Повышение качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям анализ хозяйственной деятельности приобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексно изучить работу предприятия с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования. Достигнутые результаты оцениваются с точки зрения их соответствия требованиям объективных законов рыночной экономики, а также хозяйственным задачам, стоящим перед изучаемым объектом в анализируемый период

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

    Выделяют  следующие методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Для технологического процесса можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются:                                                             

    а) регулярность систематических наблюдений;

    б) контроль выборных проб;

    в) нанесение результатов наблюдения на контрольный график;

    г)  использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждения брака.

    Экспертные  методы оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта  и интуиции специалистов и потребителя  продукции. Их следует применять  тогда, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетических свойств товара.

    В последние годы в мировой практике много внимания уделяют внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (TQC — Total Quality Control). Основные особенности этой системы со-I стоят в следующем:

    1.  Перенос полномочий контроля  качества с высшего звена управления  на уровень низшего звена.

    2.  Развитие движения в рамках  малых коллективов (кружки '     качества).

    3. Стремление к признанию на рынке на основе приоритета требований клиента.

    4. Постепенное развитие на основе  изучения прошлого опыта.

    2.2Управление качеством продукции

    В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. В нашей стране практика управления качеством прошла несколько этапов. В 1960-е годы применялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс. В 1970-е годы появилась система бездефектного труда, которая распространялась на сферу производства, разработку конструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 1980-е годы получила широкое распространение комплексная система управления качеством продукции, которая включала все сферы производства и методы экономического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). Однако в качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продукции, а не мировые достижения. Поэтому основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положения дед и государственная приемка продукции, которая была организована в конце 1980-х годов.

    В последние годы в связи с переходом  к рыночной экономике больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9 000 та обеспечению качества продукции и стандарта ИСО серии 14 000 на соответствие системы управления окружающей средой. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика и потребителя.

    Во  многих странах международные стандарты  приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.).

    Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Ее формирование зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их специфики и практического опыта. Так, сравнивая американскую и японскую системы управления качеством продукции (погоней за качеством), можно сказать о следующих их особенностях.

    1) Управленческая политика менеджеров

    Япония  — Разработка долгосрочного плана профилактики брака.

    США — Работа по краткосрочному плану  с устранением брака по ходу дела.

    2)  Основа управления промышленным предприятием Япония — Управленческий план с упором на качество продукции.

    США — В центре находятся маркетинг и финансовая сторона дела.

    Японский  менеджмент качества основывается на тотальном контроле качества. Его место показано на рисунке 2.2

    

    Рисунок 2.2 -Место тотального контроля качества и менеджмента качества

    Так как качество японских товаров высокое  и они теснят национальные рынки многих стран, есть основания для изучения и распространения японского менеджмента качества.

    Японцы  выделяют следующие условия, необходимые  для существования менеджмента качества.

    1. Укрепление организационной структуры  предприятия. Реорганизация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.

    2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий работников фирмы дает возможность наиболее полно проявить их потенциал.

    3. Качество превыше всего. Курс  на обеспечение прибыли за  счет приоритета качества.

    4.  Последовательная проверка, анализ  циклов управления предприятием и качеством продукции.

    5. Выделение важнейших вопросов  и их последовательное решение.

    6.  Факт-контроль на основе строгих  данных.

    7.  Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.

    8.  Ориентация на потребителя.

    9.  Работник на следующем за мной  участке — тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.

    10. Своевременная корректировка управленческой  политики.

    11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных организационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.

    12. Приоритет человеческих качеств.  Полное раскрытие творческого потенциала на основе уважения человеческих качеств сотрудников.

    Французский опыт менеджмента качества имеет много общего с японским. Он представлен на рисунке 2.2

    Рисунок 2.2- Управление качеством продукции

    Нуждается в осмыслении американский вариант  управления качеством продукции, когда  считается нецелесообразным планировать количественные показатели качества работникам внутрипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мастерство, самому решать свои проблемы и исключить страх.

    Особое  место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения  работников предприятия к осознанному  участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия.

    Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. С конца 1970-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, организация конференций и семинаров.

    Кружок  качества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникающие в их работе.

    Участники кружков качества коллективными  силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и сами или с помощью специалистов претворяют их в жизнь.

    Основные  цели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров:

    1.  Содействовать вкладу в рост  и развитие компании.

    2.   Создавать атмосферу, в которой  проявляется уважение к каждому  члену трудового коллектива.

    3. Активизировать использование человеческого  фактора.

    В 1980 г. Американское общество по контролю качества образовало специальный технический комитет по контролю качества, в состав которого вошли консультанты, ученые, специалисты. Комитет издает и распространяет литературу, анализирует деятельность кружков качества, консультирует фирмы по вопросам их организации.

    Зарубежный  опыт показывает, что при видимой  простоте работы кружков их создание не проходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества — поспешность, отсутствие стимулов и должного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и фирмы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационной механизм. Однако есть основные принципы организации кружков качества:

    1. Добровольное участие в кружках.

    2. Отношение к рабочим (служащим) со стороны менеджеров и специалистов  как к активным членам трудового  коллектива, которые хотят содействовать  процветанию своей фирмы и  лучше знают, как выполнять  свою работу.

    3. Создание атмосферы доверия и уважения к каждому работнику фирмы.

 

3 Сертификация продукции

    3.1 Понятие сертификации

    Сертификация  считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям. Это процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция (процесс, услуга) соответствует заданным требованиям. Третья сторона должна быть независимой и от поставщика продукции (первая сторона), и от покупателя (вторая сторона).

    Установление  соответствия заданным требованиям  сопряжено с испытанием. Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой и принятыми правилами. Испытания осуществляются в испытательных лабораториях. Оценка соответствия считается контролем конкретных характеристик продукта.

    С оценкой соответствия заданным требованиям  товара связаны проверка соответствия, надзор за соответствием, обеспечение соответствия.

    Любая система сертификации использует международные, региональные и национальные стандарты, на соответствие требованиям которых проводятся испытания. Информация о соответствии стандартам необходима покупателю, инспектирующим органам и другим физическим и юридическим лицам для различных ситуаций, связанных с продуктом.

 

    Таблица 3.1-Примеры схем сертификации

Номер     Испытания             Проверка           Инспекционный   

схемы                        производства           контроль      

                                                 сертифицированной  

                                                     продукции       

                                                                   

  1     Испытания типа                                              

  2     Испытания типа                          Испытания образцов  

                                                  взятых у продавца   

                                                                  

  2а    Испытания типа    Анализ состояния      Испытания образцов  

                            производства          взятых у продавца   

                                                                   

3      Испытания типа                          Испытания образцов, 

                                                  взятых у        

                                                  изготовителя        

                                                                   

  3а    Испытания  типа    Анализ состояния      Испытания образцов, 

                            производства          взятых у            

                                                  изготовителя        

                                                                   

Информация о работе Повышение качества продукции