Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: предложить и теоретически обосновать подход к изучению профильного курса, ориентированного на информационные технологии, на уроках информатики в старших классах средней школы.

Гипотеза если в старших классах средней школы ввести профильный курс по информатике, ориентированные на информационные технологии, в котором в качестве средства информационных технологий использовать табличные процессоры, текстовые и графические процессоры то это будет способствовать:

повышению эффективности учебного процесса в сравнении с традиционными подходами;
увеличению наглядности и доступности излагаемого материала;
развитию интереса учащихся, к знаниям в области информатики;
осуществлению профессиональной ориентации учащихся.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3-5

Глава 1. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Дифференциация обучения в системе школьного образования…6 – 11
Профильный курс как средство дифференциации обучения……..12 – 15
Реализация дифференцированного обучения по средством профильного курса информатики………………………………..16 – 21
Глава 2. Профильный курс информатики, ориентированный на информационные технологии.

2.1. Определение информационных технологий..………………………22 – 26

2.2. Тематическое планирование………………………………………….27 – 29

2.3. Практическая часть…………………………………………………...30 – 34

Заключение ………………………………………………………………..35 – 36

Список использованных источников ……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3-5

Глава 1. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

    1. Дифференциация обучения в системе школьного образования…6 – 11
    2. Профильный курс как средство дифференциации обучения……..12 – 15 
    3. Реализация дифференцированного обучения по средством профильного курса информатики………………………………..16 – 21

Глава 2.  Профильный курс информатики, ориентированный на информационные технологии.

2.1. Определение информационных технологий..………………………22 – 26

2.2. Тематическое планирование………………………………………….27 – 29

2.3. Практическая часть…………………………………………………...30 – 34

Заключение  ………………………………………………………………..35 – 36

Список  использованных источников ……………………………………….37

Приложение  …………………………………………………………………диск 
 

  
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В настоящее время в связи с  выделением трех этапов преподавания курса информатики в школе: пропедевтического, базового и профильного встает вопрос о содержании профильных курсов в 10-11 классах.

    Профильные  курсы являются продолжением базового образования по информатике и готовят учащихся к будущей профессиональной деятельности.

    Учитывая, что одной из задач курса информатики  является подготовка учащихся к производительному  труду и дальнейшему обучению в условиях современного общества, можно предположить, что информатика и  информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов содержания профильного обучения в любом из направлений специализации школы.

    В настоящее время общеобразовательным  учреждениям предлагаются следующие профили: социально-гуманитарного, гуманитарно-филологического, естественнонаучного, физико-математического,  технологического направления.

    Существует  ряд программ профильного обучения информатике: А. Бешенкова, Н.Л. Беленькой, А.Г. Гейна, А.Н. Гриценко, И.И. Данилиной, Т.Б. Захаровой, Л. Островского, А.И. Сенокосова, Н.Д. Угриновича, В.Ф. Шолоховича, для разных профилей.

    Отсюда  вытекает актуальность разработки профильного курса по информатике, ориентированного на информационные технологии.

    Данный  курс позволит, с одной стороны, углубить знания в области информатики и информационных технологий, а, с другой стороны позволит учащимся вникнуть в процесс обработки текстовой, числовой и графической информации.

    Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

  • необходимостью разработки профильных курсов в области информатика, продолжающих базовое образование в этой    области;
  • необходимостью разработки профильных курсов, удовлетворяющих запросам учащихся;
  • возможностью использования табличных процессоров, графических процессоров и текстовых процессоров в качестве средства информационных технологий для обработки информации.

   Объектом исследования является процесс профильного обучения информатики в старших классах средней школы.

   Предметом исследования является профильный курс по информатике, ориентированный на информационные технологии в старших классах средней школы.

   Цель: предложить и теоретически обосновать подход к изучению профильного курса, ориентированного на информационные технологии, на уроках информатики в старших классах средней школы.

    Гипотеза если в старших классах средней школы ввести профильный курс по информатике, ориентированные на информационные технологии, в котором в качестве средства информационных технологий использовать табличные процессоры, текстовые и графические процессоры то это будет способствовать:

  • повышению эффективности учебного процесса в сравнении с традиционными подходами;
  • увеличению наглядности и доступности излагаемого материала;
  • развитию интереса учащихся, к знаниям в области информатики;
  • осуществлению профессиональной ориентации учащихся.

   В соответствии с предметом, проблемой  и гипотезой были выдвинуты следующие  задачи:

  • Исследовать возможность использования табличных, текстовых, графических процессоров для обработки информации с целью повышения интеллектуального потенциала учащихся, и профессиональной ориентации.
  • Разработать профильный курс, ориентированный на информационные технологии.

     Основная  часть курсовой работы состоит из двух глав. В первой главе рассматривается, профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы. А во второй главе, разработка профильного курса информатики, ориентированного на информационные технологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Профильные  курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы.

     1.1. Дифференциация обучения в системе школьного образования

     Одной из принципиальных особенностей образования  является его дифференциация.

     Дифференциация  обучения — важная задача современной школы. Она позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе. [2]

     Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.

     Анализ  значения дифференциации обучения необходимо начать с анализа самого понятия "дифференциации обучения".

     В настоящее время в педагогической и психологической литературе не существует единого общепринятого определения понятия "дифференциации обучения". В трудах дидактов Ю.К. Бабанского, Н.К. Гончарова, Н.М. Шахмаева и других дифференциация рассматривается как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой взаимосвязи учителя - учеников. [8]

     И. Унт подразумевает под дифференциацией обучения учет особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения по разным учебным планам, программам. [11]

     И.С. Якиманская утверждает, что дифференциация обучения, основанная на индивидуальном подходе к каждому ученику, должна обеспечить реальные условия для саморазвития и самореализации личности в процессе овладения знаниями. [9]

     На  основе обобщения психолого-педагогических и методических исследований разработана  концепция дифференциации обучения, в которой подчеркивается, что "дифференциация выступает как определяющий фактор демократизации и гуманизации системы образования". [4] В этой работе достаточно четко определены цели дифференциации образования с 3-х главных точек зрения.

     С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

     С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

     С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших  проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

      Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Заметим, что даже базовый курс информатики является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному излагается в различных учебниках.

      Однако  истинная дифференциация курса информатики  связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала, как в базовом курсе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно лишь на старшей ступени школы, после изучения базового курса информатики.

      В нормативном плане возможность  реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов Министерства образования РФ. Согласно решению коллегии Министерства образования РФ от 22 февраля 1995 г. № 4/1 рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе, предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический, базовый и дифференцированный. При этом место для дифференцированного этапа — старшая школа, т.е. X — XI классы (а в перспективе при переходе к 12-летней школе — XI—XII классы). Указанное решение базируется, в частности, на проекте Государственного образовательного стандарта по информатике, победившего на конкурсе Министерства образования в 1995 г.

     Среднее (полное) общее образование оканчивается в старшей школе, 

оно предназначено  для  завершения образования  и  социальной  адаптации учащихся, их  самоопределения.  Обучение в старшей школе профильное, и есть средство дифференциации  и индивидуализации обучения, учета  интересов  и намерений старшеклассников  в  продолжение образования [3, 5]

     Выделяются  два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).

Внутренняя  дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются. [12]

   Цели профильного образования: 

  • Создание   условий   для   дифференциации  содержания  обучения  и     построения      индивидуальных      образовательных    программ. 
  • Углублённое изучение отдельных предметов. 
  • Обеспечение равного доступа учащихся к полноценному образованию. 
  • Расширение  возможностей  последующей  социализации учащихся. 
  • Обеспечение  преемственности  между  общим  и  профессиональным 

    образованием. 

     Принципы построения федерального  базисного   учебного  плана  для  1011 классов  основаны   на  идее  двухуровневого (базового  и  профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.    Типовые учебные планы содержат предметы, которые могут быть выбраны 

для изучения либо на базовом, либо на профильном  уровне.  Поэтому  каждое образовательное учреждение, а  при  определенных  условиях и каждый учащийся,  вправе  формировать  собственный  учебный  план, что позволяет организовать один или несколько профилей обучения.  Учащиеся, выбирая профильные предметы, в совокупности составляют свою индивидуальную образовательную траекторию. 

Информация о работе Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы