Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:55, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям анализ хозяйственной деятельности приобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексно изучить работу предприятия с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования. Достигнутые результаты оцениваются с точки зрения их соответствия требованиям объективных законов рыночной экономики, а также хозяйственным задачам, стоящим перед изучаемым объектом в анализируемый период
Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям анализ хозяйственной деятельности приобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексно изучить работу предприятия с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования. Достигнутые результаты оцениваются с точки зрения их соответствия требованиям объективных законов рыночной экономики, а также хозяйственным задачам, стоящим перед изучаемым объектом в анализируемый период. Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микро уровне - на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти низовые звенья составляют основу рыночной экономики.
В
ходе экономического анализа изучаются
хозяйственные процессы предприятий,
социально-экономическая
Повышение качества продукции имеет большое значение для производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительной стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от выпуска высококачественной продукции также имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.
Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
1 Понятие и показатели качества продукции.
Качество продукции — это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Свойство продукции — это объективная особенность товара, которая может проявляться при его создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (техника). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания).
Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным — надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и др.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качестве, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
По способу выражения показатели качества продукции могут быть натуральными (метры, килограммы), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы) и стоимостными.
По стадии определения выделяют прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические показатели качества.
По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей качества: назначения, надежности, транспортабельности, эргономичности, технологичности, патентно-правовые, экологические.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается.
Надежность — это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке.
Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия в системе человек—изделие—среда использования.
К показателям технологичности относятся: удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания.
Патентно-правовые показатели свидетельствуют о патентной чистоте, патентной защите, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду.
Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, является единичным (мощность, калорийность и др.).
Комплексным называется показатель, характеризующий несколько ее свойств. Комплексные показатели подразделяются на групповые и обобщающие. Групповой показатель определяется совокупностью единичных показателей. Например, групповой показатель надежности (К) зависит от ряда единичных показателей а1...ап:
(1)
Обобщающий показатель характеризует совокупность всех оцениваемых свойств изделия. Например, технический уровень, автомобиля, который зависит от ряда показателей, выбранных для его характеристики с учетом международной практики. Если каждый частный показатель представлен в виде соотношения фактического значения и нормативного (оптимального или наилучшего), то обобщающий показатель рассчитывается как среднеарифметическая (ТУ1) или средневзвешенная величина (ТУ11).
где п — количество показателей; Ь — значимость каждого показателя.
Приведем пример расчета. Пусть каждый из параметров сравнивается с соответствующими показателями наилучшего аналога, имеющегося на мировом рынке. В результате получаются пять коэффициентов: 0,8; 0,7; 0,6; 0,9; 0,8.
Тогда
Если первым двум показателям отдается предпочтение и их значение оценивается в 30 %, а остальным — 20%, 10%и 10% (сумма значений всех показателей равна 100 % или 1), то
К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции относятся показатели технического уровня продукции;
При оценке качества но сортности - используются показатели высшего, первого, второго сорта: объем и номенклатура продукции по каждому сорту, удельный вес продукции каждого сорта в объеме произведенной и реализованной продукции, удельный вес продукции на экспорт в общем объеме произведенной и реализованной продукции, а также в объеме продукции каждого сорта (табл. 2).
Предприятие «Акдимол» увеличило выпуск продукции первого сорта по сравнению с планом на 5,3 % (87,8—82,5) и почти в 2 раза уменьшило выпуск продукции третьего сорта. За счет этого выпуск продукции увеличился на 101 тыс. р.(3011 — 2910). Средний коэффициент сортности равен:
По плану: (1)
Таблица 2. Оценка выполнения плана по сортности.
К
показателям эффективности
К частным показателям качества относятся те, которые характеризуют потребительские свойства каждого изделия: надежность, долговечность, технологичность, производительность, эстетические свойства.
В случае, если внедрение мероприятия приводит к повышению качества производимой продукции и установлению новой цены, прирост прибыли определяется произведением разности в цене на выпуск продукции повышенного качества
Если внедрение мероприятия не влияет на качество производимой продукции, но при этом снижается себестоимость, то прирост прибыли ДП определяется по формуле:
где Ц2 и С2—цена и себестоимость производства единицы новой продукции, р.; Ц1 и C1 — цена и себестоимость производства единицы заменяемой продукции, p.; A2 и a1 — объем производства новой продукции в расчетном году и заменяемой продукции в году, предшествующем внедрению мероприятия, натуральные единицы.
В процессе анализа детально изучаются виды брака — окончательный и исправимый; его причины - низкое качество наладки оборудования, сырья, материалов, полуфабрикатов, контрольно-измерительных приборов, ремонта оборудования, комплектующих изделий своего производства и поступающих по внешней кооперации, нарушение технологии, низкая квалификация исполнителей. Анализ рекламаций продукции проводится по таблице 9.
1.1Затраты, связанные с качеством продукции
Затраты на предупреждение возникновения несоответствий носят положительный характер и направлены на снижение затрат, связанных с контролем и подтверждением соответствия продукции, а также потерь, связанных с выпуском несоответствующей продукции.
Затраты на предупреждение возникновения несоответствия определяются расчетным методом на основании плана мероприятий по качеству или программы качества.
Информация о затратах на предупреждение возникновения несоответствий отражается непосредственно в планах мероприятий (программах) или в технико-экономических обоснованиях на выполнение отдельных проектов (мероприятий заданий), планов (программ) в целом.
Затраты на предупреждение возникновения несоответствий в зависимости от уровня реализации мероприятий относятся на общезаводские (общецеховые) расходы и учитываются при калькулировании себестоимости.
Затраты,
связанные с контролем и
Затраты на контроль и подтверждение соответствия продукции определяют расчетным методом при проектировании, организации и технической подготовке производства и отражают в сметной или технологической документации.
Затраты на контроль и подтверждение соответствия продукции пересматриваются путем прямого учета по результатам выполнения планов мероприятий (программ) при совершенствовании систем качества, внедрении новых средств измерения, контроля, обработки и отображения информации о качестве продукции, а также при повышении требований к снижению потерь, связанных с выпуском несоответствующей продукции.
Затраты, связанные с выпуском несоответствующей продукции, определяют путем прямого учета и отражают в соответствии с системой корреспонденции счетов и регистров, журналь-но-ордерной формой бухгалтерского учета, принятыми на предприятии.