Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:46, курс лекций
все основные вопросы по правовой информатике.
1.информационное общество, хартия глобального информационного общества
2.применение математических методов при изучении информационных процессов и систем в правовой системе
3.основные положения гос. Политики в информац. Сфере. Основные положения ФУП. Электронная Россия
4.правовая кибернетика. Связь правовой кибернетики с правовой Информатикой
5.информац.законодательство,основные нормативные акты
6значение правовой информатики для юридической науки
7правовые проблемы информатики
8.основные подходы к определению понятия-информация
9.Правовая информация. Основные направления правовой информации
10.Основные свойства информатики (идеальность)
11.Информационная проблема права
12.Содержание понятия «Качество информации»
13.Современные информационные Технологии в правотворческой деятельности. Информац. системы в правотворческой деятельности
14.Классификация информации в правовой сфере
15.современные информационные Технологии в правоохранительной и правоприминительной деятельности
16.Нормативная правовая информация И ее классификация
17.автоматизирование информ. Системы органов внутренних дел и прокуратуры
18.информ. процессы. процесс правового воздействия как совокупности информ. Процессов
19.гос.автоматизирование системы .Выборы ФЗ о ГАС выборах
20 роль СМИ в реализации информационных процессов
21.информационная безопасность. Основные положения доктрины информационной Безопасности
22.понятие информационной Системы. Автоматизирование информационной Системы и их классификация
23.методы защиты информации. Системный подход к защите информации
24. справочные правовые системы. Основные напрвления их использования в юридич. Деятельности
25.электронный документо-оборот. Электронная цифровая подпись
26.экспертные системы, основные направления их использования в юрид.деятельности
27.основные правовые проблемы связанные с использованием интернета (несогласованность информационного Законодательств разных стран)
28.ситуационные центры: их роль в организации процесса управления
29.основные положения концепции электронного правительства
30.социально-правовое моделирование: его роль в юрид. Научных исследованиях
Цель-создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.
АСИО "Надзор за следствием и дознанием", включает подсистемы обработки информации по уголовным делам с продленными сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей, по делам о преступлениях, совершенных организованными группами;
АСИО по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;
автоматизированная система обработки статистически информации о работе прокурора, отчета о следственной работе, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях;
автоматизированные системы информационного обеспечения расследования преступлений;
автоматизированная система учета нераскрытых убийств.
Компьютерная
база органов прокуратуры
сосредоточена в
основном на центральном
и областном уровнях.
В последнее время персональные
ЭВМ стали устанавливаться
также в районных и городских
прокуратурах.
18.информ. процессы.процесс правового воздействия как совокупности информ. Процессов
Процесс правового воздействия на общественные отношения представляется возможным рассматривать как реализацию совокупности информационно-значимых функций:
1) постановки целей регулирования в области права (естественно происходит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объекта управления - общественных отношений);
2) получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее регистрации, хранения и обработки (в соответствии с поставленными целями собирается, систематизируется, анализируется информация о состоянии общественных отношений в наиболее полном виде);
3) принятия определенного юридического решения (создание новой правовой информации);
4) передачи и использования социально-правовой информации.
Таким образом, все стадии процесса правового воздействия суть информационные процессы. И при их изучении, планировании и проведении необходимо использовать весь тот опыт, который накопили информатика и правовая информатика
Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В Законе об информации информационные процессы определены как процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
В Федеральном законе от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"*(47) под информационными процессами понимаются процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.
19.гос.автоматизирование
системы .Выборы ФЗ о
ГАС выборах
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») — государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для автоматизации избирательных действий.
В соответствии
с Указом Президента РФ от 23 августа
1994 г. N 1723 в целях улучшения
10 января 2003 г. принят Закон о ГАС "Выборы".
В основу построения
ГАС "Выборы" заложен модульный
принцип в виде региональных фрагментов
системы, который позволяет автономно
использовать фрагменты сети в привязке
к ограниченной территории при проведении
выборов и референдума в
Согласно законодательству ГАС "Выборы" используется в целях:
*совершенствования
информационного обеспечения
*сокращения
сроков подведения итогов
Целями использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении голосования также являются:
*повышение уровня
гарантий избирательных прав
и права граждан Российской
Федерации на участие в
*повышение эффективности
и надежности процессов сбора,
обработки, накопления, хранения, поиска
и передачи информации, используемой
в ходе подготовки и
*повышение эффективности
информационного обеспечения
*создание условий
для повышения достоверности
и полноты информации, используемой
в процессе выборов и
*повышение оперативности
подведения предварительных
*обеспечение
широкого информирования
*снижение финансовых
затрат на проведение
ГАС «Выборы» —
это уникальная, учитывая географические
и демографические факторы современной
России, территориально-распределенная
система общегосударственного уровня.
Она позволяет комплексно решать задачи
организации избирательного процесса
на всех этапах — планирование подготовки
проведения выборов, учет избирателей,
ввод сведений о кандидатах в депутаты,
проведение голосования, подведение итогов
и последующую статистическую обработку
результатов. Кроме того, в систему заложены
функции согласования работы избирательных
комиссий
разных уровней — практически в режиме
реального времени подводить итоги голосования
и с помощью средств отображения и интернета
доводить их до каждого гражданина России.
Количество зарегистрированных в системе
ГАС «Выборы» кандидатов не может превышать
65535.
20 роль
СМИ в реализации
Говоря об информационных процессах и различных формах их организации, необходимо отметить особую роль средств массовой информации. Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации. Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные СМИ (компьютерные правовые системы, радио, телевидение).
Законом о СМИ вводятся следующие основные понятия:
*под массовой
информацией понимаются
*под средством
массовой информации
*под периодическим
печатным изданием понимается
газета, журнал, альманах, бюллетень,
иное издание, имеющее
*под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год и т.д.
С целью обеспечения недопустимости злоупотребления свободой массовой информации законодатель предписывает: "не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается также "распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ" (ст. 4 Закона о СМИ), за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь это:
*возможность
компактно хранить большие
*возможность
быстрого поиска нужных
*возможность
с высокой скоростью
21.информационная безопасность. Основные положения доктрины инф. Безопасности
Понятие безопасности законодатель привел в ст. 1 Закона о безопасности: безопасность определяется как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз".
В Концепции национальной безопасности РФ существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе о безопасности.
В Концепции введено понятие национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасности: в области экономики, в социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (оборонной), пограничной и экологической безопасности. Информационная безопасность определяется как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. А информационная сфера (среда) - это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации (ст. 2. Федерального закона от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"*(99)).
Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности РФ.
На основе анализа положений, содержащихся в доктринальных и нормативных правовых документах, можно выделить следующие жизненно важные интересы в информационной сфере*(101):
а) для личности:
*соблюдение
и реализация конституционных
прав и свобод человека и
гражданина на поиск,
*реализация
права граждан на
*использование
информации в интересах не
запрещенной законом
*защита права на объекты интеллектуальной собственности;