Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:55, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям анализ хозяйственной деятельности приобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексно изучить работу предприятия с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования. Достигнутые результаты оцениваются с точки зрения их соответствия требованиям объективных законов рыночной экономики, а также хозяйственным задачам, стоящим перед изучаемым объектом в анализируемый период
Схема 1. - Состав затрат на качество.
Информация о затратах, связанных с выпуском несоответствующей продукции, подлежит систематическому анализу (ежедневно — на уровне бригад, смен, участков; еженедельно — на уровне цехов; ежемесячно — на уровне предприятия; ежеквартально — на уровне объединения, концерна).
Информация о затратах, связанных с выпуском несоответствующей продукции, представляется в вышестоящую организацию в составе квартального балансового отчета и полугодовой статистической отчетности по форме ОПК (ГПК — 1).
1.2.
Экономическая эффективность затрат связанных
с качеством
Экономический анализ затрат, связанных с качеством, направлен на достижение следующих целей:
Экономическую эффективность затрат, связанных с качеством, определяют:
Экономическую эффективность затрат, связанных с качеством, рассматривают относительно затрат на предупреждение возникновения несоответствий, контроля и подтверждения соответствия.
Экономическую эффективность затрат на предупреждение возникновения несоответствий (Эзпр) рассчитывают по формуле
(1.2)
где Зн — затраты, связанные с выпуском несоответствующей продукции в рассматриваемый период; Ззпр — затраты на предупреждение возникновения несоответствии в рассматриваемый период; Зк—затраты на контроль и подтверждение соответствия продукции в рассматриваемый период.
Экономическая эффективность затрат на контроль и подтверждение соответствия продукции (Эзк) рассчитывается по формуле
(1.2)
Экономическая эффективность суммарных затрат на предупреждение возникновения несоответствия, контроль и подтверждение соответствия продукции (Ззпрк) рассчитывают по формуле
(1.2)
Для
каждого предприятия
Эффект
влияния работ в области
(1.2)
где Bj, B2 — объем выпуска продукции в натуральном выражении до и после внедрения результатов мероприятий по качеству; Ц1, Ц2 — цена единицы продукции в сопоставимых единицах до и после внедрения результатов мероприятий по качеству; C1,C2 — себестоимость единицы продукции в сопоставимых ценах до и после внедрения результатов мероприятий по качеству; К1 и К2 — производственный фонд (капитальные вложения и оборотные средства) до и после внедрения результатов мероприятий по качеству.
Экономический эффект определяют исходя из объема выпуска и затрат после года внедрения мероприятий по качеству.
Основой разработки системы определения, учета, контроля и регулирования затрат на обеспечение качества продукции является их классификация.
Исходя из рекомендаций международного стандарта ИСО 9004-87 затраты на качество подразделяются на производственные и непроизводственные.
Производственные затраты (Зп) на качество — это затраты, осуществляемые предприятием с целью достижения и обеспечения требуемого уровня качества продукции.
Производственные затраты делятся на три категории:
затраты на предупреждение возникновения дефектов;
затраты на контроль и оценку качества продукции;
затраты, обусловленные выпуском дефектной продукции (издержки от брака).
Затраты на предупреждение возникновения дефектов (Зп1)—это затраты на любое действие, принимаемое с целью выявления, предупреждения или уменьшения риска несоответствия продукции требованиям качества
Затраты на предупреждение возникновения дефектов включают
маркетинг и маркетинговые исследования;
планирование качества;
контроль
качества конструкторской и
метрологическую экспертизу конструкторской и технологической документации;
производственную проверку конструкции на надежность и безопасность;
разработку
и внедрение методов
разработку, внедрение и совершенствование систем управления качеством продукции, в том числе автоматизированных систем;
работы по стандартизации (разработка стандартов предприятия, нормативной документации, рабочих конструкций по обеспечению функционирования систем качества и т.п.);
метрологическое обеспечение производства (проверку и ремонт средств измерений, разработку и совершенствование методов и средств контроля и т.п.);
автоматизацию рабочих мест;
техническое обучение и повышение квалификации работников предприятия;
.
контроль комплектности,
контроль условий хранения и транспортировки готовой продукции;
проведение пусконаладочных работ (шеф-монтаж оборудования) и осуществление технической помощи;
работы с поставщиком (анализ сверхнормативных остатков, оценка поставок, регулирование цен и т.д.).
Затраты на контроль и оценку качества продукции (Зп2) — это затраты на определение соответствия продукции заданным параметрам.
Затраты на контроль и оценку качества продукции включают:
затраты на входной контроль (Зп 2.1);
затраты на операционный контроль (3п 2 .2);
затраты на приемочный контроль и испытания готовой продукции (Зп 2.з).
Издержки от брака (Зп.3) — это потери, вызванные тем, что не достигнуто требуемое качество. Они делятся на внутренние и внешние.
Затраты на внутренние издержки (Зп3.1) — это затраты, возникающие внутри предприятия (организации) в связи с несоответствием продукции требованиям качества на любой стадии жизненного ее цикла и включающие:
затраты на анализ и оценку дефектных изделий, выявленных в процессе производства;
затраты на исправление (ремонт) дефектных изделий;
затраты на переработку отходов;
затраты на повторные испытания, контроль, проектирование и т.д.;
затраты на технологические потери от брака, связанные с обучением.
Затраты на внешние издержки (З п 3. 2) — это затраты, возникающие после поставки дефектной продукции и включающие:
затраты от брака, выявленного в сфере применения и эксплуатации продукции;
затраты на дополнительные хозрасчетные издержки и потери, вызванные выпуском некачественной продукции.
Непроизводственные затраты (Зн) — это затраты, не связанные с производством продукции. Они делятся на четыре категории:
затраты на подтверждение качества и предоставление потребителю дополнительных объективных доказательств качества (3H1);
затраты
на испытание специфических
затраты на демонстрационные испытания рекламного характера (Зн3);
затраты на сервисное обслуживание (Зн4).
Поэлементный состав затрат по каждой вышеперечисленной категории формируется из общепринятого в бухгалтерском учете перечня статей затрат, используемых при калькулировании себестоимости выпускаемой продукции, и объединяется в сводную ведомость учета затрат на качество за месяц, квартал, год.
1.3.
Неизбежны ли затраты на качество?
Самый простой ответ - “Да!”. В действительности, не возможно полностью исключить затраты на качество, однако они могут быть приведены к приемлемому уровню. Некоторые виды затрат на качество являются явно неизбежными, в то время, как некоторых можно избежать. Последние — это те, которые могут исчезнуть если будет отсутствовать дефект, или которые будут уменьшаться, если количество дефектов уменьшиться.
Можно избежать затраты на:
Неизбежные
затраты — это те, которые еще
необходимы, как страховка, даже если
уровень дефектности очень
Затраты на качество могут быть минимизированы, однако любая мысль о том, что они могут быть сведены к нулю — это заблуждение.
2 Качество продукции и способы контроля.
2.1 Контроль качества продукции
Целью контроля является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции.
Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия. Наличие тех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит от размеров предприятия и функциональных обязанностей персонала.
Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака.
Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:
а) групповой — по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;
б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;
в) выборочный — контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;
г) сплошной — осуществляется над каждым изделием.
По назначению контроль подразделяется на промежуточный и окончательный.