Методы использования мультимедиа в обучении школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 12:24, доклад

Описание работы

Мультимедиа как объект изучения. Обучение школьников методам поиска, сбора и анализа мультимедиа-информации

Работа содержит 1 файл

мультимедиа в обучении школьников.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

В разработке и  подготовке дидактической игры может  принимать участие только учитель (группа учителей), который формирует  сценарий игры, подбирает задания, критерии их оценки, распределяет роли между учащимися. Возможна совместная работа учителя с группой учащихся или всем классом, например, для другого класса из параллели. В случае работы со всем классом, не должно происходить разделения значимости учащихся в деле подготовки, каждому следует предоставить, по возможности, равные условия для самореализации.

Подбор заданий  и мультимедиа-ресурсов для дидактической  игры может производить учитель  самостоятельно или совместно с  учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо четко установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям:

  • задания должны отличаться уровнем сложности и желательно иметь несколько способов решения;
  • задания следует подбирать интересные, имеющие практическую значимость, а так же такие, в которых возможна реализация межпредметных связей;
  • выполнение заданий должно быть затруднительно, либо невозможно без знания теоретического материала;
  • решения задач, по возможности, должны быть просты, доступны и осуществимы основной массой учащихся.

Говоря о критериях  оценки в дидактической игре, следует  отметить то, что:

  • эти критерии разрабатываются учителем (возможно вместе с учениками) заранее и объявляются до проведения игры или в ее начале;
  • оцениваться могут все ученики или только учащиеся, показавшие положительные результаты;
  • групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы или оценивается работа всей группы;
  • выставлять оценку могут: учитель, учитель и учащиеся, сами учащиеся;
  • возможны варианты выставления оценки: по ходу урока, в конце игры, после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу или работу с мультимедиа-ресурсами).

Заключительным  этапом проведения дидактической игры с применением мультимедиа-ресурсов является ее анализ, то есть оценка прошедшей игры или серии игр, заключающаяся в ответах на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причина неудач, и т.п. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

  1. Проводить анализ игры можно в разных формах: устно, когда учащиеся поочередно высказывают свои впечатления; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшей игре); письменно (например, в форме анкетирования).
  2. Анализ игры можно провести либо сразу после урока, либо некоторое время спустя (при желании можно провести двойной анализ).
  3. Анализ дидактической игры необходим как на уровне класса, так и на педагогическом уровне.

В процессе организации  и проведения дидактической игры очень важна роль и позиция педагога в игре, так как успех игры зависит не только от учебных умений и навыков учащихся, но и от профессиональной подготовки педагога, его стиля деятельности, который зачастую полностью обеспечивает оптимальную реализацию познавательного потенциала ученика. Немаловажную роль при этом играет качество и своевременность применения мультимедиа-технологий.

МУЛЬТИМЕДИА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ

Средства  и технологии мультимедиа, применяемые в  самостоятельной  работе учащихся. Методы повышения эффективности самостоятельной работы школьников, предусматривающие использование образовательных мультимедиа-ресурсов

Использование мультимедиа-технологий может существенно  видоизменить самостоятельную учебную  работу школьников, повышая ее эффективность.

Во время обучения у школьников необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы, потребность в использовании  современных мультимедиа-ресурсов, большинство из которых публикуется в сети Интернет. Для этого учащийся должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Именно поэтому в системе общего среднего образования важна организация эффективной самостоятельной работы школьников.

Поскольку многообразие существующих классификаций видов  самостоятельной деятельности обучающихся  достаточно велико, рассмотрим лишь классификацию  по уровню познавательной самостоятельности  школьников.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу. Работы этого типа выполняются на основе использования образца, в качестве которого могут быть использованы различные мультимедиа-ресурсы. Познавательная самостоятельная деятельность школьников проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, подведении известного метода под новую задачу. Назначение таких работ состоит в закреплении способов выполнения заданий, формировании умений и навыков, их прочному закреплению, создании основы для выполнения заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Подобные работы могут быть заданы в форме самостоятельной работы с подобранными учителем Мультимедиа-ресурсами, конспектом занятий по отбору и систематизации учебного мультимедиа-материала.

Эвристические самостоятельные работы. Самостоятельные  работы этого типа содержат познавательные задачи, требующие от школьника анализа незнакомой ему ситуации и получения необходимой мультимедиа-информации. При выполнении работ эвристического типа познавательная активность и самостоятельность школьника выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной ситуации и нахождения способов решения задачи. В результате выполнения таких заданий школьники приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.

Творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа предполагают непосредственное участие школьника в производстве новых для него знаний с использованием мультимедиа-информации. Школьник должен самостоятельно осуществлять выбор средств и методов решения, стоящих пред ним задач, определить и отобрать необходимые для выполнения задания знания и мультимедиа-ресурсы.

Самостоятельную работу последних двух типов рекомендуется  проводить в форме проектов.

Одним из наиболее распространенных подходов к реализации самостоятельного обучения, основанном на широкомасштабном использовании мультимедиа-информации являются комплексные кейс-технологии. Такие технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в специальной форме (форме кейса). При этом существенная роль отводится традиционным классно-урочным занятиям. При этом часто акцент делается на активную работу школьников в составе групп со специально подготовленными учителями.

Подобные технологии используют компьютерные сети и опубликованные в них мультимедиа-ресурсы для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения школьников учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования учебных заведений. Важным достоинством используемых для этого мультимедиа-технологий является возможность более оперативного руководства школьниками, их воспитания в процессе общения с учителем и классом.

В целом, внедрение  кейс-технологии в учебный процесс представляет собой удобный способ перехода к большему объему самостоятельного обучения школьников, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения в системе общего среднего образования.

Особенностью мультимедиа-материалов, используемых в самостоятельном обучении в рамках описываемых методов, являются:

  • полнота и целостность системно организованного комплекта мультимедиа-материалов, позволяющих школьникам самостоятельно полноценно изучать дисциплину в условиях возможного сокращения очных контактов с учителем и отрыва от традиционных школьных библиотек;
  • существенная интерактивность всех мультимедиа-ресурсов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу школьников;
  • возможная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для профильного обучения).

Несмотря на возможное увеличение при этом самостоятельного обучения, важным элементом таких  технологий являются традиционные очные  занятия в школах, также проводимые с использованием мультимедиа-технологий. Такие занятия должны быть рассчитаны на практическое применение школьниками различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала.

Вопросы для самопроверки

  1. Укажите основные методы обучения в случае, когда  мультимедиа является объектом изучения. Что должно войти в содержание такого обучения школьников?
  2. Что способствует активному изучению мультимедиа-технологий?
  3. Как научить школьников поиску необходимых мультимедиа-ресурсов?
  4. Какова специфика поиска мультимедиа-ресурсов, осуществляемого школьниками в рамках учебных телекоммуникационных проектов?
  5. Какие методы обучения школьников с использованием мультимедиа-технологий можно отнести к методам активного обучения? Почему?
  6. Опишите и проиллюстрируйте на примере метод информационного ресурса.
  7. Опишите и проиллюстрируйте на примере метод проектов, реализуемый с использованием мультимедиа-технологий.
  8. Опишите и проиллюстрируйте на примере метод демонстрационных примеров, реализуемый с использованием мультимедиа-технологий.
  9. Как влияет использование активных методов обучения в сочетании с использованием мультимедиа-технологий на эффективность подготовки школьников? Ответ обоснуйте.
  10. Опишите возможные методы проведения деловых и дидактических игр со школьниками с использованием мультимедиа-средств.
  11. Перечислите основные компоненты и этапы деловых и дидактических игр, проводимых с использованием мультимедиа-технологий.
  12. Возможно ли проведение игр, основанных на мультимедиа-технологиях, в рамках классно-урочной системы? Ответ поясните на примере.
  13. Укажите положительные факторы влияния деловых и дидактических игр на эффективность обучения школьников в условиях использования мультимедиа-технологий? Как в этом случае мультимедиа-технологии способствуют повышению эффективности обучения?
  14. Придумайте пример простейшей учебной игры со школьниками, реализация которой основывалась бы на использовании мультимедиа-технологий.
  15. Перечислите виды самостоятельной работы школьников, проводимой с использованием мультимедиа-технологий и мультимедиа-ресурсов.
  16. Укажите особенности мультимедиа-ресурсов, используемых школьниками в самостоятельной работе.

Разработка  Института дистантного  образования Российского  университета дружбы народов, 2006 
 

http://tana.ucoz.ru/load/412-2-2 

Информация о работе Методы использования мультимедиа в обучении школьников