению профильного курса, ориентированного на информационные технологии, на уроках информатики в старших классах средней школы.
Гипотеза если в старших классах средней школы ввести профильный курс по информатике, ориентированные на информационные технологии, в котором в качестве средства информационных технологий использовать табличные процессоры, текстовые и графические процессоры то это будет способствовать:
В соответствии с предметом, проблемой и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
Основная
часть курсовой работы состоит из
двух глав. В первой главе рассматривается,
профильные курсы как средство дифференциации
обучения информатике на старшей ступени
школы. А во второй главе, разработка профильного
курса информатики, ориентированного
на информационные технологии.
1.1. Дифференциация обучения в системе школьного образования
Одной из принципиальных особенностей образования является его дифференциация.
Дифференциация обучения — важная задача современной школы. Она позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе. [2]
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.
Анализ значения дифференциации обучения необходимо начать с анализа самого понятия "дифференциации обучения".
В
настоящее время в
И. Унт подразумевает под дифференциацией обучения учет особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения по разным учебным планам, программам. [11]
И.С. Якиманская утверждает, что дифференциация обучения, основанная на индивидуальном подходе к каждому ученику, должна обеспечить реальные условия для саморазвития и самореализации личности в процессе овладения знаниями. [9]
На
основе обобщения психолого-
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.
С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Заметим, что даже базовый курс информатики является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному излагается в различных учебниках.
Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала, как в базовом курсе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно лишь на старшей ступени школы, после изучения базового курса информатики.
В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов Министерства образования РФ. Согласно решению коллегии Министерства образования РФ от 22 февраля 1995 г. № 4/1 рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе, предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический, базовый и дифференцированный. При этом место для дифференцированного этапа — старшая школа, т.е. X — XI классы (а в перспективе при переходе к 12-летней школе — XI—XII классы). Указанное решение базируется, в частности, на проекте Государственного образовательного стандарта по информатике, победившего на конкурсе Министерства образования в 1995 г.
Среднее (полное) общее
оно предназначено
для завершения образования и социальной
адаптации учащихся, их самоопределения.
Обучение в старшей школе
Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).
Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.
Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются. [12]
Цели профильного
образованием.
Принципы построения
для изучения либо на базовом,