Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа
В идеальном случае подход к разработке программы делится на три части: вначале получить ясное понимание задачи, потом выделить ключевые идеи, входящие в ее решение, и наконец выразить решение в виде программы.
Объект - это совокупность данных и способов работы с ними. Инкапсуляция - это механизм объединения и защиты данных и кода. Объект - это то, что поддерживает инкапсуляцию. Объединение кода и данных представляет собой "черный" ящик. Объект характеризуется свойствами. Свойства объекта - это данные, методы обра-щения с данными объекта, события, на которые объект может реагировать.
1. Ключевые положения объектно-ориентированного программирования.
2. Расширения файлов, принятые в среде разработки C++Builder 6.
3. Алгоритм создания программного кода на C++.
4. Создание и сохранение нового проекта.
5. Открытие и использование менеджера проектов.
6. Планирование работ - список to-do list.
7. Задание информации о версии программы.
8. Работа с формами.
1. Включение в проект новой формы.
2. Просмотр форм и модулей без включения их в проект.
3. Размещение компонентов на форме.
4. Repository - Депозитарий - Хранилище форм и проектов.
9. Инструментальные средства поддержки разработки кода.
1. Применение Code Insight - знатока кода.
2. Исследователь классов ClassExplorer.
3. Поддержка разработки, встроенная в окно редактора кода.
4. Справочная система C++Builder и программа ее конфигурирования OpenHelp.
10. Отладка приложений.
1. Компиляция и компоновка проекта.
2. Сообщения компилятора и компоновщика.
3. Выполнение приложения по шагам.
4. Точки прерывания.
5. Использование окна инспектора отладки bug Inspector.
11. Разработка графического интерфейса пользователя.
1. Требования к интерфейсу пользователя приложений для Windows.
Не злоупотребляйте в приложении яркими цветами Пестрое приложение - обычно признак дилетантизма разработчика, утомляет пользователя, рассеивает его внимание Как правило, используйте системные цвета, которые пользователь может перестраивать по своему усмотрению Из статических цветов обычно имеет смысл использовать только clBlack - черный, clWhite - белый и cIRed - красный цвет предупреждения об опасности.
Единству цветового решения отдельных частей экрана способствует также использование свойства ParentColor. Если это свойство установлено в true, то цвет компонента соответствует цвету содержащего его контейнера или формы. Это обеспечивает единство цветового решения окна и, кроме того, позволяет программно изменять цвет сразу группы компонентов, если вы, например, хотите, чтобы их цвет зависел от текущего режима работы приложения. Для такого группового изменения достаточно изменить только цвет контейнера.
11.1.5. Шрифты текстов.
Шрифт надписей и текстов компонентов C++Builder задается свойством Font, имеющим множество подсвойств. Кроме того, в компонентах имеется свойство ParentFont. Если это свойство установлено в true, то шрифт данного компонента берется из свойство Font его родительского компонента - панели или формы, на которой расположен компонент. Использование свойств ParentFont и ParentColor помогает обеспечить единообразие отображения компонентов в окне приложения.
По умолчанию для всех компонентов C++Builder задается имя шрифта MS Sans Serif и размер - 8. Константа множества символов Charset задается равной DEFAULT_CHARSET. Последнее означает, что шрифт выбирается только по его имени и размеру. Если описанный шрифт недоступен в системе, то Windows заменит его другим шрифтом.
Вы можете при установке вашего приложения узнать, имеется ли на компьютере пользователя нужный шрифт, например, с помощью следующего кода:
if (Screen ->Fonts ->IndexOf ("Arial") == -1)
Другой выход из положения - ввести в приложение команду выбора шрифта пользователем. Это позволит ему выбрать подходящий шрифт из имеющихся в его системе. Осуществляется подобный выбор с помощью стандартного диалога, оформленного в виде компонента FontDialog. Проведенную пользователем установку можно запоминать в файле .ini, в реестре или в другом файле конфигурации и читать автоматически информацию из этого файла при каждом запуске приложения.
11.1.6. Меню.
Типы МЕНЮ:
(1) главное меню с выпадающими списками разделов;
(2) каскадное меню, в котором разделу первичного меню соответствует список подразделов;
(3) всплывающее или контекстное меню, появляющееся, если пользователь щелкает правой кнопкой мыши на каком-то компоненте.
Компоненты создания меню со страницы палитры компонентов Standard:
(1) компонент MainMenu - главное меню;
(2) компонент PopupMenu - всплывающее меню;
(3) меню, настраиваемое пользователем во время выполнения:
- компонент ActionManager,
- компонент ActionMainMenuBar.
Основные требования к меню - их стандартизации в части:
- размещения общепринятых разделов;
- снабжения главного меню инструментальной панелью;
- расположения разделов в выпадающем меню, отделенных разделителями по функционально связанным группам разделов;
- привычности для пользователя названий разделов меню;
- заканчивания многоточием названий разделов меню, связанных с вызовом диалоговых окон;
- разделы, к которым относятся каскадные меню должны заканчиваться стрелкой, указывающей на наличие дочернего меню данного раздела;
- в каждом названии раздела должен быть выделен подчеркиванием символ, соответствующий клавише быстрого доступа к разделу (клавиша Alt плюс подчеркнутый симилл);
- многим разделам могут быть поставлены в соответствие "горячие" клавиши, позволяющие обратиться к команде данного раздела, даже не заходя в меню (например, "горячие" клавиши Ctrl-X, Ctrl-C, Ctrl-V);
- многие разделы меню желательно снабжать общеприянятыми пиктограммами;
- для контроля за управляемостью разделами отдельные разделы должны делаться времен-но недоступными или невидимыми, это осуществляется заданием значения false свойствами раздела Enabled или Visible соответственно.
Команды:
(1) Save As Template - сохранение шаблона меню,
(2) Insert Form Template - загрузка шаблона меню.
11.1.7. Компоновка форм.
Управляющие элементы и функционально связанные сними компоненты экрана должны быть зрительно объединены в группы, заголовки которых коротко и четко поясняют их назначение.
Примеры удачной организации окон можно посмотреть в C++Builder, выполнив команду Tools ==> Environment Options и полистав страницы окна опций.
При проектировании окон надо придерживаться стилистического единства всех окон в приложении, которому способствует возможность в C++Builder создания иерархии форм.
Появившийся в C++Builder5 компонент Frame - фрейм позволяет один раз разработать некий повторяющийся фрагмент окна, поместить его в Депозитарий, а затем использовать его в разных формах и приложениях.
11.1.8. Последовательность фокусировки элементов.
При проектировании приложения важно правильно определить последовательность табуляции оконных компонентов.
Способы задания фокусировки элементов:
- через свойства формы: ActiveControl и TabOrder;
- программное переключение фокуса - это метод SetFocus, например, Edit2 > SetFocus().
ActiveControl - устанавливает компонент, который будет в фокусе в первый момент.
TabOrder - задание последовательности табуляции между компонентами формы; в C++Builder имеется специальная команда Edit Tab Order, позволяющая в режиме диалога задать последовательность табуляции всех элементов. Значение свойства TabOrder играет роль только, если другое свойство компонента - TabStop установлено в true и если компонент имеет родителя. Например, для формы свойство TabOrder имеет смысл только в случае, если для формы задан родитель в виде другой формы. Установка TabStop в false приводит к тому, что компонент выпадает из последовательности табуляции и ему невозможно передать фокус клавишей Tab (однако, передать фокус мышью, конечно можно).
11.1.9. Подсказки и контекстно-зависимые справки.
Приложение должно предельно облегчать работу пользователя, снабжая его системой подсказок, помогающих сориентироваться в приложении. Эта система включает в себя:
Ярлычки, которые всплывают, когда пользователь задержит курсор мыши над каким-то элементом окна приложения. В частности, такими ярлычками обязательно должны снабжаться быстрые кнопки инструментальных панелей, поскольку нанесенные на них пиктограммы часто не настолько выразительны, чтобы пользователь без дополнительной подсказки мог понять их назначение.
Кнопка справки в полосе заголовка окна, позволяющая пользователю посмотреть во всплывающих окнах назначение различных элементов окна.
Более развернутые подсказки в панели состояния или в другом отведенном под это месте экрана, которые появляются при перемещении курсора мыши в ту или иную область окна приложения.
Встроенную систему контекстно-зависимой оперативной справки, вызываемую по клавише F1.
Раздел меню Справка, позволяющий пользователю открыть стандартный файл справки Windows .hlp, содержащий в виде гипертекста развернутую информацию по интересующим пользователя вопросам.
Тексты ярлычков и подсказок панели состояния устанавливаются для любых визуальных компонентов в свойстве Hint в виде строки текста, состоящей из двух частей, разделенных символом вертикальной черты '|'. Первая часть, обычно очень краткая, предназначена для отображения в ярлычке; вторая более развернутая подсказка предназначена для отображения в панели состояния или ином заданном месте экрана. Например, в кнопке, соответствующей команде открытия файла, в свойстве Hint может быть задан текст:
Открыть|Открытие текстового файла
Как частный случай, в свойстве Hint может быть задана только первая часть подсказки без символа '|'.
Для того чтобы первая часть подсказки появлялась во всплывающем ярлычке, когда пользователь задержит курсор мыши над данным компонентом, надо сделать следующее:
1. Указать тексты свойства Hint для всех компонентов, для которых вы хотите обеспечить ярлычок подсказки.
2. Установить свойства ShowHint (показать подсказку) этих компонентов в true или установить в true свойство ParentShowHint (
Конечно, вы можете устанавливать свойства в true или false программно, включая и отключая подсказки в различных режимах работы приложения.
При ShowHint, установленном в true, окно подсказки будет всплывать, даже если компонент в данный момент недоступен (свойство Enabled = false).
Если вы не задали значение свойства компонента Hint, но установили в true свойство ShowHint или установили в true свойство ParentShowHint, a в родительском компоненте ShowHint = true, то в окне подсказки будет отображаться текст Hint из родительского компонента.
Правда, все описанное выше справедливо при значении свойства ShowHint приложения A
Свойства Hint компонентов можно также использовать для отображения текстов заключенных в них сообщений в какой-то метке или панели с помощью функций GetShortHint и GetLong
TShiftState Shift, int X, int У) {
TControl *Send = (TControl *)Sender;
Panel1->Caption = GetShortHint(Send->Hint);
Panel2->Caption = GetLongHint(Send->Hint); }
отобразит в панели Panel1 первую, а в панели Panel2 - вторую часть свойства Hint всех компонентов, над которыми будет перемещаться курсор, если в этих компонентах в событии OnMouseMove указан этот обработчик ButtonlMouseMove. Причем это не зависит от значения их свойства ShowHint.
Еще один пример. Пусть вы хотите, чтобы при нажатии некоторой кнопки Buttonl вашего приложения в панели Panel1 высвечивалась подсказка пользователю, например, "Укажите имя файла", а сама кнопка имела всплывающий ярлычок подсказки с текстом "Ввод". Тогда вы можете задать свойству Hint этой кнопки значение "Ввод|Укажите имя файла", задать значение true свойству ShowHint, а в обработчик события нажатия этой кнопки вставить оператор
Panell->Caption = GetLongHint(Buttonl->Hint);
Если же вы не хотите отображать ярлычок подсказки для кнопки, то можете ограничиться значениемHint, равным "Укажите имя файла", а приведенный выше оператор оставить неизменным или заменить на эквивалентный ему в данном случае оператор
Panel1->Caption = GetShortHint(Button1->Hint); или даже просто на оператор>br? Panell->Caption = Buttonl->Hint;
Перед тем моментом, когда должен отобразиться ярлычок какого-нибудь компонента, возникает событие приложения OnShowHint. В обработчике этого события можно организовать какие-то дополнительные действия, например, изменить отображаемый текст. Особенно легко работать с событиями приложения, начиная в C++Builder 5, в котором появился компонент ApplicationEvents, перехватывающий все эти события (см. подроб-нее в разд. 4.6). В обработчик его события OnShowHint можно поместить те операторы, которые надо выполнить перед отображением ярлычка. Заголовок этого обработчика имеет вид:
void __fastcall TForml::
AnsiString SHintStr, bool SCanShow, THintInfo &HintInfo)
Здесь передаваемый по ссылке параметр HintStr - отображаемый в ярлычке текст. В обработчике этот текст можно изменить. Так же по ссылке передается параметр CanShow. Если в обработчике установить его равным false, то ярлычок отображаться не будет. Третий параметр, передаваемый по ссылке -HintInfo. Это струк-тура, поля которой содержат информацию о ярлычке: его координаты, цвет, задержки появления и т.п. В частности, имеется поле HintControl - компонент, сообщение которого должно отображаться в ярлычке, и поле HintStr - отображаемое сообщение. По умолчанию HintInfo.HintStr - первая часть свойства Hin компонента. Но в обработчике это значение можно изменить.
Имеется еще один способ отображения второй части сообщения, записанного в Hint, в строке состояния или какой-то области экрана в моменты, когда курсор мыши проходит над компонентом - это использование обработки события приложения OnHint. Это событие не того компонента, над которым проходит курсор мыши, а именно приложения - объекта Application. Начиная с C++Builder 5 это событие также перехватывается компонентом ApplicationEvents. Если обработчик этого события определен, то в момент прохождения курсора над компонентом, в котором задано свойство Hint, вторая часть сообщения компонента заносится в свойство Hint объекта Application. Если свойство Hint компонента содержит только одну часть, то в свойство Hint объекта Applicat
Если ваше приложение содержит инструментальную панель с быстрыми кнопками, то, как правило, эти кнопки должны снабжаться не только всплывающими ярлычками, но и развернутыми подсказками в панели состояния. Если у вас есть подобный пример, вы можете опробовать на нем методику отображения подсказок в панели состояния. А можете взять какой-нибудь более простой пример. Для реализации подсказок в панели состояния надо перенести на форму панель состояния - компонент StatusBar со страницы Win32. Если вам нужна односекционная панель, установите свойства SimplePanel иAutoHint панели StatusBar в true. Больше ничего делать не требуется - свойство AutoHint обеспечит автоматическое отображение подсказок. Запустите приложение на выполнение. Вы увидите, что тексты подсказок отображаются в панели состояния, когда курсор мыши перемещается над тем или иным окном редактирования. Причем это не мешает появляться ярлычкам, отображающим тексты окон.
Если вы используете многосекционную панель состояния, то свойство AutoHint обеспечит отображение подсказок только в первой секции. Для отображения подсказок в другой секции надо перенести на форму компонент ApplicationEvents и в обработчик его события OnHint компонента вставить оператор
StatusBarl->Panels->Items[I]->
где I - индекс секции.
Более подробные пояснения пользователю может дать контекстно-зависимая справка, встроенная в приложение. Она позволяет пользователю нажать в любой момент клавишу F1 и получить развернутую информацию о том компоненте в окне, который в данный момент находится в фокусе. Для того чтобы это осуществить, надо разработать для своего приложения файл справки .help. Как это сделать, подробно описано в [1]. Затем надо в каждом компоненте, для которого вы хотите обеспечить контекстно-зависимую справку, задать свойства, обеспечивающие ссылку на соответствующую тему.
В версиях, младше C++Builder 6, такое свойство одно - HelpContext. Это номер темы, который задается в проекте справки специальной таблицей [MAP], содержащей эти условные номера и соответствующие им идентификаторы тем. В C++Builder 6 появилось еще два свойства: HelpKeyword и HelpType. Первое из них является идентификатором темы, содержащимся в сноске К. А второе определяет, каким свойством - HelpContext или HelpKeyword задается ссылка на тему. Если HelpType = htContext - используется свойство HelpContext; если HelpType = htKeyword - используется свойство HelpKeyword.
Информация о работе Практическая работа с компилятором С++Builder 6