Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:46, курс лекций
все основные вопросы по правовой информатике.
1.информационное общество, хартия глобального информационного общества
2.применение математических методов при изучении информационных процессов и систем в правовой системе
3.основные положения гос. Политики в информац. Сфере. Основные положения ФУП. Электронная Россия
4.правовая кибернетика. Связь правовой кибернетики с правовой Информатикой
5.информац.законодательство,основные нормативные акты
6значение правовой информатики для юридической науки
7правовые проблемы информатики
8.основные подходы к определению понятия-информация
9.Правовая информация. Основные направления правовой информации
10.Основные свойства информатики (идеальность)
11.Информационная проблема права
12.Содержание понятия «Качество информации»
13.Современные информационные Технологии в правотворческой деятельности. Информац. системы в правотворческой деятельности
14.Классификация информации в правовой сфере
15.современные информационные Технологии в правоохранительной и правоприминительной деятельности
16.Нормативная правовая информация И ее классификация
17.автоматизирование информ. Системы органов внутренних дел и прокуратуры
18.информ. процессы. процесс правового воздействия как совокупности информ. Процессов
19.гос.автоматизирование системы .Выборы ФЗ о ГАС выборах
20 роль СМИ в реализации информационных процессов
21.информационная безопасность. Основные положения доктрины информационной Безопасности
22.понятие информационной Системы. Автоматизирование информационной Системы и их классификация
23.методы защиты информации. Системный подход к защите информации
24. справочные правовые системы. Основные напрвления их использования в юридич. Деятельности
25.электронный документо-оборот. Электронная цифровая подпись
26.экспертные системы, основные направления их использования в юрид.деятельности
27.основные правовые проблемы связанные с использованием интернета (несогласованность информационного Законодательств разных стран)
28.ситуационные центры: их роль в организации процесса управления
29.основные положения концепции электронного правительства
30.социально-правовое моделирование: его роль в юрид. Научных исследованиях
б) для общества:
*обеспечение
интересов личности в
*построение
правового социального
*упрочение демократии,
построение информационного
*духовное обновление
общества, сохранение его нравственных
ценностей, утверждение в
в) для государства:
*создание условий
для реализации интересов
*формирование
институтов общественного
*безусловное
обеспечение законности и
*создание условий
для гармоничного развития
*защита государственных
информационных систем и
22.понятие информ. Системы. Автоматизирование инфор. Системы и их классификация
Информационная система - в РФ организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. В соответствии с ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» собственником И.с. является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения.
АИС - система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации в интересах достижения поставленной перед информационной системой цели, использующая компьютерную информационную технологию.
В основе современных АИС лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.
качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.
По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, геоинформационные, области, республики, округа, города, района и т.д.
По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.
Соответственно, на наш взгляд, можно выделить следующие виды АИС:
автоматизированные системы обработки данных (АСОД);
автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);
автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);
автоматизированные рабочие места (АРМ);
автоматизированные системы управления (АСУ);
автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);
экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.
23.методы защиты информации.системный подход к защите информации
Системный подход к описанию информационной безопасности предлагает выделить следующие составляющие информационной безопасности:
Законодательная, нормативно-правовая и научная база.
Структура и задачи органов (подразделений), обеспечивающих безопасность ИТ.
Организационно-технические и режимные меры и методы (Политика информационной безопасности).
Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности.
Ниже в данном разделе подробно будет рассмотрена каждая из составляющих информационной безопасности.
Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо:
выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты;
учесть требования национального и международного Законодательства;
использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ;
определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ;
распределить между
подразделениями области
на базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты;
реализовать требования
Политики информационной безопасности,
внедрив соответствующие
реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ);
используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ.
Как видно из последнего
этапа работ, процесс реализации
СОИБ непрерывный и циклично (после
каждого пересмотра) возвращается к
первому этапу, повторяя последовательно
всё остальные. Так СОИБ корректируется
для эффективного выполнения своих
задач защиты информации и соответствия
новым требованиям постоянно
обновляющейся информационной системы.
24. справочные правовые системы.основные напрвления их использования в юридич. Деятельности
СПС— особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.
Государственные системы
*Информационно-поисковая система "Закон" — База законодательства Государственной Думы РФ
*Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны РФ (база) — эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти..
*БД НЦПИ Минюста России - Электронная база нормативно-правовых актов
*БД Министерства иностранных дел России
Коммерческие системы
*КонсультантПлюс — имеются федеральные и международные документы, более одного миллиона судебных решений, финансовые консультации, законопроекты, разъяснения к правовым актамм, уникальные аналитические материалы; представлено законодательство России и всех 83 регионов;
*Гарант — имеются международные и федеральные документы, законодательство всех субъектов России, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из одной объединённой базы, представлено законодательство России на английском языке;
*Кодекс — большое количество нормативно-технических документов — ГОСТов, СНиПов, РД и т. д. Включает специализированные справочные системы по различным отраслям деятельности (строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и пр.), международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента.
*«LEXPRO»Интервью Ген.директора «Лекспро-Софт», Pravo.ru — законодательство РФ, субъектов РФ, база по судебной практике (ФАС и ААС), уникальная база авторских материалов, более 3 млн. документов. Самая молодая система в данном классе (первый релиз вышел в 2005 г.), что определяет как ее достоинства («свежий» подход к разработке, современный интерфейс, аналитические инструменты компьютерной сортировки документов).
*«Право.ру» - справочно-правовая система, бета-версия, более 850 тыс. документов.
27.основные правовые проблемы.связанные с использованием интернета (несогласованность информац. Законодательств разных стран)
Отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано.
К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем нормативном урегулировании для предотвращения отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области, многие специалисты относят*(125):
*определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной информационной сети Интернет; решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета; *обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного;
*определение
порядка и условий
подключения к
Интернету государственных
органов (в том
числе с целью
обеспечения граждан
информацией о
деятельности этих
органов), а также
учреждений библиотек,
школ и иных
учреждений социально-
*определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена;
*предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;