Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 00:03, дипломная работа
В наш 21 век никто не представляет без компьютеров жизнь во всех ее сферах: экономической, политической, социальной. Компьютерные игры, банкоматы, Интернет - это только начало длинного перечня услуг, представляемых обществом каждому из нас. Продолжается гонка за более совершенными компьютерами и передовыми удобными программами, компьютеризация становится самоцелью при этом, как правило, забывается, что компьютер - это только инструмент, средство, упрощающее нам работу, выполняющее монотонные и трудоемкие операции: накопление, систематизация, обработка больших массивов разрозненных данных, в конечном итоге - представление в упорядоченном виде - необходимой информации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Место и роль военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в структуре Министерства обороны Российской Федерации
6
1.1 Роль и основные задачи военных комиссариатов на современном этапе развития Российского государства
7
1.2 Функции военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы
13
Глава 2. Практический опыт и перспективы применения информационных технологий в деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации
22
2.1 Информационные технологии как основа оптимизации деятельности органов государственной власти Российской Федерации
23
2.2 Основные направления применения информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской Федерации
29
2.3 Применение информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской Федерации для учета пенсионеров и назначения пенсий и пособий
39
Глава 3. Организация интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, на базе военных комиссариатов субъектов Российской Федерации
49
3.1 Формирование системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, на основе современных информационных технологий
51
3.2 Возможные проблемы практической разработки, внедрения и эксплуатации интегрированной системы и пути их преодоления
58
Заключение
70
Приложения
73
Перечень принятых сокращений и терминов
78
Список литературы
80
- отсутствия оперативной связи между военным комиссариатом субъекта Российской Федерации и военными комиссариатами муниципальных образований, вследствие чего возникает необходимость ведения объемной служебной переписки;
- отсутствия взаимодействия между центром (отделом) социального обеспечения и другими структурными подразделениями военного комиссариата субъекта Российской Федерации;
- отсутствия возможности осуществления электронного документооборота между военным комиссариатом субъекта Российской Федерации и организациями, с которыми происходит взаимодействие;
- отсутствия возможности оперативного контроля за полнотой и правильностью выплат, производимых учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации.
Но, несмотря на такую ситуацию, программа является отличным помощником в работе: удобный и простой интерфейс, простота работы, доступность в обучении, удобство настроек и большой перечень функций, практически полностью охватывающий объем выполняемых работ. К программе приложена компактная и простая, но полная Инструкция [32]. В процессе работы из любого места программы доступна простая справка, описывающая все операции, функции и настройки. Оценивая удобство и простоту этой программы, можно сделать вывод, что разработка программы осуществлялась в тесном взаимодействии с грамотными специалистов в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Положительной чертой является регулярное обновление программы в соответствии с изменениями законодательства.
Основное меню программы имеет семь пунктов и показано на рис.8, раскрытые функции пунктов меню в порядке их следования представлены на рис.9.
Рисунок 8 Рабочее окно программы "Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей"
Рисунок 9 Окна функций меню программы "Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей" удален
Рисунок 10 Окно справки программы "Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей" удален
Таким образом, учет пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации и назначение пенсий и пособий осуществляется с применением описанной выше информационной технологии, представляющей образец тесного и плодотворного сотрудничества между заказчиками и разработчиками, значительно облегчающей выполнение центрами (отделами) социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации стоящих перед ними задач.
Представленные в данной работе информационные технологии, используемые военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, охватывают практически весь спектр задач военных комиссариатов. Неодинаковый эффект от их применения можно объяснить, в первую очередь, отсутствием единой плановой работы по разработке, внедрению и эксплуатации. Изолированность баз данных, отсутствие возможности их интеграции между собой и программами, используемыми другими организациями и учреждениями становится камнем преткновения для широкого применения информационных технологий.
Преодолеть это можно путем разработки интегрированных комплексно или в одной сфере деятельности военных комиссариатов, информационных технологий, объединяющих военные комиссариаты и другие органы военного управления, территориальные органы министерств и ведомств, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и другие организации. В этой работе необходимо использовать опыт и практические наработки других федеральных министерств и ведомств.
ГЛАВА III
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ
С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, НА БАЗЕ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выше уже было показано, что изолированность баз данных и обособленность программ значительно снижают синергический эффект от внедрения и эксплуатации информационных технологий. Вследствие этого возникает необходимость разработки и применения интегрированных информационных систем, которые объединяют разнородные элементы, позволяют наиболее эффективно и рационально использовать накопленные данные различным пользователям, имеющим полномочия доступа к ним, широко и целенаправленно реализуя современные информационные технологии.
Предпосылки создания интегрированных систем указаны в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года: "В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти" [11. п.2]. Отмечено, что повышается обеспеченность современными персональными компьютерами, созданы и функционируют территориально распределенные компьютерные сети, в том числе имеющие доступ в сеть Интернет, успешно реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота, управления материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами, реализуются проекты интеграции государственных информационных ресурсов между собой в рамках внедрения электронных административных регламентов предоставления государственных услуг [11. п.2].
В главе 2 была раскрыта структурная схема информационной технологии, в которую включаются следующие элементы: регламентирующие документы, требования пользователя, формализованные документы, последовательность действий, оптимизирующие компоненты, операторы, технические средства.
Изначально стоит необходимость определить взаимосвязи: существующие внутри информационной технологии, существующие во взаимоотношениях с внешней средой, необходимость создания новых, правила их регламентирования и коммутации.
В комплексе информационных технологий одно из центральных мест принадлежит технологиям баз данных, которые обеспечивают широкие возможности управления данными, организованными в виде файлов или упорядоченных совокупностей (современные учебные пособия довольно часто соотносят базы данных с компьютерами, однако существование баз данных не зависит от существования компьютеров, они могут представлять собой обычную библиографическую картотеку в библиотеке - компьютер только средство оптимизации работы, как показано в приложении 1).
В данной главе предложен вариант организации интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, которую возможно создать на базе военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, с применением информационных технологий. Внимание уделено описанию элементов, которые необходимо включить в эту систему, выявлению и описанию внешних и внутренних взаимосвязей, принципов их реализации.
3.1 Формирование системы социального обеспечения
граждан, уволенных с военной службы, на основе
современных информационных технологий
Непосредственной правовой основой реализации интегрированной системы является Федеральный закон 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" [3]. В соответствии с законом электронная цифровая подпись в электронном документе (т.е. в котором информация представлена в электронно-цифровой форме) равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении определенных законом условий, при этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.
Осуществление электронного документооборота позволит, во-первых, повысить оперативность управления и передачи информации, во-вторых, перейти на безбумажную технологию работы, в-третьих, осуществлять предварительный и текущий контроль осуществляемых выплат.
Предлагаемый вариант интегрированной системы подразумевает разделение всей системы на несколько уровней, каждый последующий является развитием нижестоящего и не может функционировать без него. Графически это представлено в приложении 3.
Первый уровень - базовый - является основой всей системы, может функционировать самостоятельно в пределах субъекта Российской Федерации и опирается на существующую иерархическую систему военных комиссариатов. Организация работы уровня большей частью возможна нормативными правовыми актами военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
Второй уровень - стандартный - расширяет возможности базового уровня, опирается на действующую в настоящее время систему социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, без необходимости организации и правового обеспечения включения новых элементов и новых взаимосвязей. Организация работы уровня возможна нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и дополнительным соглашением со Сберегательным банком Российской Федерации.
Третий уровень - расширенный - подразумевает создание полнофункциональной системы, в которую по мере технической, программной и правовой готовности возможно включение различных учреждений. Организация работы уровня возможна только законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Структура базового уровня
Регламентирующими документами являются Методические рекомендации [31] и приказ военного комиссара субъекта Российской Федерации, в котором определяются правила документооборота, назначены ответственные должностные лица, утверждены Инструкции, требования к системе, формализованные документы и другие вопросы.
Выполнение всех функций возможно штатным личным составом военных комиссариатов на базе имеющихся вычислительных сетей и каналов междугородней и городской связи. Использование электронной цифровой подписи на данном уровне необязательно.
Оптимизация работы происходит за счет распределения управления базой данных между военными комиссариатами. При описании работы привязка мероприятий осуществляется применительно к организационно-штатной структуре военных комиссариатов муниципальных образований внеразрядных, 1 и 2 разрядов (что позволит адаптировать в последствии к организационно-штатной структуре военных комиссариатов муниципальных образований 3 разряда).
Минимально необходимыми элементами, обеспечивающими функционирование информационных технологий на базовом уровне системы, являются центр (отдел) социального обеспечения и 4-й отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации, отделения социального и пенсионного обеспечения и 4-е отделения военных комиссариатов муниципальных образований, допустимо включение территориальных представительств Военно-мемориальной компании.
Работа в военном комиссариате муниципального образования. Первоначальное формирование базы данных и представление документов для назначения пенсий и пособий на данном уровне осуществляется отделением социального и пенсионного обеспечения. В идеальном варианте необходима была бы интеграция с базой данных автоматизированной системы управления "Зарница-М", однако она в принципе не имеет таких возможностей, а замена ее на альтернативную на современном этапе развития общества не возможна. Кроме отделения социального и пенсионного обеспечения, целесообразно оборудование автоматизированных рабочих мест (терминалов) в 4-м и 3-м отделениях, которые будут вносить в базу данных сведения о гражданах, уволенных с военной службы, имеющих право на социальное обеспечение через органы Министерства обороны Российской Федерации, для должностных лиц, ответственных за оформление документов в Военно-страховую компанию. Эти автоматизированные рабочие места необходимо соединить локальной вычислительной сетью. Ответственность за ведение локальной базы данных и представление документов в военный комиссариат субъекта Российской Федерации целесообразно возложить на начальника отделения социального и пенсионного обеспечения - помощника военного комиссара. Осуществление документооборота возможно с помощью электронной почты или в режиме терминала стандартными программами операционной системы.
Работа в военном комиссариате субъекта Российской Федерации. Основная база данных формируется центром (отделом) социального обеспечения. В военный комиссариат муниципального образования направляется информация, предусмотренная карточкой персонального учета пенсионера, и другая по мере необходимости. Включение 4-го отдела необходимо вследствие особенностей выполняемых им задач: работа с гражданами, имеющими право на льготы и не являющимися пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации, и выполнение обязанностей по ритуально-похоронному обеспечению погибших военнослужащих. Целесообразно включение финансово-экономического отделения, осуществляющего выплату окладов по воинскому званию, правового органа для совместного ведения базы данных исков пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации и других граждан.
Практическая реализация данного уровня интегрированной системы позволит уменьшить объем бумажного документооборота, отойти от использования учетных и алфавитных карточек в центре (отделе) социального обеспечения, избавит от необходимости высылки карточек персонального учета пенсионера, обеспечит оперативность работы по поддержанию базы данных пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, базы данных ветеранов Великой Отечественной войны и других баз в актуальном состоянии.
Структура стандартного уровня
Регламентирующими документами являются приказ министра обороны Российской Федерации, которым определяются правила документооборота, требования к системе, формализованные документы и другие вопросы, назначаются ответственные должностные лица, Методические рекомендации [31], дополнительное соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Сберегательным банком Российской Федерации.
Выполнение всех функций возможно штатным (возможно необходимо перераспределение) личным составом военных комиссариатов и других органов военного управления на базе имеющихся вычислительных сетей, каналов междугородней и городской связи и технологий Интернета. Вследствие возникновения движения распорядительных документов и наличия договорных отношений, использование электронной цифровой подписи является обязательным. Технической проблемой станет сопряжение компьютерной сети Министерства обороны Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации.
Оптимизация работы происходит за счет возможности организации предварительного и текущего контроля за осуществлением различных выплат, движением бланков строгого учета и решения других вопросов.
Работа в Главном финансово-экономическом управлении. Прослеживаются три главных направления работы, два из них - организация работы и контроль за деятельностью органов социального обеспечения дополнятся новыми функциями (например, содержание и поддержание в актуальном состоянии базы нормативных правовых актов по вопросам социального обеспечения, доступной по средствам Интернета всем органам военного управления, органам социальной защиты населения, Пенсионному фонду Российской Федерации и другим, имеющим соответствующие полномочия доступа, информацию по тарификации должностей, похищенных и утерянных денежных аттестатах). Третье направление можно рассматривать как организацию взаимодействия, будет заключаться в выдаче (или проведении работы по выдаче уполномоченным федеральным органом) сертификатов ключей подписей [3. ст.8,9] и выполнению других функций, связанных с применением электронных цифровых подписей (возможно, потребуется создание самостоятельного отдела в составе Управления социального обеспечения).