Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 00:03, дипломная работа
В наш 21 век никто не представляет без компьютеров жизнь во всех ее сферах: экономической, политической, социальной. Компьютерные игры, банкоматы, Интернет - это только начало длинного перечня услуг, представляемых обществом каждому из нас. Продолжается гонка за более совершенными компьютерами и передовыми удобными программами, компьютеризация становится самоцелью при этом, как правило, забывается, что компьютер - это только инструмент, средство, упрощающее нам работу, выполняющее монотонные и трудоемкие операции: накопление, систематизация, обработка больших массивов разрозненных данных, в конечном итоге - представление в упорядоченном виде - необходимой информации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Место и роль военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в структуре Министерства обороны Российской Федерации
6
1.1 Роль и основные задачи военных комиссариатов на современном этапе развития Российского государства
7
1.2 Функции военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы
13
Глава 2. Практический опыт и перспективы применения информационных технологий в деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации
22
2.1 Информационные технологии как основа оптимизации деятельности органов государственной власти Российской Федерации
23
2.2 Основные направления применения информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской Федерации
29
2.3 Применение информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской Федерации для учета пенсионеров и назначения пенсий и пособий
39
Глава 3. Организация интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, на базе военных комиссариатов субъектов Российской Федерации
49
3.1 Формирование системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, на основе современных информационных технологий
51
3.2 Возможные проблемы практической разработки, внедрения и эксплуатации интегрированной системы и пути их преодоления
58
Заключение
70
Приложения
73
Перечень принятых сокращений и терминов
78
Список литературы
80
Рис. 4. Функциональные связи военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы.
- осуществление ревизий и проверок работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей в военных комиссариатах муниципальных образований, анализ состояния работы по результатам этих ревизий и проверок, отчетных данных и сообщений военных комиссариатов муниципальных образований по предоставлению гражданам, уволенным с военной службы, установленных льгот и преимуществ;
- организация и осуществление контроля за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых, с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее их получение, денежной компенсации на эксплуатационные расходы и на транспортное обслуживание, осуществление мероприятий по предупреждению фактов получения пенсионерами излишних сумм пенсий, пособий и компенсаций, своевременному возмещению допущенных переплат;
- разрешение поступающих в военный комиссариат предложений, заявлений и жалоб по вопросам социального обеспечения уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, а также прием граждан, обращающихся по этим вопросам.
Для исполнения этих функций военные комиссариаты субъектов Российской Федерации используют данные и документы, получаемые от других элементов системы социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, других учреждений и организаций:
- основой всей работы по пенсионному обеспечению является исчисление выслуги лет (общего трудового стажа) на пенсию военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, отделом социального обеспечения финансово-экономического управления военного округа в тесном взаимодействии с кадровыми органами, расчет выслуги лет на пенсию поступает в военный комиссариат субъекта Российской Федерации вместе с личным делом уволенного с военной службы гражданина;
- из финансово-экономического управления военного округа поступают руководящие документы по вопросам социального обеспечения пенсионеров, указания и разъяснения законодательства по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления льгот, установленных гражданам, уволенной с военной службы, осуществляется обеспечение военных комиссариатов бланками строгого учета;
- из военных комиссариатов муниципальных образований поступают документы для назначения пенсий, пособий и компенсаций гражданам, уволенным с военной службы, и семьям умерших военнослужащих, сведения об изменении места жительства пенсионеров и изменении условий, влияющих на размер пенсии или определяющих, право на дальнейшее ее получение;
- военные комиссариаты муниципальных образований представляют установленную отчетность по вопросам социального обеспечения, сведения об оформленных материалах на выплату единовременных пособий и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих, а также документы для замены в установленном порядке гражданам, уволенным с военной службы, свидетельств и других документов о праве на установленные для них льготы;
- из учреждений медико-социальной экспертизы поступают документы об установлении группы и причины инвалидности гражданам, уволенным с военной службы, если это влияет на размер пенсии или пособия, в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации направляются разрешения на выплату пенсии и поручения на единовременную выплату, а также осуществляется широкопрофильный документооборот с другими учреждениями и организациями.
Таким образом, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются главным исполнительным и связывающим звеном во всей деятельности органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, через которое проходит большой поток документов. Если принять во внимание, что в подчинении военного комиссариата субъекта Российской Федерации находится от 15 до 65 военных комиссариатов муниципальных образований, состоит на учете от 10 тыс. до 200 тыс. пенсионеров, а Законом Российской Федерации установлен 10-дневный срок для назначения пенсии [1. ст.52], то правомерно встает вопрос об автоматизации работы по социальному обеспечению. В настоящее время центрами социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации эксплуатируется программа, автоматизирующая выполнение расчетных и учетных задач.
Однако необходимо рассмотреть возможность более широкого и планомерного внедрения современных информационных технологий в этом направлении с учетом практического опыта использования информационных технологий, как военными комиссариатами, так и федеральными органами государственной власти и управления.
ГЛАВА II
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационные технологии - это загадочное для многих понятие, которое не имеет четко определенного значения, до настоящего времени не разработано общей теории информационных технологий как системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств обработки информации, не определено само понятие "информационная технология". Законодатель определил многие термины, например "информация", "информатизация", "информационные процессы", "информационная система", "информационные ресурсы" [2. ст.2], однако понятие "информационная технология" было им упущено из внимания, несмотря на то, что оно широко использует в тексте многих нормативных правовых актов Российской Федерации и существует система ГОСТов "Информационная технология".
В настоящее время информационные технологии понимаются как работа на компьютере или упрощаются исключительно до ассоциаций с компьютерами и программным обеспечением, например, Министерством финансов Российской Федерации в форме Сведений об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения, утвержденной Инструкций о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности [12]. Это в корне неправильно и не допустимо, потому что компьютер - это только инструмент, который позволяет упростить и ускорить работу.
Иной подход к пониманию сущности информационных технологий прослеживается в разных учебных пособиях по информатике, в которых дается определение этого понятия. Однако и в них все сводится к узкому пониманию информационных технологий как комплекса методов, способов и средств автоматизации информационной деятельности [35. стр.4] и обеспечения информационного процесса [39. стр.232]. Эти определения не являются полными и всеобъемлющими по той причине, что существенно снижают роль информационных технологий как основы построения систем управления и массового обслуживания, оптимизации работы информационной системы или коллектива организации.
Необходимо обратить внимание, что информационные технологии не существуют сами по себе, а являются неотъемлемой частью информационных систем [2. ст.2], что продемонстрировано в приложении 1. Их можно сравнить с инструментом, который лежит без дела до тех пор, пока не будет использован мастером по своему прямому назначению. Применение для выполнения несвойственной функции аналогично приводит или к излишнему расходованию ресурса работы, или к неэффективному использованию.
Поэтому рассмотрение и анализ применяемых информационных технологий осуществляется исключительно в комплексе с самими информационными системами.
2.1 Информационные технологии как основа оптимизации
деятельности органов государственной власти
Российской Федерации
Для понимания сущности информационных технологий необходимо обратиться к сущности составляющих этот термин слов: "информация" и "технология".
В различных источниках, в том числе в законе [2. ст.2], дается определение понятия "информация", но они поражают своей упрощенностью, сведением всей полноты сути к простому отождествлению с отображением действительности. Такая трактовка и приводит к ограниченности понимания сути понятия "информационная технология". Непонимание сути термина приводит к тому, что в любого рода документах используется множественное число понятия "информационная технология" - "информационные технологии", что позволяет оперировать термином без осмысления его значения.
Таким образом, несмотря на то, что работа имеет прикладной характер и не имеет цели изучения теории информации и информатики, необходимо четко определить термин "информационная технология".
Безусловно, с системной точки зрения заслуживает внимания определение Симоновича С.В.: "Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов" [34. стр.13], "информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов" [34. стр.15], иными словами - информация - это обработанные в соответствии с определенными требованиями потребителя данные (или сведения) о каких-либо явлениях, объектах, событиях, процессах и лицах.
Понятие "технология" имеет более устойчивое и однородное определение в различных источниках, которое можно сформулировать как определенная документами последовательность (или совокупность) действий, направленных на достижение поставленной цели.
Диалектическое объединение понятий "информация" и "технология" позволяет раскрыть понятие "информационная технология" как установленную нормативными документами систему действий и средств (инструментов) по преобразованию данных (сведений) о лицах, явлениях, объектах, событиях и процессах в соответствии с определенными требованиями заинтересованных потребителей информации. Упрощенно последовательность преобразования данных представлена в приложении 2.
Корневым стержнем является последовательность действий, которая определяется требованиями пользователя, вырабатываемыми в соответствии с целью его деятельности, регламентирующими документами в сфере приложения информационной технологии, на основе этих параметров определяются формализованные документы, которые должны быть на всех этапах обработки данных и представления информации. Необязательными элементами могут быть оптимизирующие компоненты (например, база данных) и технические средства (например, компьютер или аппаратура связи), которые усовершенствуют работу, а также орган, уполномоченный осуществлять регламентацию деятельности, и специализированная по предоставлению технических средств организация, являющиеся в определенных условиях внешними факторами.
Наглядное представление сущности термина "информационная технология" дано на рис. 5.
|
|
| Уполномоченный орган |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| Регламентирующие документы |
|
|
|
| ||
|
|
| Требования пользователя |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |||||
Объект изучения | Данные (сведения) |
| Формализованные документы |
| Информация | Цель изучения (обработки) | Пользователь (заказчик) | ||
| Последовательность действий |
| |||||||
|
| ||||||||
| Оптимизирующие компоненты |
| |||||||
|
|
| Операторы (исполнители) |
|
|
|
| ||
|
|
| Технические средства |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| Специализированная организация |
|
|
|
|
Рис. 5. Принципиальная схема организации и внешних связей информационной технологии.
Детальное рассмотрение представленной схемы неизбежно подводит к выводу, что информационная технология - это не что иное, как система со своими элементами, подсистемами, связями и внешней средой. Следовательно, информационная технология должна обладать свойствами, присущими только системам: принципом эмерджентности (в соответствии с которым система обладает качествами, не присущими изолированным друг от друга отдельным составляющим ее элементам) и синергическим эффектом (дополнительным эффектом, возникающим при совместном, взаимосвязанном действии элементов системы, который может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от организации системы) [37. стр.49].
Действия должны выполняться каким-либо персоналом, если пользователь является заказчиком и не выполняет определенные действия по обработке данных. В случае, если пользователь самостоятельно выполняет что-либо, то все равно он выполняет функции оператора. Таким образом, кто бы ни исполнял функции непосредственной работы с данными, в структуру информационной технологии включается оператор - человек, непосредственно осуществляющий техническую работу.
Подводя итог всему вышесказанному, можно окончательно сформулировать определение понятия "информационная технология" - это установленная нормативными документами система действий и средств (инструментов) по преобразованию данных о лицах, явлениях, объектах, событиях и процессах в соответствии с определенными требованиями заинтересованных потребителей информации. С этой точки зрения, можно уверенно заявить, что информационные технологии являются основой оптимизации работы любого общественного организма в силу своей четкости строения и появления эмерджентности и синергизма.
Понимание этого нашло отражение в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 2004 года № 1244-р:
"Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг" [11. п.1].
Отмечено, что "Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере" [11. п.1].