Методы использования мультимедиа в обучении школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 12:24, доклад

Описание работы

Мультимедиа как объект изучения. Обучение школьников методам поиска, сбора и анализа мультимедиа-информации

Работа содержит 1 файл

мультимедиа в обучении школьников.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Методы  использования мультимедиа  в обучении школьников

Мультимедиа как объект изучения. Обучение школьников методам поиска, сбора  и анализа мультимедиа-информации

Во многих случаях  мультимедиа из средства обучения превращается в объект изучения. При этом школьники не столько используют мультимедиа, сколько осваивают особенности создания и использования ресурсов, сочетающих в себе информацию разных видов. Как правило, такое изучение предусматривается содержанием школьных курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрим основные возможные методические этапы такого изучения.

Очевидно, что  изучение мультимедиа необходимо начинать со знакомства с информацией и  ее особенностями. Информация (в переводе с латинского informatio - разъяснение, изложение) - это ключевое понятие современной науки, которое стоит в одном ряду с такими как "вещество" и "энергия". Существует три основные интерпретации понятия "информация".

Научная интерпретация. Информация - исходная общенаучная  категория, отражающая структуру материи и способы ее познания, несводимая к другим, более простым понятиям.

Абстрактная интерпретация. Информация - некоторая последовательность символов, которые несут как вместе, так в отдельности некоторую  смысловую нагрузку для исполнителя.

В настоящее  время термин информация имеет глубокий и многогранный смысл. Во многом, оставаясь  интуитивным, он получает разные смысловые  наполнения в разных отраслях человеческой деятельности:

  • в житейском аспекте под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами;
  • в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
  • в теории информации (по К. Шеннону) важны не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность;
  • в кибернетике, по определению Н. Винера, информация - это та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;
  • в семантической теории (смысл сообщения) - это сведения, обладающие новизной, и так далее...

До понимания  учащихся необходимо донести, что по способу восприятия информацию разделяют  на следующие виды: визуальная, аудиальная, вкусовая, обонятельная и тактильная. Такое деление основывается на чувствах, с помощью которых информация воспринимается человеком: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание соответственно. Научные исследования показывают, что свыше 90% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение и слух, около 10% - на вкус, обоняние и осязание. Мир живой природы дает великое множество примеров, когда органы чувств (органы получения информации) достигли удивительного совершенства: зоркость глаза орла, круговое поле зрения стрекозы, тонкость обоняния и слуха диких животных. Встречаются у животных и органы чувств, которых человек не имеет.

Изучая мультимедиа, школьники должны усвоить главное - это понятие многозначно. Так, в  частности, в силу многозначности термина мультимедиа под ним часто понимаются:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии;
  • мультимедийная программа;
  • компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере CD-ROM Drive - специального устройства для чтения компакт-дисков, звуковой и видеоплаты, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации, джойстика и других специальных устройств).
  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, школьник должен понять, что в широком смысле "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Благодаря применению в мультимедийных продуктах и  услугах одновременного воздействия  графической, аудио (звуковой) и визуальной информации эти средства обладают большим  эмоциональным зарядом и активно  включаются как в индустрию развлечений, в практику информационных учреждений, так и в домашний досуг.

Практика показывает, что эффективному овладению понятиям и свойствами мультимедиа существенно  способствует информационный поиск, осуществляемый школьниками, как на занятиях по информатике, так и на других учебных занятиях.

Обучаемому для  выполнения процедуры информационного  поиска необходимо определить, что  и с помощью чего искать, а также  иметь возможность выбора вида деятельности по поиску и обработке информации, который способствовал бы обеспечению  максимальной интерактивности. Однако, при этом школьник имеет возможность выбрать наиболее подходящий для себя способ поиска мультимедиа-информации и решать одну и ту же задачу различными способами.

Информационный  поиск, осуществляемый школьниками, основан  на взаимодействии с мультимедиа-ресурсами, опубликованными во всемирной телекоммуникационной сети Интернет.

Современная сеть Интернет, действительно, в состоянии  предложить школьникам массу мультимедиа-информации самого разного профиля. Здесь можно  познакомиться с новостями, интересно провести время, получить доступ к разнообразной справочной, энциклопедической и учебной информации. Интернет можно эффективно использовать для решения самых разных задач в школе и дома.

Самая главная  проблема, возникающая при работе с Интернет, - быстро найти нужную мультимедиа-информацию и разобраться в ней, оценить информационную ценность того или иного ресурса для своих целей.

Путь к огромному  информационному багажу человечества, хранящемуся в библиотеках, фонотеках, фильмотеках, лежит через карточки каталогов. В Интернете существуют аналогичные механизмы для нахождения требуемой информации. Речь идет о поисковых серверах, служащих отправной точкой для пользователей. С содержательной точки зрения о них можно говорить как о специальной службе сети Интернет, хотя они используют механизмы Всемирной Паутины и с технической точки зрения не выходят за ее рамки.

Поисковые сервера  достаточно многочисленны и разнообразны. Принято различать поисковые  индексы и каталоги. Сервера-индексы  работают следующим образом: регулярно прочитывают содержание большинства веб-страниц сети Интернет ("индексируют" их), и помещают их полностью или частично в общую базу данных. Пользователи поискового сервера имеют возможность осуществлять полнотекстовый поиск по этой базе данных, используя ключевые слова, относящиеся к интересующей их теме. Выдача результатов поиска обычно состоит из выдержек рекомендуемых вниманию пользователя страниц и их адресов (URL), оформленных в виде гиперссылок. Работать с поисковыми серверами этого типа удобно, когда хорошо представляешь себе, что именно хочешь найти.

Каталоги выросли  из списков интересных ссылок, закладок (bookmarks). По сути дела они представляют собой многоуровневую смысловую  классификацию ссылок, построенную  по принципу "от общего к частному". Иногда ссылки сопровождаются кратким описанием мультимедиа-ресурса. Как правило, возможен поиск в названиях рубрик (категориях) и описаниях ресурсов по ключевым словам. Каталогами пользуются тогда, когда не вполне четко знают, что именно ищут. Переходя от самых общих категорий к более частным, можно определить, с каким именно мультимедиа-ресурсом сети Интернет следует ознакомиться. Поисковые каталоги уместно сравнивать с тематическими библиотечными каталогами, словарями-тезаурусами или биологическими классификациями животных и растений. Ведение поисковых каталогов частично автоматизировано, но до сих пор классификация ресурсов осуществляется главным образом вручную.

Поисковые каталоги бывают общего назначения и специализированные. Поисковые каталоги общего назначения включают в себя мультимедиа-ресурсы самого разного профиля. Специализированные каталоги объединяют только мультимедиа-ресурсы, посвященные определенной тематике. Им часто удается достичь лучшего охвата ресурсов из своей области и построить более адекватную рубрикацию.

В мире существует огромное количество опубликованных в  сети Интернет мультимедиа-средств  самого разного назначения. Без специальных  средств ориентировка в этом гигантском объеме информации просто невозможна. Решают эту проблему поисковые серверы, которые хранят миллионы ссылок на разные темы и производят поиск нужных документов по запросу пользователей.

Для того чтобы  облегчить поиск мультимедиа-ресурсов были созданы каталоги Web-серверов и  поисковые машины. В большинстве случаев каталог представляет собой тематические подборки ссылок на Web-ресурсы (медицина, политика, программирование и т.д.). Поисковые же машины позволяют попасть на страничку, текст которой содержит заданный набор слов. Каждая поисковая машина обладает своими специфическими возможностями, достоинствами и недостатками.

Если мультимедиа-ресурс, который ищет школьник, расположен в русскоязычной части сети Интернет, целесообразно воспользоваться  российскими поисковыми серверами. Они лучше работают с русскоязычными поисковыми запросами и снабжены интерфейсом на русском языке.

Индексирующие сервера российского сегмента сети Интернет:

  • http://www.rambler.ru/
  • http://www.aport.ru/
  • http://www.yandex.ru/
 

Российские каталоги общего назначения:

  • http://www.ru/
  • http://www.atrus.ru/
  • http://www.stars.ru/
  • http://www.list.ru/
 

При работе с  информационным наполнением мультимедийных средств и ресурсов школьники переносят свои умения оперирования с информацией различных типов в новую информационную обстановку.

Отбор мультимедиа-информации должен производиться согласно принципу фильтрации не только высокоэффективной, корректной и достоверной информации. С помощью мультимедийных средств обучения учащийся получает представление обо всем спектре информационных ресурсов. Отобранные мультимедиа-ресурсы должны наглядно демонстрировать, что на достаточно популярных серверах известнейших издателей может находиться большое количество неточной, недостоверной и некорректной мультимедийной информации. Отмечается опасность рекламной информации, которая часто содержит умышленные ошибки и достаточно вольное обращение с фактами.

Примеры свидетельствуют, что научная недостоверность мультимедиа-ресурсов, получаемых из Интернет, может быть результатом того, что автор сознательно или несознательно не включает в сообщение мультимедиа-информацию в полном объеме. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления. Может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Как правило, все случаи отбора недостоверной и неточной информации должны сопровождаться соответствующими комментариями и пояснениями.

Одним из существенных моментов в отборе содержания и построении мультимедийных ресурсов является включение в них средств знакомства обучаемых с основными формами мультимедийного интерактивного общения в реальных телекоммуникационных средах, к числу которых, в первую очередь, относятся телеконференции, чаты и электронная почта. Не следует забывать, что в телеконференции общение происходит вокруг определенного предмета или темы, в то время как чат, как правило, своей темы не имеет. Однако, существуют тематические чаты, в которых участники заранее оповещаются о теме и дате проведения чата, а для общения приглашаются заинтересованные люди.

Современные мультимедиа-ресурсы  и, особенно мультимедийные сайты Интернет, обладает еще одной интересной возможностью, с которой должны быть знакомы  школьники. Речь идет о первых попытках оцифровки человеческих эмоций: в неформальных мультимедийных Интернет-ресурсах все чаще употребляются так называемые "смайлики" - значки, символизирующие восторг, радость, печаль, удивление и пр. Интерактивное общение обучаемых с информационным наполнением мультимедиа-ресурсов и общение между собой посредством телекоммуникационных ресурсов предусматривает использование смайликов. Однако, учителям следует учитывать, что использование настоящей сети подразумевает физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации. Это приводит к тому, что в ходе общения чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.  

В процессе изучения мультимедиа и методов поиска мультимедиа-информации школьникам могут быть предложены эмпирически проверенные практические приемы и рекомендации поиска с использованием мультимедиа-средств, которые помогают структурировать время, внимание (тема, написанная на бумаге) и т.д. Вот некоторые из рекомендаций, предлагаемых обучаемым:

  1. Прежде чем начать поиск, надо определить, по какой теме необходимо искать информацию, записать ее на лист бумаги и положить его перед собой. Это поможет "не сбиться с курса".
  2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса общения с мультимедиа-ресурсом и попытаться удержаться в рамках определенного времени.
  3. Для того, чтобы найти требуемую информацию в различных мультимедиа-ресурсах на различных сайтах, необходимо подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме, для чего:
    • составить список используемых поисковых систем и каталогов;
    • составить ориентировочный список мультимедиа-ресурсов по определенной теме;
    • подобрать информацию по данной теме;
    • предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал.
  4. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их, или же добавлять их в список "закладок", который предусмотрен программой просмотра. В следующий раз к ним можно будет вернуться.
  5. Лучше всего изучить интересующий мультимедиа-документ целиком, затем перейти по ближайшим к заданной теме ссылкам.

Информация о работе Методы использования мультимедиа в обучении школьников