Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: предложить и теоретически обосновать подход к изучению профильного курса, ориентированного на информационные технологии, на уроках информатики в старших классах средней школы.

Гипотеза если в старших классах средней школы ввести профильный курс по информатике, ориентированные на информационные технологии, в котором в качестве средства информационных технологий использовать табличные процессоры, текстовые и графические процессоры то это будет способствовать:

повышению эффективности учебного процесса в сравнении с традиционными подходами;
увеличению наглядности и доступности излагаемого материала;
развитию интереса учащихся, к знаниям в области информатики;
осуществлению профессиональной ориентации учащихся.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3-5

Глава 1. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы

Дифференциация обучения в системе школьного образования…6 – 11
Профильный курс как средство дифференциации обучения……..12 – 15
Реализация дифференцированного обучения по средством профильного курса информатики………………………………..16 – 21
Глава 2. Профильный курс информатики, ориентированный на информационные технологии.

2.1. Определение информационных технологий..………………………22 – 26

2.2. Тематическое планирование………………………………………….27 – 29

2.3. Практическая часть…………………………………………………...30 – 34

Заключение ………………………………………………………………..35 – 36

Список использованных источников ……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

     Базовые общеобразовательные учебные предметы –  это  предметы  федерального  компонента,  направленные  на  завершение  общеобразовательной подготовки. Обязательными  из  них  являются:  «Русский язык», «Литература»,  «Иностранный язык»,  «Математика», «История», «Физическая культура», «Обществознание» и  «Естествознание». 

Остальные предметы изучаются по выбору. [2]

     Профильные  общеобразовательные  учебные  предметы – это предметы  федерального  компонента  повышенного  уровня, определяющие специализацию каждого конкретного  профиля обучения. При профильном обучении выбираются  не  менее  двух  учебных  предметов  на  профильном  уровне.  Вся  их  совокупность  определяет  состав федерального  компонента  федерального  базисного учебного плана. 

     Региональный  (национально - региональный) компоненту учебного плана для 1011 классов представлен определённым количеством  часов на его изучение, а перечень предметов определяется региональными 

органами управления образованием.  [2]

Учебный план профильного обучения включает: 

  • Обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная 

     часть федерального компонента). 

  • Не  менее  двух  предметов  на  профильном  уровне,  определяющие направление  специализации  образования  в  данном 

    профиле. 

  • Другие учебные предметы на базовом или профильном  уровне  (из вариативной части федерального компонента).  Если  выбранный  предмет  на профильном  уровне совпадает с одним из обязательных

    учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается  из  состава  инвариантной  части.  Совокупное  время  на  учебные  предметы  федерального компонента –  базовые обязательные +  профильные + базовые по выбору не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если  после  формирования  федерального  компонента  остается  резерв  часов  в пределах  2100, то эти часы переходят  в  компонент образовательного учреждения. 

  • Региональный (национально - региональный) компонент в объеме 140  часов за два года обучения.   
  • Компонент  образовательного  учреждения  объёмом не менее 280 часов за два года обучения. Этот  компонент  используется  для  предметов,  предлагаемых школой; для учебных характеристик; исследовательской деятельности;  образовательных проектов  и  т.п.; а  также для увеличения числа часов базовых  и профильных  предметов  федерального  компонента. 

   Итак, из всего вышесказанного можно сделать  вывод, что дифференциация обучения становится в настоящее время одним из важнейших направлений развития школьного образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развитии индивидуализации обучения, способностей, склонностей, познавательной активности школьников, нормализации учебной нагрузки учащихся и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2. Профильный курс как средство дифференциации обучения

   В соответствии с распоряжением Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <..,> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

   Прежде  всего, следует разграничить понятия  «профильное обучение» и «профильная школа». Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. [13] Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать, иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. [13]

   Профильное  обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Таким образом, переход к профильному  обучению преследует следующие цели:

     а) создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

     б) способствовать установлению равного  доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;

     в) расширить возможности социализации учащихся, более эффективно подготовить  выпускников школы к освоению программ высшего образования.

     Рекомендуется профильное обучение проводить в 2 этапа:

  1. IX класс — предпрофильный (подготовительный);
  2. X—XI классы — профильные.

   Вопрос  о типологии профильных курсов информатики достаточно важен, поскольку  стихийное   планирование таких курсов     не           способствует реализации  целей образования  и  не содействует   закреплению за информатикой подобающего ей места в школе.  Примем  за основу типологию,  предложенную   А. А.Кузнецовым,       Л. Е. Самовольновой     и     Н. М. Угриновичем при   обсуждении   концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе, и опишем ее. [2]

При определении  содержания профильных курсов выделяются       два типа таких курсов — фундаментальные и прикладные.    Для  фундаментальных курсов    ведущей    функцией     провозглашается        формирование научного мировоззрения, а для прикладных — подготовка к      практической деятельности.

     Направления содержания профильных курсов информатики    первого     типа определяются применительно к предметным областям,    являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в школе (классе).

     Если  взять основные  направления  специализации  школы     по таким образовательным (предметным) областям, как:

• филология,

• обществознание,

• математика,

• естествознание,

• технология,

то для  каждого  из них  возможен свой набор профильных курсов информатики. В каждом из таких курсов изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом соответствующей науки.

     Основная  задача курсов подобного типа —   развитие        научных представлений,  формирование  научного  мировоззрения     (с позиций информатики — «системно-информационной картины мира»),    обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными   или  развитыми    информатикой     (моделирование, формализация и т.д.).

     Профильные  курсы  информатики второго типа — прикладные — дифференцируются не по предметным областям, а по  критерию  вида информационной деятельности. Основное  назначение таких  курсов — формирование (развитие) навыков использования  методов  и средств научно-информационных технологий (НИТ) в различных    областях.

     Виды  информационной деятельности  человека  (сбор,   обработка, хранение информации) инвариантны  конкретным предметным областям, поэтому   основным критерием   дифференциации   содержания   обучения является здесь структура и компоненты информационной          деятельности.

Все сказанное  отражено в таблице 1.3.1. В ней в основу классификации положены предметные (образовательные) области, определенные в приказе Министерства образования № 56 от 30 июня 1999 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».

     Таким образом, профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3. Реализация дифференцированного обучения по средством профильного курса информатики

     Профильный  курс информатики  целесообразно  строить на  основе  практических  работ  по реализации учебных проектов с использованием компьютера. При  этом ориентация должна идти не на создание конечного продукта, и именно реальная технологическая последовательность его воплощения определила логику в последовательность изучения материала курса. Следовательно, целью обучения является выработка у учащихся системного взгляда на практическую задачу, навыков  составления алгоритма ее  решения  и выработки  стратегии применения  информационных технологий. 

     Приведем  некоторые классификации профильных курсов.

      Таблица 1.3.1

Профильная  дифференциация курсов информатики

Принцип дифференциации Комментарий
А. По ведущей педагогической функции Можно выделить:

• «Фундаментальные»  профильные курсы (назначение — формирование научного мировоззрения);

• «Прикладные» (пользовательские) профильные курсы (назначение — подготовка к практической деятельности, труду)

Б. По предметным областям: Курс может  быть увязан с одной из предметных областей:

• Филология;

• Обществознание;

• Математика;

• Естествознание;

• Технология;

• Физическая культура

В. По видам информационной деятельности Курс может  быть ориентирован на один из видов  информационной деятельности:

• Обработка  информации;

• Получение, хранение, использование информации;

• Передача информации

      Что же касается конкретных курсов, то в  принципе их может быть много. В таблице 1.3.2 и 1.3.3 даны типичные названия возможных профильных курсов для каждой из образовательных областей и видов информационной деятельности.

                                                            Таблица 1.3.2

Профильные  курсы информатики, соотнесенные с предметными областями

Предметная (образовательная) область и ее составляющие Примеры возможных профильных курсов
ФИЛОЛОГИЯ (языки, литература) Знаковые модели
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (история, обществознание, география, экономика) Компьютерное  моделирование общественных процессов
МАТЕМАТИКА (математика, информатика) Вычислительная  математика и программирование

Математическое  моделирование 

Вычислительная техника

Программирование 

Компьютерные  телекоммуникации

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (биология, физика, химия, экология) Компьютерное  моделирование процессов в природе
ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)   

Информация о работе Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы