Проект систематического курса информатики для учащихся 10-11 классов средней школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились. Это обстоятельство вынуждает особенно тщательно согласовывать разработку программы преподавания предмета информатики в школе с дальнейшим изучением соответствующего материала в вузе.

Содержание

Введение
Глава 1 Программа по информатике для 10 – 11 классов
1. 1 Программы для общеобразовательных учебных заведений универсального профиля.
1. 1. 1 Объяснительная записка
1.1. 2 Содержание учебного материала
Глава 2 Примерная программа курса информатики 10-11 классы (70 часов)
2. 1 Пояснительная записка
2. 2 Содержание обучения
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство науки и образования Украины.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     6. Компьютерное моделирование.  Основы алгоритмизации  и программирование (12 ч.)

     Понятия информационной модели. Понятия технологии компьютерного моделирования. Информационные модели. Построение модели. Основные этапы компьютерного моделирования.

     Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Базовые структуры алгоритмов: следования, разветвления, повторения. Графические схемы базовых структур алгоритмов. Конструирования алгоритмов за методом “сверху книзу”.

     Порядок складывания алгоритмов. Понятия программы.

     Величины. Основные характеристики величин. Типы величин. Описание величин учебным  алгоритмическим языком и языком программирования. Алгоритмы обработки величин.

     Указание  о предоставление значения. Указание о выполнение алгоритма. Формальные и фактические параметры. Выполнения и анализ правильности алгоритмов и программ. Указания повторения и разветвления. Табличные величины. Алгоритмы обработки табличных величин. Алгоритмы поиска элементов в таблице. Алгоритмы приведения в порядок линейных таблиц.

     Ученики должны знать:

  • понятия информационной модели задачи;
  • основные этапы компьютерного моделирования;
  • понятия алгоритма,
  • свойства алгоритма;
  • способы и формы представления алгоритма;
  • базовые структуры алгоритмов и их свойства;
  • порядок складывания алгоритмов;
  • сущность метода последовательного уточнения алгоритма;
  • структуру описания алгоритма учебным алгоритмическим языком и языком программирование;
  • понятия величины;
  • основные типы величин;
  • правила описания величин учебным алгоритмическим языком и языком программирования;
  • правила описания указаний о предоставление значений;
  • понятия фактических и формальных параметров;
  • правила описания указаний повторения (циклов);
  • правила описания указаний разветвления.

    Ученики должны иметь представления о:

  • технологию компьютерного моделирования;
  • типы моделей;
  • анализ модели;
  • алгоритмы поиска элементов в таблице;
  • алгоритмы приведения в порядок линейных таблиц;
  • осуществления анализа правильности алгоритмов.

    Ученики должны уметь:

  • строить информационную модель задачи;
  • анализировать алгоритм решения задачи;
  • строить графические схемы простейших алгоритмов;
  • описывать простейшие алгоритмы учебным алгоритмическим языком и языком программирования;
  • формально выполнять алгоритмы.

     Резерв  – 6 ч. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Примерная программа  курса информатики 10-11 классы (70 часов)

     2. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Цель  курса — обеспечь прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира, значение информационных технологий в развитии современного общества, привить учащимся навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной и последующей профессиональной деятельности.

     Основными задачами курса являются:

     • познакомить учащихся с понятиями  система, информация, модель, алгоритм и их ролью в формировании современной картины мира;

     • раскрыть общие закономерности информационных процессов в природе, обществе, технических  системах;

     • познакомить с принципами структурирования, формализации информации и выработать умение строить информационные модели для описания объектов и систем;

     • развивать алгоритмический и  логический стили мышления;

     • сформировать умение организовать поиск  информации, необходимой для решения  поставленной задачи;

     • сформировать умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;

     • сформировать навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных  компьютерных технологий для  решения  учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности;

     • выработать потребность обращаться к компьютеру при решении задач  из любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении информационными  технологиями и навыках взаимодействия с компьютером.

     2. 2 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

     1. Вступление. Информация  и информационные  процессы (2 часов)

     Основные  понятия: информация, информационные процессы, информационная картина мира, информационное общество, информационная культура.

     Вещество, энергия, информация — фундаментальные понятия современной науки. Различные подходы к определению информации.

     Информационные  процессы. Методы поиска информации. Хранение информации Передача информации. Обработка  информации. Использование информации.

     Информационные  процессы в живой природе, обществе, технике.

     Информационная  деятельность и информационная культура человека. Информационное общество, его  особенности и основные черты. Защита информации, авторских прав на программное  обеспечение.

     Практические  работы:

      - Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).

      - Отработка навыков работы с графическим интерфейсом (мышь).

     2. Представление информации, системы счисления и основы логики (2 часов)

     Основные  понятия: кодирование информации, двоичная система счисления, количество информации, бит, байт.

     Язык  как способ представления информации. Различные формы представления  информации. Кодирование. Двоичная форма  представления информации. Количество и единицы измерения информации.

     Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Представление чисел в двоичной системе счисления.

     Понятие об алгебре высказываний. Основные логические операции.

     Логические  основы ЭВМ. Основные логические элементы их назначение и обозначение на схемах.

     Практическая работа:

       - Определение информационной емкости различных носителей информации.

     3. Компьютер (6 часов)

     Основные  понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, устройство ввода информации, устройство вывода информации, файл, операционная система, компьютерный вирус, антивирусная программа.

     Основные  устройства компьютера: устройства ввода  информации, устройства вывода информации, устройства хранения информации (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации, устройства мультимедийной обработки информации.

     Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный принцип  построения компьютера.

     Правила техники безопасности при работе на компьютере.

     Программное обеспечение компьютера. Системное  и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Файловая система. Путь к файлу. Графические пользовательские интерфейсы.

     Компьютерные  вирусы. Антивирусные программы и  защита информации.

     Практические  работы:

     1. Форматирование дискеты, создание системной дискеты.

     2. Работа с файлами: копирование,  переименование, удаление.

     3. Инсталляция программного продукта.

     4. Лечение "зараженной" компьютерным  вирусом дискеты. 

     4. Моделирование и формализация (4 часов)

     Основные  понятия: моделирование, формализация, информационная модель, информационная технология решения задач, компьютерный эксперимент.

     Моделирование. Формальная и неформальная постановка задачи. Основные принципы формализации. Основные типы информационных моделей: классификационные (табличные, иерархические), динамические (дискретные, непрерывные), логико-лингвистические (базы знаний).

     Понятие об информационной технологии решения  задач. Этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов. Компьютерный эксперимент.

     Практические  работы:

     1. Построение простой информационной  модели.

     2.. Проведение компьютерного эксперимента

     5. Алгоритмизация и программирование (10 часов)

     Основные понятия: алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, алгоритмический язык, блок-схема, линейный, разветвляющийся, циклический и вспомогательный алгоритмы, система программирования.

     Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства исполнителя алгоритма: система команд, среда, в которой он действует. Компьютер как формальный исполнитель.

     Свойства  алгоритма. Различные способы записи алгоритма. Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические. Вспомогательные алгоритмы Процедуры. Рекурсивные алгоритмы. Составление простейших алгоритмов и запись их различными способами.

     Введение  в язык программирования. Основные типы данных. Основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования. Подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии. Структурированные типы данных: массивы, записи файлы. Поиск и упорядочение элементов массива. Работа с записями и файлами. Создание диалоговых программ.

     Практические  работы:

     1. Построение блок-схемы алгоритма,  записанного на естественном языке.

     2. Пошаговое исполнение алгоритма  для исполнителя Робот или  Черепашка.

     3. Кодирование заданного в виде  блок-схемы алгоритма на языке  программирования, ввод и исполнение  полученной программы.

     6. Информационные технологии (34 часов)

     Основные  понятия: текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, базы данных, мультимедийные технологии.

     6.1 Технология обработки текстовой информации (10 часов)

     Текстовый редактор: назначение и основные функции. Ввод и редактирование текста. Фрагмент текста, работа с фрагментом (выделение, перенос/копирование, удаление и т.д.). Абзац, операции с абзацами (форматирование, установление межстрочного интервала и т.д.). Оформление текста: шрифты, цвет символов, заполнение, обрамление и т.д. Ввод, заполнение и форматирование таблиц.

Информация о работе Проект систематического курса информатики для учащихся 10-11 классов средней школы