Практическая работа с компилятором С++Builder 6

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

В идеальном случае подход к разработке программы делится на три части: вначале получить ясное понимание задачи, потом выделить ключевые идеи, входящие в ее решение, и наконец выразить решение в виде программы.
Объект - это совокупность данных и способов работы с ними. Инкапсуляция - это механизм объединения и защиты данных и кода. Объект - это то, что поддерживает инкапсуляцию. Объединение кода и данных представляет собой "черный" ящик. Объект характеризуется свойствами. Свойства объекта - это данные, методы обра-щения с данными объекта, события, на которые объект может реагировать.

Содержание

1. Ключевые положения объектно-ориентированного программирования.
2. Расширения файлов, принятые в среде разработки C++Builder 6.
3. Алгоритм создания программного кода на C++.
4. Создание и сохранение нового проекта.
5. Открытие и использование менеджера проектов.
6. Планирование работ - список to-do list.
7. Задание информации о версии программы.
8. Работа с формами.
1. Включение в проект новой формы.
2. Просмотр форм и модулей без включения их в проект.
3. Размещение компонентов на форме.
4. Repository - Депозитарий - Хранилище форм и проектов.
9. Инструментальные средства поддержки разработки кода.
1. Применение Code Insight - знатока кода.
2. Исследователь классов ClassExplorer.
3. Поддержка разработки, встроенная в окно редактора кода.
4. Справочная система C++Builder и программа ее конфигурирования OpenHelp.
10. Отладка приложений.
1. Компиляция и компоновка проекта.
2. Сообщения компилятора и компоновщика.
3. Выполнение приложения по шагам.
4. Точки прерывания.
5. Использование окна инспектора отладки bug Inspector.
11. Разработка графического интерфейса пользователя.
1. Требования к интерфейсу пользователя приложений для Windows.

Работа содержит 1 файл

Практическая работа с компилятором С.doc

— 598.00 Кб (Скачать)

OpenHelp хранит информацию о справочной системе в проекте. Файл этого проекта имеет расширение .ohp и хранится в каталоге /Help. Вы можете изменить состав справочной системы: таблицы Содержание (Contents), таблицы Предметный Указатель и контекстной справки, доступ к которой осуществляется из ИСР C++Builder клавишей F1.

OpenHelp позволяет также удалить ссылки системного реестра на устаревшие файлы справки. Дело в том, что нередко системный реестр и файл WINHELP.INI загромождаются ссылками на устаревшие файлы справок. Вы можете быстро очистить от них реестр, выполнив в окне OpenHelp команду File Clean Registry

Ниже изложена методика модификации справочной системы.
Таблица Содержание хранится в файле с расширением .toc, подобном файлам содержания Windows .cnt, только без предложений Include. Чтобы добавить файлы в таблицу Содержание, надо сделать следующее:
1. Перейти в окне OpenHelp на страницу Contents (см. рис.).
2. Выполнить команду Edit | Add Files.
3. Выбрать или написать имена одного или более добавляемых файлов .toc или .cnt.
4. Щелкнуть на ОК.
5. Вы можете переместить файл на желательное вам место среди других файлов. Для этого выделите файл и переместите его, пользуясь кнопками со стрелками на странице Contents.
6. Выполнить команду File | Save Project или File | Save Project As. Для удаления файла из таблицы Содержание надо:
1. Перейти в окне OpenHelp на страницу Contents.
2. Выделить удаляемые файлы.
3. Выполнить команду Edit | Remove.
4. Выполнить команду File | Save Project или File | Save Project As.

Таблица Предметный Указатель хранит ссылки на файлы справок .hlp. Чтобы добавить файлы в таблицу Предметный Указатель или удалить файлы из нее надо произвести те же операции, которые были рассмотрены выше, но только работать на странице Index и добавлять или удалять файлы .hlp. Контекстно-зависимый поиск справки состоит из файлов .hlp, доступных с помощью так называемых макросов ALink. Эти макросы используются в C++Builder при нажатии клавиши F1 в Инспекторе Объектов, Редакторе Кодов, палитре компонентов. Чтобы добавить файлы в контекстно-зависимый поиск, надо произвести те же операции, которые описаны выше, но на странице Link.

10. Отладка приложений.

10.1. Компиляция и компоновка проекта.

Способы выполнения и задания опций компиляции приложения:

(1) команда Run => Run (производится выполнение приложения после компиляции);
(2) горячая клавиша F9 (производится выполнение приложения после компиляции);
(3) Cancel - прервать процесс компиляции;
(4) команда Run => Parameters - передача параметров перед компиляцией;
(5) команда Project => Compile Unit - компиляция отдельного модуля в obj-файл;
(6) команда Project => Make Project - компиляция модулей, тексты которых изменены с момента предыдущей компоновки проекта, в obj-файл, а затем в exe-файл (не производится выполнение приложения);
(7) команда Project => Build Project - компиляция всех модулей независимо от того, когда они в последний раз изменялись (не производится выполнение приложения, подходит при изменениях в опциях компиляции);
(8) Еще команды компиляции: Project => Make All Project и Project => Build All Project подобны командам Make и Build, но при работе с группой проектов;
(9) команда Tools => Environment Options => страница Preferences => опция Background Compilation включена, то компиляция будет производиться в фоновом режиме.

О фоновом режиме компиляции.

Если фоновый режим компиляции отключен, то после окончания компиляции рассмотрен-ными командами в Окне компиляции и компоновки появляется одно из трех итоговых сооб-щений: (1), (2), (3)
(1) "Done: Make" - "Результат: выполнено";
(2) "Done: There are errors" - "Результат: имеются ошибки";
(3) "Done: There are warnings" - "Результат: имеются предупреждения".

10.2. Сообщения компилятора и компоновщика.

        Просматривайте все замечания компилятора и старайтесь найти и устранить причины, вызвавшие эти замечания. Игнорируя их, вы рискуете снизить надежность и эффективность своего приложения.

        Выдача компилятором всех своих замечаний устанавливается: Project => Options => страница Compiler => группа опций Warning => опция All включенная.

        Двойной щелчок мышью на предупреждении в Окне замечаний приводит к выделению строки в Окне Редактора Кода, в которой может быть скрыта ошибка.

        Включение Окна замечаний в Окне Редактора Кода:
(1) щелчок правой кнопки мыши в Окне Редактора Кода,
(2) выбор в контекстном меню команды Message Viev.

        Включение опции вывода на экран значений переменных: (1), (2)
(1) View => Debug Window => Watchers или
(2) Подвести курсор к переменной и нажать Ctrl-F5.

10.3. Выполнение приложения по шагам.

Чаще для того, чтобы найти причину ошибки, надо выполнить какой-то фрагмент программы, наблюдая изменения переменных при выполнении каждой команды.

Для прохода фрагмента программы по шагам можно использовать команды:

Команда

Горячие" клавиши

Пояснения

Step Over (По шагам без захода в...)

F8

Пошаговое выполнение строк программы, считая вызов функции за одну строку, т.е. вход в функции не производится.

Trace Into (Трассировка с захо-дом в...)

F7

Пошаговое выполнение программы с заходом в вызываемые функции.

Trace to Next Source Line (Трас-сировка до следующей строки)

Shift+F7

Переход к следующей исполняемой строке.

Run to Cursor (Выполнить до курсора)

F4

Команда выполняет программу до того выполняемого оператора, на котором расположен курсор в окне редактора кода.

Run Until Return (Выполнить до выхода из функции)

Shift+F7

Выполнение программы до выхода из текущей функции, останов на операторе, следующем за вызовом этой функции.

Show Execution Point (Показать точку выполнения)

--

Команда помещает курсор на операторе, который будет выполняться следующим.

10.4. Точки прерывания.

Чтобы ввести простую (безусловную) точку прерывания, достаточно в окне Редактора Кода щелкнуть мышью на полоске левее кода требуемой строки. Строка окрасится в красный цвет и на ней появится красная точка. Если вы теперь запустите приложение на выполнение и начнете с ним работать, то произойдет прерывание выполнения, как только управление перейдет к строке, в которой указана точка прерывания.

Такая точка прерывания дает тот же результат, что и описанное ранее выполнение до точки, указанной курсором, при нажатии клавиши F4. Но преимущество точек прерывание заключается в том, что их можно одновременно указать несколько в разных местах кода и в разных модулях. Приложение будет выполняться до тех пор, пока управление не перейдет к первой встретившейся в программе точке прерывания. Кроме того, как мы скоро увидим, в этих точках можно устанавливать условия прерывания.

Для того чтобы убрать точку прерывания, достаточно щелкнуть мышью на красной точке левее кода соответствующей строки

Точки прерывания можно устанавливать только на выполняемых операторах.
Условные точки прерывания - мощный инструмент отладки приложений, содержащих циклы.

10.5. Использование окна Инспектора Отладки Debug Inspector.

В C++Builder 6 и 5 имеется еще одно средство отладки - Инспектор Отладки Debug Inspector. Инспектор Отладки позволяет вам получить исчерпывающую информацию о любой переменной в приложении и дает возможность, как и окно оценки и модификации Evaluate/Modify, изменить значение пе-ременной и продолжить выполнение приложения с этим новым значением.

Вызов этого инструмента осуществляется командой Run | Inspect, которая доступна только во время выполнения приложения при останове средствами отладки или вследствие генерации исключения. При останове вы можете поставить курсор в окне Редактора Кода на имя интересующей вас переменной и выполнить команду Run | Inspect. Другой способ - вызвать ту же команду из всплывающего меню (Debug | Inspect). Ну, а проще всего - нажать "горячие" клавиши Alt+F5. Попробуйте сделать это при генерации исключения в нашем тестовом приложении. Если после прерывания выполнения вы поставите курсор на пустое место в коде и вызовите Инспектор Отладки, перед вами откроется окно, в котором вы можете написать имя интересующей вас переменной, например, А и щелкнуть ОК. Инспектор Отладки позволяет исследовать различные данные: переменные, массивы, классы, функции, указатели. Находясь в окне Инспектора Отладки, можно щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать одну из команд:

Range

Просмотр данных в заданном диапазоне.

Change

Перейти в окно Change для изменения значения элемента.

Show Inherited

Если этот флаг включен, то на страницах окна отображаются все свойства и методы, как объявленные в данном классе, так и наследуемые. Если флаг выключен, то отображается только то, что объявлено в данном классе.

Show Fully Qualified Names

Отображение наследуемых элементов с их полными именами.

Inspect

Открывает новое окно для выделенного вами элемента данных. Это позволяет детальнее исследовать данные типа структур, классов, массивов и т.п. и только для таких данных этот раздел доступен.

Descend

Аналогична команде Inspect, но детализирующие данные появляются не в отдельном, а в том же самом окне. В дальнейшем можно вернуться в исходное окно, воспользовавшись расположенным вверху окна выпадающим списком, в котором накапливаются просмотренные объекты.

New Expression

Эта команда позволяет вам задать новое выражение для анализа.

Type Cast

Позволяет вам указать другой тип для рассматриваемого объекта, например, указать тип нетипизированного указателя.

11. Разработка графического интерфейса пользователя.

CUI - Graphical User Interface - графический интерфейс пользователя

11.1. Требования к интерфейсу пользователя приложений для Windows

11.1.1. Общие рекомендации по разработке графического интерфейса.

Работая с различными программами Windows, графический интерфейс пользователя любой серьезной программы должен включать в себя:

        Главное меню. Реализуется компонентом MainMenu или с помощью компонентов ActionManager и ActionMainMenuBar

        Инструментальную панель быстрых кнопок, дублирующих основные разделы меню. Чаще всего это компонент ТооlBаг. Если панель большая, то целесообразно использовать ее совместно с компонентом PageScroller, обеспечивающим ее автоматическую прокрутку. Если у вас несколько инструментальных панелей и желательно дать пользователю возможность их перестроения, то панели ТооlBаг целесообразно разме-щать в компонентах СооlBаг или ControlBar. Панель, настраиваемую пользователем, проще всего делать на основе компонентов ActionManager и ActionToolBar.

        Контекстные меню (реализуется компонентом PopupMenu), всплывающие при щелчке пользователя правой кнопкой мыши на том или ином компоненте.

        Продуманную последовательность переключения фокуса управляющих элементов .

        Клавиши быстрого доступа ко всем разделам меню и всем управляющим элементам, "горячие" клавиши для доступа к основным командам.

        Ярлычки подсказок, всплывающие при перемещении курсора мыши над быстрыми кнопками и иными компонентами.

        Полосу состояния (реализуется компонентом StatusBar), используемую для развернутых подсказок и выдачи различной информации пользователю.

        Файл справки, темы которого отображаются при нажатии клавиши F1 или при выборе пользователем соответствующего раздела меню.

        Информацию о версии, доступную пользователю при щелчке на пиктограмме приложения правой кнопкой мыши.

        Возможность настройки приложения и запоминания настроек, чтобы при очередном сеансе работы восстанавливались настройки, установленные в прошлом сеансе .

        Средства установки приложения, регистрации его в Windows и удаления из Windows (это нужно для приложений, которые содержат не один, а несколько файлов. Для простых программ установка, регистрация и удаление не требует специальных средств.).

11.1.2. Многооконные приложения.

Модели управления окнами приложения: (1) SDI - с интерфейсом одного документа, которая предполагает:

        Наличие одного окна,

        Возможность создания вторичных окон.

(2) MDI - с интерфейсом множества документов, которая предполагает:

        Наличие родительского (первичного) окна,

        Наличие ряда дочерних окон, т.н. окон документов, являющихся однородными. Чтобы создать на основе проектного шаблона прототип приложения для работы в режиме многодокументного интерфейса (MDI), произведите следующие действия: File => New => Application => Окно New Items => Вкладка Projects => пиктограмма MDI Application

11.1.3. Стиль окон приложения.

Характеристики, задающие стиль окон приложения:

        Доступность кнопок в полосе системного меню или ином окне.

        Возможность изменения пользователем размеров окна.

        Название заголовка окна.

Свойства формы:

        BorderStyle - свойство определяет общий вид окна и операции с ним, которые разрешается выполнять пользователю. Рекомендуемые значения свойства BorderStyle: (1), (2)
(1) = bsSingle - для основного окна приложения с неизменяемыми размерами - наиболее подходящий стиль;
(2) = bsDialog - для вторичных диалоговых окон - наиболее подходящий стиль.

        BorderIcons - свойство определяет набор кнопок, которые имеются в окне заголовка.

        WindowState - свойство определяет вид, в котором окно первоначально предъявляется пользователю при выполнении приложения. (Обычно целесообразно для главной формы приложения задавать значение Position равным poScreenCenter или poDefaultPosOnly. И только в сравнительно редких случаях, когда на экране при выполнении приложения должно определенным образом располагаться несколько окон, имеет смысл оставлять значение poDesigned, принимаемое по умолчанию.)

        AutoScrol - свойство определяет: будут ли на форме в процессе выполнения появляться автоматически полосы прокрутки.

        Icon - свойство задает пиктограмму формы, которая отображается в левом верхнем углу окна приложения в развернутом состоянии. (*) Изменение пиктограммы формы:
Команда Project => Options => страница Application: (1), (2)
(1) Title - заголовок, который увидит пользователь в полосе задач при сворачивании приложения.
(2) Load Icon - позволяет выбрать пиктограмму, которая будет видна в полосе задач при сворачивании приложения или при просмотре пользователем каталога, в котором расположен выполняемый файл приложения.

        FormStyle - одно из основных свойств формы, которое может принимать значения: (1) - (4)
(1) fsNormal - окно обычного приложения, это значение FormStyle принято по умолчанию.
(2) fsMDIForm - родительская форма приложения MDI, т.е. приложения с дочерними окнами, используемого при работе с несколькими документами одновременно.
(3) fsMDIChild - дочерняя форма приложения MDI.
(4) fsStayOnTop - окно, остающееся всегда поверх остальных окон Windows.

11.1.4. Цветовое решение приложения.

Большинство компонентов имеют свойство Color (цвет), который вы можете изменять в Инспекторе Объектов при проектировании или программно во время выполнения (если хотите, чтобы цвета в различных режимах работы приложения были разные). Щелкнув на этом свойстве в Инспекторе Объектов, вы можете увидеть в выпадающем списке большой набор предопределенных констант, обозначающих цвета. Все их можно разбить на две группы: статические цвета типа clBlack - черный, cIGreen - зеленый и т.д., и системные цвета типа clWindow - текущий цвет фона окон, clMenuText - текущий цвет текста меню и т.д.

Информация о работе Практическая работа с компилятором С++Builder 6