- Менеджер процесса имеет право закрыть заявку собственным решением.
- Основные правила диспетчеризации «Инцидентов (автоматических)»:
- регистрация инцидента осуществляется автоматически системой мониторинга;
- логистика инцидента определяет Конфигурационная единица, по которой произошел инцидент;
- Инциденты закрываются либо руководителем исполнителя, либо исполнителем.
- Для быстрой обработки Инцидентов могут использоваться обходные решения.
- Инциденты, к которым применено обходное решение, будут требовать дополнительного контроля:
- Возникновение инцидента с неизвестной корневой причиной или повторяющиеся инциденты служат для инициации процесса управления Проблемами.
- Изменения, требуемые для устранения корневых причин инцидента, происходят согласно процессу управления Изменениями.
- Информация о состоянии заявки (Статус) доступна Заявителю на протяжении всего жизненного цикла заявки. Запрос статуса обращения регистрируется как отдельная заявка.
- За контроль соблюдения технологии процесса отвечает Менеджер процесса.
- Показатели качества (метрики) работы собираются с целью:
- оценки качества работы подразделений ИТ-службы и систем;
- регулярного совершенствования процесса управления.
- отчётности по соглашениям SLA.
- Хорошие навыки общения являются обязательным требованием к Диспетчерам ЕСПП и должны быть регламентированы специальным документом.
- Описание процесса управления инцидентами.
- Общее положение
- Диаграмма процесса управления инцидентами представлена на рис.1. Процесс управления инцидентами состоит из нескольких процедур. Каждая процедура состоит из нескольких шагов. Для идентификации составляющих процесса применяется каскадная нумерация: процесс управления инцидентами имеет порядковый номер 1, процедуры нумеруются как 1.1., 1.2. и т.д., шаги – как 1.1.1., 1.1.2. и т.д. Процесс управления инцидентами содержит следующие процедуры:
- 1.1. Обращение
в ЕСПП;
- 1.2. Регистрация
и первичная классификация;
- 1.3. Координация
и устранение;
- 1.4. Закрытие;
- 1.5. Контроль;
- 1.6. Формирование
отчётности;
- 1.7. Оценка
и совершенствование процесса.
Рисунок 1 – Диаграмма процесса «Управления
Инцидентами»
- Автоматизацию процесса управления инцидентами обеспечивает Автоматизированная система управления HP OpenView.
- Обращение в ЕСПП
- На рис.2 представлена диаграмма обращения в ЕСПП.
Рисунок 2 – Диаграмма «Обращение в ЕСПП»
- При обращении в ЕСПП Пользователь должен идентифицировать себя (ФИО, должность, предприятие, телефон и т.д.), сообщить суть обращения, предоставить дополнительную информацию (если имеется).
- Регистрация и первичная классификация
- На рис.3 представлена диаграмма регистрации и первичной классификации заявок.
Рисунок 3 – Диаграмма «Регистрация
и первичная классификация
- Определение приоритета.
- Диспетчер определяет критичность заявки (приоритет) и масштаб инцидента (влияние) со слов заявителя. При принятии заявки специалист должен актуализировать данные поля.
- Влияние зависит от количества сотрудников, на которых влияет данный сбой, и может иметь следующие значения:
- Низкое
– отдельный пользователь;
- Среднее
– два-три пользователя;
- Высокое
– группа;
- Высшее
– организация.
- Поле «Приоритет» зависит от поля «Влияние» и срочности заявки согласно матрице приоритета (таблица 1). При выставлении значения поля «Влияния» на «Высокое» изменится и приоритет заявки на «Высокий». Допускается выставление приоритета «Высокий» при низком влиянии, если неисполнение данной заявки приведет к негативным последствиям для бизнес или производственных процессов.
- Для определения влияния и срочности допускается использовать дополнительные сопроводительные документы. Пример документа приведен в Приложении 1.
- Приоритеты оцениваются следующими значениями:
– Низкий;
– Средний;
– Высокий;
– Критичный.
Таблица 1. Матрица приоритета
|
|
Инцидент влияет на |
|
|
Организация |
Группа |
Отдельный пользователь |
Срочность |
Высокая |
Критичный |
Критичный |
Высокий |
Средняя |
Критичный |
Высокий |
Средний |
Низкая |
Высокий |
Средний |
Низкий |
- Диспетчер или Менеджер процесса (при регистрации или в течение всего жизненного цикла Заявки) могут повысить приоритет Заявки. Понижение Приоритета запрещено, за исключением ошибки при выборе приоритета.
- Координация и устранение
- Диаграмма по координации и устранению представлена на рис.4.
Рисунок 4 – Диаграмма «Координация и
устранение»
- Закрытие
- На рис.5 представлена диаграмма закрытия.
Рисунок 5 – Диаграмма «Закрытие»
- Контроль
- В рамках процедуры проводятся мероприятия по оперативному контролю исполнения процесса и могут быть инициированы действия по эскалации, закрытию выполненных Заявок, диспетчеризации, выяснению нестандартных ситуаций.
- Кроме перечисленных процедур контроль осуществляется Руководителем группы и Исполнителем в соответствии с процессом Управления работами.
- Для выявления корневых причин инцидента, оценки потерь, понесенных в результате возникновения инцидента, может инициироваться процедура проведения технического расследования инцидента:
- Для инцидентов с влиянием «Критично» – во всех случаях, для инцидентов с влиянием «Высокий» - по решению Вице-президента по ИТ или директор по эксплуатации или директора по ИТ предприятия.
- Для проведения технического расследования создается комиссия из числа сотрудников дирекции по ИТ соответствующего предприятия, а также организации предоставляющий ИТ- сервис
- К участию в работе комиссии могут приглашаться сотрудники функциональных подразделений – заказчиков и потребителей данного ИТ- сервиса, а так же представители других заинтересованных подразделений
- По результатам работы комиссии готовится «Акт технического расследования причин инцидента» содержащий: описание инцидента, его последствий, действия по устранению, заключения о причинах инцидента и мероприятиях по предотвращению подобных инцидентов в будущем. Шаблон акта приведен в Приложении 2.
- Формирование отчётности
- Описание шагов процедуры:
■ 1.6. Формирование
отчетности;
■ 1.6.1. Разработка
Спецификаций отчетов;
■ 1.6.2. Подготовка
отчетов;
■ 1.6.3. Распространение
отчетов.
- В рамках процедуры осуществляется спецификация отчетов, а также их подготовка, распространение и хранение. Отчёты могут быть двух видов:
- регулярные;
- специализированные.
- Спецификация каждого отчёта должна включать:
- Название отчёта;
- Перечень используемых показателей;
- Формат (внешний вид) отчета;
- Периодичность формирования;
- Список и способ рассылки;
- Спецификации отчётов готовят Главный Менеджер процесса, Менеджеры процессов.
- Все подготовленные отчёты должны унифицированно именоваться, храниться и распространяться.
- Менеджер процесса готовит следующие регулярные отчёты:
- Базовый ежедневный отчет;
- Базовый еженедельный отчет;
- Ежемесячный аналитический отчет;
- Базовый ежедневный (еженедельный) отчет
- основные показатели:
- количество
зарегистрированных Заявок;
- разбивка
по категории Заявок;
- количество
нарушений SLA;
- перечень нестандартных ситуаций, например:
- данные
о жалобах, благодарностях;
- данные
о критических инцидентах.
- По форме отчет должен содержать перечень показателей и их значений, табличное представление нестандартных ситуаций с необходимыми комментариями. Допускается графическое представление сложных показателей.
- Отчеты должен готовиться ежедневно (еженедельно) и передаваться соответствующим руководителям в бумажном или электронном виде. Примеры отчетов приведены в Приложении 3.
- Ежемесячный аналитический отчёт о работе процесса
- Отчет включает анализ основных показателей процесса в целом (включая показатели удовлетворённости пользователей), показателей отдельных процедур процесса, их динамики.
- Отчет должен включать выводы и рекомендации. Отчет готовится ежемесячно и передается в бумажном или электронном виде. Аналитический отчёт в обязательном порядке сопровождается личным докладом.
- Оценка и совершенствование процесса
- На рис.6 представлена диаграмма оценки и совершенствования процесса.
Рисунок 6 – Диаграмма «Оценка
и совершенствование процесса»
- Описание шагов процедуры:
- 1.7. Оценка и совершенствование процесса;
- 1.7.1. Оценка и пересмотр процесса на предмет его улучшения;
- 1.7.2. Действия по результатам пересмотра процесса;
- 1.7.3. Проверка исполнения предпринятых действий.
- Основная задача данной процедуры — определение путей совершенствования процесса управления инцидентами и его адаптация под происходящие в организации изменения.
- Каждые 6 месяцев (или по требованию) процессу Управления Инцидентами должна быть дана оценка.
- Исходные данные:
- описание процесса Управления Инцидентами;
- отзывы Пользователей;
- отзывы Исполнителей и Администраторов;
- отзывы Руководителей групп;
- показатели процесса и процедур;
- зарегистрированные в системе Заявки и Работы;
- стандартные отчёты.
- Анализ процесса проводится Главным технологом процесса с привлечением Менеджеров процессов в ходе серии рабочих совещаний.
- Результат – отчёт о работе процесса, включающий рекомендации по улучшению процесса.
- Подготовленные рекомендации утверждает соответствующим руководителем.
- Контроль исполнения рекомендаций по совершенствованию процесса возлагается на Главного менеджера процесс
Приложение
1
Таблица А1. Сроки отчетности для
определения критичности заявок
Сервис |
Срок отчетного периода |
2.1.7. |
Учет расчетов с контрагентами |
с 3 по 15 м-ца, следующего за отчетным периодом |
2.1.4. |
Планирование и учет производства |
c 30 по 03 число месяца, следующего
за отчетным |
3.6.2. |
Расчет заработной платы |
1-7 число месяца |
2.1.3. |
Снабжение и управление запасами |
с 2 по 6 , следующего за отчетным периодом |
2.1.6. |
Управление сбытом продукции и
услуг – SAP |
с 1 по 4 , следующего за отчетным периодом |
3.11.2. |
Управление сбытом продукции и
услуг – ДС |
с 1 по 4 , следующего за отчетным периодом |
2.1.4. |
Контроллинг |
c 01 по 09 число месяца, следующего
за отчетным |
2.1.7. |
Учет основных средств |
с 1 по 8 м-ца, следующего за отчетным периодом |
2.1.10. |
Управление инвестиционными проектами |
с 1 по 8 м-ца, следующего за отчетным периодом |
2.1.7. |
Бухгалтерский и налоговый учет |
с 3 по 15 м-ца, следующего за отчетным периодом |
2.1.7. |
Финансовый менеджмент |
с 1 по 6 м-ца, следующего за отчетным периодом |
2.1.5. |
Техническое обслуживание и ремонт
оборудования |
c 01 по 09 число месяца, следующего
за отчетным |
3.8.2. |
Управление деятельностью УЖДТ |
с 1 по 5 числа месяца |
4.29.2. |
Управление деятельностью механического
производства |
3 последних дня месяца и 5
первых в следующем |
3.9.2. |
Отпуск ГСМ на АЗС |
1 число месяца |
3.9.2. |
Управление эксплуатацией и
ремонтом автотранспорта |
с 1 по 3 число месяца |
3.8.2. |
ЖД Перевозки |
с 1 по 31 |
3.8.2. |
ЭТРАН |
с 1 по 31 |
3.6.2. |
Персонифицированный учет |
Высокий приоритет только при формировании
годового отчета в налоговые органы
(январь) |
3.6.2. |
Ведение участников негосударственного
пенсионного фонда |
Высокий приоритет только при формировании
годового отчета в налоговые органы
(февраль) |
3.8.2. |
Претензионная работа с РЖД |
с 5 по 7 , следующего за отчетным периодом |
3.8.2. |
Расчеты за перевозки с РЖД |
с 5 по 7 , следующего за отчетным периодом |
2.2.2. |
ОАО «Евразруда»: система 1С «Заработная
плата и кадры» |
с 01 по 04 |
2.2.4. |
ОАО «Евразруда»: система 1С Закрытие
участков учета в системе ИРТП ПРОФ
|
с 03 по 11 |
2.2.4. |
ОАО «Евразруда»: система 1С ЕКСП
|
с 01 по 10. |