Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:59, курсовая работа
Цель: предложить и теоретически обосновать подход к изучению профильного курса, ориентированного на информационные технологии, на уроках информатики в старших классах средней школы.
Гипотеза если в старших классах средней школы ввести профильный курс по информатике, ориентированные на информационные технологии, в котором в качестве средства информационных технологий использовать табличные процессоры, текстовые и графические процессоры то это будет способствовать:
повышению эффективности учебного процесса в сравнении с традиционными подходами;
увеличению наглядности и доступности излагаемого материала;
развитию интереса учащихся, к знаниям в области информатики;
осуществлению профессиональной ориентации учащихся.
Введение……………………………………………………………………….. 3-5
Глава 1. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы
Дифференциация обучения в системе школьного образования…6 – 11
Профильный курс как средство дифференциации обучения……..12 – 15
Реализация дифференцированного обучения по средством профильного курса информатики………………………………..16 – 21
Глава 2. Профильный курс информатики, ориентированный на информационные технологии.
2.1. Определение информационных технологий..………………………22 – 26
2.2. Тематическое планирование………………………………………….27 – 29
2.3. Практическая часть…………………………………………………...30 – 34
Заключение ………………………………………………………………..35 – 36
Список использованных источников ……………………………………….37
Базовые
Остальные предметы изучаются
Профильные
общеобразовательные учебные предметы –
это предметы федерального компонента
повышенного уровня, определяющие
Региональный
(национально - региональный) компоненту
учебного плана для 10‐11
органами управления
Учебный план профильного
часть федерального
профиле.
учебных предметов на базовом
Итак,
из всего вышесказанного можно сделать
вывод, что дифференциация обучения
становится в настоящее время одним из
важнейших направлений развития школьного
образования. Это определяется той ролью,
которую играет дифференциация в реализации
многообразия образовательных систем,
развитии индивидуализации обучения,
способностей, склонностей, познавательной
активности школьников, нормализации
учебной нагрузки учащихся и т.д.
1.2. Профильный курс как средство дифференциации обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <..,> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Прежде
всего, следует разграничить понятия
«профильное обучение» и «
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Таким образом, переход к профильному обучению преследует следующие цели:
а)
создать условия для
б) способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;
в)
расширить возможности
Рекомендуется профильное обучение проводить в 2 этапа:
Вопрос о типологии профильных курсов информатики достаточно важен, поскольку стихийное планирование таких курсов не способствует реализации целей образования и не содействует закреплению за информатикой подобающего ей места в школе. Примем за основу типологию, предложенную А. А.Кузнецовым, Л. Е. Самовольновой и Н. М. Угриновичем при обсуждении концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе, и опишем ее. [2]
При определении содержания профильных курсов выделяются два типа таких курсов — фундаментальные и прикладные. Для фундаментальных курсов ведущей функцией провозглашается формирование научного мировоззрения, а для прикладных — подготовка к практической деятельности.
Направления содержания профильных курсов информатики первого типа определяются применительно к предметным областям, являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в школе (классе).
Если взять основные направления специализации школы по таким образовательным (предметным) областям, как:
• филология,
• обществознание,
• математика,
• естествознание,
• технология,
то для каждого из них возможен свой набор профильных курсов информатики. В каждом из таких курсов изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом соответствующей науки.
Основная задача курсов подобного типа — развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения (с позиций информатики — «системно-информационной картины мира»), обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой (моделирование, формализация и т.д.).
Профильные курсы информатики второго типа — прикладные — дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов — формирование (развитие) навыков использования методов и средств научно-информационных технологий (НИТ) в различных областях.
Виды информационной деятельности человека (сбор, обработка, хранение информации) инвариантны конкретным предметным областям, поэтому основным критерием дифференциации содержания обучения является здесь структура и компоненты информационной деятельности.
Все сказанное отражено в таблице 1.3.1. В ней в основу классификации положены предметные (образовательные) области, определенные в приказе Министерства образования № 56 от 30 июня 1999 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».
Таким
образом, профильное обучение направлено
на реализацию личностно-ориентированного
учебного процесса. Профильные курсы обеспечивают
углубленное изучение отдельных предметов
и ориентированы, в первую очередь, на
подготовку выпускников школы к последующему
профессиональному образованию.
1.3. Реализация дифференцированного обучения по средством профильного курса информатики
Профильный курс информатики целесообразно строить на основе практических работ по реализации учебных проектов с использованием компьютера. При этом ориентация должна идти не на создание конечного продукта, и именно реальная технологическая последовательность его воплощения определила логику в последовательность изучения материала курса. Следовательно, целью обучения является выработка у учащихся системного взгляда на практическую задачу, навыков составления алгоритма ее решения и выработки стратегии применения информационных технологий.
Приведем
некоторые классификации
Таблица 1.3.1
Профильная дифференциация курсов информатики
|
Что же касается конкретных курсов, то в принципе их может быть много. В таблице 1.3.2 и 1.3.3 даны типичные названия возможных профильных курсов для каждой из образовательных областей и видов информационной деятельности.
Профильные курсы информатики, соотнесенные с предметными областями
|