Методы использования мультимедиа в обучении школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 12:24, доклад

Описание работы

Мультимедиа как объект изучения. Обучение школьников методам поиска, сбора и анализа мультимедиа-информации

Работа содержит 1 файл

мультимедиа в обучении школьников.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

После выполнения задания, учащимся предлагается произвести его защиту, в ходе которой необходимо объяснить, почему избран тот или  иной путь решения, почему он видится  исполнителю наиболее рациональным (менее трудоемкий, более лаконичный, более "стройный" и т. д.).

С целью внесения элемента состязательности в данную дидактическую игру, процесс защиты предлагается назвать "рекламированием".

Очевидно, что  в данном случае учащиеся имеют дело с "рекламой" результатов своего интеллектуального труда. Результаты "рекламной деятельности" учеников выносятся на общее обсуждение всех участников игры, в том числе и учителя.

Победителем в  данной игре является тот, кто смог предложить не только правильное и "красивое" решение поставленной задачи, но и сумел используя мультимедиа-технологии наиболее ярко и убедительно объяснить, почему именно этот способ решения является оптимальным, то есть сумел лучше провести и "рекламную компанию".

Данный вид  игры способствует не только закреплению  ранее изученного материала, но и, что немаловажно, готовит школьников к жизни в реальных условиях, когда каждый свой шаг следует уметь объяснить или "защитить" и представить наиболее выгодным образом. Главное отличие создаваемых школьниками мультимедиа- презентаций заключается не в ориентировании на какого-либо "покупателя", а в изучении данного понятия. Возможен выбор понятия для одного, а также нескольких учащихся, причем в последнем случае можно организовать конкурс "реклам". Выбор понятия осуществляется жеребьевкой или по желанию. Кроме того, возможен вариант проведения "рекламы", когда заранее не объявляется "рекламируемый" предмет, его нужно определить по истечении рекламного времени.

В процессе игры "Реклама" у учащихся может  происходить как приобретение новых знаний, так и их закрепление. Поэтому рассматриваемая дидактическая игра может проводиться и на уроке изучения нового материала, и на уроке закрепления знаний.

Дидактическая игра, проводимая с использованием мультимедиа-технологий, обладает устойчивой структурой, основными компонентами которой являются:

  • игровой замысел;
  • правила;
  • игровые действия;
  • познавательное содержание или дидактическая задача;
  • оборудование;
  • результат игры.

Игровой замысел  отражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры. Придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Правила игры определяют порядок действий и регламентируют поведение учащихся в процессе игры, способствует созданию на уроке рабочей обстановки. Правила дидактических игр разрабатываются с учетом цели урока, возможностей используемых мультимедиа-ресурсов и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, мыслительной активности, для возможности проявления у каждого школьника чувства удовлетворенности и успеха. Правила игры прививают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют повышению познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся  знания, умения и навыки, а также  используемые компьютерные средства для достижения целей игры.

Познавательное  содержание или игровые задачи являются основой дидактической игры, пронизывая собой ее структурные элементы. Познавательное содержание заключается в усвоении играющими тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование  игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Поскольку  в настоящем издании рассматриваются  лишь мультимедиа-технологии, достаточно частым является использование компьютеров. Но, не следует исключать и дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является её финалом, придавая ей логическую завершенность. Подведение итогов игры производится сразу после  ее окончания. Это может быть подсчет очков; выявление учащихся, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды - победительницы и т.д. Отдельно может быть подведен итог эффективности использования ресурсов и технологий мультимедиа при подготовке игры и при ее проведении.

Результат игры выступает, прежде всего, в форме  решения поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний, или  в их применении.

Все структурные  элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие одного из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра невозможна или она теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры, мультимедиа-ресурсов и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату.

Конечно, не может  быть точного рецепта, где, когда  и на сколько минут включать игровой  мультимедиа-материал в урок. Здесь  важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать школьника; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся с использованием мультимедиа-ресурсов.

При организации  игры на уроке важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам относительно большую самостоятельность. Дидактические игры, проводимые с использованием мультимедиа-ресурсов, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний.

Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с мультимедиа-ресурсами, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.

Игра стимулирует  формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувства внутренней свободы, ощущения дружеской поддержки и  возможности оказания в случае необходимость  помощи своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения.

Игра позволяет  смягчить проявление авторитарной позиции  педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для  получения социального опыта, в  том числе взаимоотношений с  взрослыми людьми. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.

У школьника, начиная  с младшей школы, четко обозначен  игровой дефицит - при желании  играть, ребенок не находит возможности для удовлетворения этого стремления на уроках. Поэтому, давая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую.

В старших классах  школы с применением мультимедиа-технологий рассматривается как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы. Наибольшую возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам "делать ошибки" и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников "быть взрослыми".

Помимо использования  уже готовых дидактических игр, учителям необходимо самостоятельно конструировать игры, грамотно подбирать задания к ним, умело использовать при этом мультимедиа. Целесообразно выделить несколько этапов подготовки и проведения дидактической игры, основанной на использовании мультимедиа-ресурсов. В их числе:

  • замысел,
  • организация,
  • проведение,
  • анализ.

Первый, самый  сложный и ответственный этап дидактической игры - замысел, включающий в себя следующие составляющие:

  • выбор класса,
  • определение темы урока,
  • определение типа урока,
  • определение временных рамок,
  • выбор форм и видов игры.

Выбор класса, в  котором будет проведена игра, определяется его особенностями (профилем, уровнем обученности, работоспособностью, организованностью и др.). При  этом следует учитывать не только проблему поднятия у учащихся интереса к предмету, но и решение основных учебных и воспитательных задач в условиях использования мультимедиа-технологий. Так, например, дидактическая игра с использованием мультимедиа-ресурсов может быть проведена в классе математического профиля со средним или высоким уровнями обученности.

Неограниченным  выбором обладает учитель при  определении темы урока, на котором  будет проводиться игра. Это может  быть как введение в новую тему, так и обзорная; второстепенная по значимости или одна из основных тем  курса. При этом учитель должен определить: целесообразно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку и проведение дидактической игры по выбранной теме (если она, например, носит прикладной характер, не имеет особой практической ценности и не играет при этом большой роли при изучении курса).

Дидактические игры с использованием мультимедиа-технологий применимы ко всем типам уроков. Интересно влияние типа урока  на выбор конкретной игры. Для успешной реализации игры учителю необходимо иметь определенный опыт работы с разными дидактическими играми. Дидактическая игра может быть проведена на уроке повторения, обобщения полученных знаний, закрепления навыков решения задач, в качестве подготовки к контрольной работе или как собственно контрольная работа.

На этапе определения временных рамок следует проанализировать, как продолжительность времени непосредственно проведения дидактической игры, так и затраты времени на ее подготовку с учетом формирования необходимых мультимедиа-ресурсов. Во-первых, будет ли игра на весь урок, или, для нее будут отведена часть урока, или, возможно, она будет проводиться на нескольких уроках в течение нескольких дней (например, серия игр). Во-вторых, время подготовки, может занимать от нескольких дней, до нескольких недель. Это зависит от: выбора вида игры, целей игры, особенностей используемых мультимедиа-ресурсов, распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Выбор форм дидактической  игры зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: характеристика класса (в том числе какие и как часто применялись формы учебной работы в данном классе); возрастные особенности учащихся; характеристика темы урока, особенности используемых мультимедиа-ресурсов.

Следующий этап - организация дидактической игры, в свою очередь делится на отдельные составляющие:

  • написание сценария игры,
  • распределение обязанностей между учителем и учащимися,
  • подбор заданий,
  • разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Написание сценария - самый трудный и ответственный  этап при подготовке дидактической игры с использованием мультимедиа-ресурсов. Его могут разрабатывать как один учитель (группа учителей), так и учитель совместно с группой учащихся (наиболее активные, творчески мыслящие, талантливые ученики). Сценарий дидактической игры должен отражать следующие моменты:

  • подробный план игры,
  • инструкции по проведению каждого этапа игры,
  • список ролей участников (роли целесообразно определить заблаговременно) и реквизита,
  • перечень используемых ресурсов и технологий мультимедиа, особенностей их использования на каждом этапе игры,
  • подборку заданий, упражнений, вопросов с решениями и критериями их оценки;
  • вопросы для анализа игры.

Информация о работе Методы использования мультимедиа в обучении школьников