Правовая информатика. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:46, курс лекций

Описание работы

все основные вопросы по правовой информатике.

Содержание

1.информационное общество, хартия глобального информационного общества
2.применение математических методов при изучении информационных процессов и систем в правовой системе
3.основные положения гос. Политики в информац. Сфере. Основные положения ФУП. Электронная Россия
4.правовая кибернетика. Связь правовой кибернетики с правовой Информатикой
5.информац.законодательство,основные нормативные акты
6значение правовой информатики для юридической науки
7правовые проблемы информатики
8.основные подходы к определению понятия-информация
9.Правовая информация. Основные направления правовой информации
10.Основные свойства информатики (идеальность)
11.Информационная проблема права
12.Содержание понятия «Качество информации»
13.Современные информационные Технологии в правотворческой деятельности. Информац. системы в правотворческой деятельности
14.Классификация информации в правовой сфере
15.современные информационные Технологии в правоохранительной и правоприминительной деятельности
16.Нормативная правовая информация И ее классификация
17.автоматизирование информ. Системы органов внутренних дел и прокуратуры
18.информ. процессы. процесс правового воздействия как совокупности информ. Процессов
19.гос.автоматизирование системы .Выборы ФЗ о ГАС выборах
20 роль СМИ в реализации информационных процессов
21.информационная безопасность. Основные положения доктрины информационной Безопасности
22.понятие информационной Системы. Автоматизирование информационной Системы и их классификация
23.методы защиты информации. Системный подход к защите информации
24. справочные правовые системы. Основные напрвления их использования в юридич. Деятельности
25.электронный документо-оборот. Электронная цифровая подпись
26.экспертные системы, основные направления их использования в юрид.деятельности
27.основные правовые проблемы связанные с использованием интернета (несогласованность информационного Законодательств разных стран)
28.ситуационные центры: их роль в организации процесса управления
29.основные положения концепции электронного правительства
30.социально-правовое моделирование: его роль в юрид. Научных исследованиях

Работа содержит 1 файл

Правовая информатика.docx

— 75.26 Кб (Скачать)

- сов-ть свойств, харак-щих степень её соответствия потребностям пользователей.

Свойства:

1)Адекватность –  степень соотвествие получение и вложение автором;

2)Достоверность –  соответ инфор-ции объектов реальности окружа. Мира;

3)Полнота – достаточность  инф-ции для принятия решений;

4)Избыточность –  позволяет пользователю меньше  напрягать свое внимание и  меньше утомляться;

5)Объектичность и субъективности – стпень объективности всегда паает;

6)Доступность –  мера возможного получения информации;

7)Акетуальность – степень соответствия моменту врем.

13.Современные  информационные Технологии в  правотворческой деятельности. Информац.системы в правотворческой деятельности

Необходимо отметить, что единый процесс систематизации законодательства можно условно  разбить на два плана - внешний  и внутренний.

Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки  зрения создания условий для широкого распространения правовой информации в стране.

В развитие информационно-правового  обеспечения законодательной деятельности Правовым управлением Аппарата Государственной  Думы и НПП "Гарант-Сервис" была проведена совместная разработка серии  прикладных программ, которые объединены под общим заголовком "Интеллектуальные инструменты юридической деятельности". Серия содержит ряд значительных прикладных разработок в спектре  проблематики юридической техники  законотворчества и формирует основы для дальнейшего развития специфических  юридико-технических методов правотворческой  деятельности.

Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных "Фонд", "Эталон", фонд правовых актов на бумажных носителях.

Из регионов в  порядке обратной связи поступают  акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных "Правотворчество". Как указывает А.В. Морозов, "автоматизированная информационная подсистема "Правотворчество" представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы данных знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России"

14.Классификация информации в правовой системе

Всю информацию, циркулирующую  в правовой системе, можно условно  разделить на два  больших класса.

Первый  класс - правовая информация. К ней относятся:правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Второй  класс - это разнообразная  информация, которая  является объектом правоотношений. К ней можно  отнести, например, информацию, составляющую профессиональную, коммерческую, государственную  и другие виды тайн, информацию, распространяемую средствами массовой информации, информацию, доступ к которой  по законодательству не может быть ограничен, и т.д.

Кроме того, правовую информацию в зависимости  от того, от кого она  исходит и на что  направлена, можно  разделить на три  большие группы: официальная  правовая информация, информация индивидуально-правового  характера и неофициальная  правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая  от полномочных государственных  органов, имеющая  юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К официальной  правовой информации относятся сведения и данные о праве  или о законодательстве в широком смысле слова, то есть обо  всех действующих  и уже прекративших действие нормативных  актах.

Информация  индивидуально-правового  характера, имеющая  юридическое значение, - это информация, исходящая  от различных субъектов  права, не имеющих  властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Правовую  информацию индивидуально-правового  характера, имеющую  юридическое значение, можно подразделить на:

*договоры (сделки);

*жалобы, заявления, порождающие  юридические последствия.

*Общие  черты этих актов:

*носят  индивидуально-правовой  характер,

*направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы  и сведения о законодательстве и практике его  осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и  обеспечивающие эффективную  реализацию правовых норм. В качестве неофициальной правовой информации рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.

Неофициальную правовую информацию можно подразделить на следующие группы:

*материалы  подготовки, обсуждения  и принятия законов  и иных нормативных  правовых актов;

*материалы  учета и систематизации  законодательства (картотеки  учета нормативных  правовых актов,  предварительные  материалы подготовки  собраний и сводов  законов, неофициальные  сборники нормативных  правовых актов  и т.д.);

*материалы  статистики по  правовым вопросам (статистические  данные о состоянии  преступности, правонарушениях  и т.д.);

*образцы  деловых бумаг;

*комментарии  законодательства;

*научные,  научно-популярные, учебные и иные  труды по вопросам  законодательства.

15.современные  информационные Технологии  в правоохранительной  и правоприминительной деятельности

Информатизация  правотворчества  предусматривает  оперативное и  качественное обеспечение  законодателей и  специалистов, действующих  в области правотворчества, информацией о  нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а  также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой  для правотворчества; выявление связей создаваемых норм права с действующим  законодательством, приведение его с  соответствие с вновь  принятыми нормативными актами, своевременную  отмену и изменение  устаревших правовых норм;

Информатизация  правоприменительной  деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или  информационно-правовыми  ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы  права

16.Нормативная  правовая информ. И ее классификация

Нормативный правовой акт - это  письменный официальный  документ, принятый (изданный) в определенной форме  правотворческим  органом в пределах его компетенции  и направленный на установление, изменение  и отмену правовых норм.

Характерная черта системы  правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с  которым каждый акт  занимает свою ступеньку  на иерархической  лестнице и находится  в соподчиненности  с другими актами, то есть соотношение  актов характеризуется  верховенством одних  актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места  органа, их издавшего, в системе органов  государства и  от их компетенции. Акты вышестоящих органов  обладают большей  юридической силой, акты нижестоящих  органов должны издаваться в соответствии с  ними, так как обладают меньшей юридической  силой.

Юридическая сила нормативного правового  акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе  правовых актов и  зависит от положения  и компетенции  органа, издавшего  акт. К иной ненормативной  официальной правовой информации можно  отнести:

акты  общего характера;

акты  официального разъяснения;

правоприменительные акты.

Акты  общего характера, не являясь нормативными, создают серию  правоотношений, в  их исполнении участвуют  многие субъекты, но эти акты исчерпываются  однократным исполнением (решение  о проведении профилактических прививок, о строительстве  завода и т.п.). Такого рода акты принимаются  полномочными государственными органами.

Акты  официального разъяснения  действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным  Судом РФ, руководящие  разъяснения Пленума  Верховного Суда РФ, Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу  правовой природы  этих актов в научной  литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к  актам толкования, не содержащим новых  норм, другие - к нормативным  правовым актам. При  этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов  в обеспечении  единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально-правовые акты, принимаемые  органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими  органами, государственными инспекциями и  т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Президента РФ о назначении на должность министра

17.автоматизирование  информ. Системы органов внутр.дел и прокуратуры

Информационная  система - в РФ организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

В дежурных частях, у  оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:

*о  правонарушителях  и преступниках;

*о  владельцах автомототранспортных  средств;

*о  владельцах огнестрельного  оружия;

*о  событиях и фактах  криминального xapaктера, правонарушениях;

АИПС "КАРТОТЕКА" - автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для получения сведений о гражданах Российской Федерации, иностранцах и лицах без гражданства; о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии; о месте жительства и месте работы до осуждения; о розыске лиц, задержанных за бродяжничество; перемещении осужденных; группе крови, дактилоскопической формуле.

АИПС "ОПОЗНАНИЕ" выдает информацию о  лицах, пропавших  без вести, неопознанных трупах, неизвестных  больных и детях - гражданах Российской Федерации, СНГ и  лицах без гражданства.

АИПС "ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ" обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий  и организаций (государственных  должников) или граждан (неплатильщиков алиментов), пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.

АИПС "ОРУЖИЕ" позволяет вести  учет yтраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и другое вооружение).

АИПС "АВТОПОИСК" содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах отечественного и иностранного производства со следующими установочными  данными - государственный  номер, номера двигателя, кузова и шасси. В  информационных центрах  МВД, УВД дополнительно  осуществляется регистрация  мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

АИПС "АНТИКВАРИАТ" выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих историческую, художественную или научную ценность. К ним относят  археологические  находки, предметы древности, антропологические  и этнографические  предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.. 

В рамках Программы  правовой информатизации России в НИИ проблем  укрепления законности и правопорядка при  Генеральной прокуратуре  РФ на основе методологии  системного структурного анализа разработана  также Концепция  создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).

Информация о работе Правовая информатика. Лекции