Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 12:24, доклад
Мультимедиа как объект изучения. Обучение школьников методам поиска, сбора и анализа мультимедиа-информации
Рассмотрим существующие методы применения мультимедиа-ресурсов в образовательном процессе школы.
Метод проектов. В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых с использованием мультимедиа-ресурсов оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.
Учащиеся в
группах разрабатывают план совместных
действий, находят источники информации,
способы достижения целей, распределяют
роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все
учащиеся оказываются вовлеченными в
познавательную деятельность. Обучение
в сотрудничестве позволяет овладеть
элементами культуры общения в коллективе
и элементами управления (умение распределять
обязанности для выполнения общего задания,
полностью осознавая ответственность
за совместный результат и за успехи партнера).
Идеи проектности хорошо сочетаются с индивидуальной и групповой формой организации самостоятельной деятельности учащихся. Первые проекты, где учащимся разных стран была представлена возможность регулярно общаться через компьютерную сеть, появилась в начале 80-х годов прошлого столетия. Дальнейшие исследования в этой области показали, что необычайно высокий педагогический эффект может дать специально организованная совместная работа учащихся в сети c использованием мультимедиа-технологий. Ее основу составляют учебные проекты, которые выполняются совместно несколькими (географически разнесенными) группами учащихся, связанные между собой компьютерной сетью. Разнообразие в образе жизни, культуре, языке, географическим положением - необходимое условие телекоммуникационных проектов.
Основой учебного
процесса следует считать деятельность
ученика, мобилизацию его
В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности обучаемых, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Метод учебных проектов является одним из методов творческого развития личности.
Основные требования к использованию метода проектов:
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.
Выполнение проектного задания способствует:
Метод проектов
всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учеников - индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся
выполняют в течение
Метод информационного
ресурса. Работа учащихся с книгой,
учебником, справочной, научно-популярной
и учебной литературой в
Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебная литература и мультимедиа-средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.
Метод работы с
учебной литературой и
Для стремительно развивающихся информационных технологий сети Интернет данная проблема становится чрезвычайно актуальной. Кроме того, коммерциализация Интернет способствует "выбрасыванию" на рынок печатной продукции низкого качества. Это положение ставит учителя перед большой проблемой: на какие информационные ресурсы опираться при изложении учебного материала, что порекомендовать ученикам для самостоятельного изучения и закрепления знаний.
Еще одним немаловажным фактором выступает то, что современные гипермедиа-технологии, реализованные в сети Интернет, позволяют связывать между собой разрозненную мультимедиа-информацию, находящуюся на различных серверах, производить ее структуризацию, создавая тем самым целостный информационный мультимедиа-ресурс, размеры которого могут быть в принципе не ограничены.
Таким образом, задача учителя, использующего метод информационного ресурса, - подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них школьников.
Основные отличия данного метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:
Основная цель использования метода информационного ресурса - закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации школьника в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.
Деятельностью
ученика при использовании
Использование данного метода способствует не только формированию теоретических знаний учеников, но и служит пропедевтикой для дальнейшего использования данного метода будущими учителями в профессиональной деятельности.
К недостаткам метода информационного ресурса можно отнести значительные затраты времени как со стороны учителя, связанные со сбором и структуризацией мультимедиа-ресурсов, повышенным требованием к качеству используемых мультимедиа-ресурсов в процессе обучения, единообразность ресурсов (сходные интерфейс и навигация), так и со стороны ученика: навигация, просмотр, чтение и т.д.
Проведение деловых и дидактических игр со школьниками с использованием средств мультимедиа
Мультимедиа-технологии
и созданные мультимедиа-
Существующие школьные дисциплины ставят перед собой задачу не только сообщить учащимся определенную информацию и научить действовать в определенных, наиболее часто встречающихся ситуациях, но и привить заинтересованность к углубленному или самостоятельному изучению предмета. Эта заинтересованность является одной из форм проявления повышения познавательной активности школьников. Совершенно очевидно, что ее повышение способствует более глубокому изучению дисциплин. Таким образом, повышение познавательной активности на уроках представляет собой положительную во всех отношениях тенденцию. Внедрение же в повседневную практику дидактических игр с использованием мультимедиа-ресурсов активно способствует этому.
Многие игры несут в себе элемент познания. В каких-то играх это проявляется сильнее, в каких-то менее сильно. Существует целый ряд игр, направленных на развитие внимания, интеллекта, на передачу новой информации. Как и всякий интеллектуальный труд, учеба достаточно быстро вызывает утомление, снижение концентрации внимания и способности к восприятию информации. Механическое заучивание материала, зубрежка, нередко практикуемые в школах, вызывают утомление, неприятие учебы, а со временем, могут вызвать реакцию отторжения.
При этом существует достаточно простой, не требующий больших трудозатрат способ сделать процесс приобретения знаний интересным. Это, так называемая, дидактическая игра. Во время игры школьник незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными. Существуют дидактические игры, реализация которых без использования мультимедиа-технологий становится невозможной.
Развивающее обучение, о котором так много говорится в последние годы, безусловно, должно быть основано на личной заинтересованности школьника в получении знаний. Пробудить и развить эту заинтересованность призвано привнесение игровой деятельности в учебный процесс.
В педагогической практике с давних пор используются игры, помогающие обучению, чтению, письму, счету и т. д. Перед современной школой все острее встает задача не столько передачи "сухой" информации учащимся, сколько необходимость научить их добывать знания самостоятельно, стремиться развить их творческий потенциал. Использование различных дидактических игр с использованием мультимедиа-технологий, как нельзя более подходит для её решения.
Достаточно сложной задачей, стоящей перед педагогом, является умение управлять игрой, и, как следствие, деятельностью школьников в игре, максимально используя ее образовательные и воспитательные возможности.
Весьма распространенной ошибкой является восприятие игры лишь как развлекательного момента урока, позволяющего уменьшить напряженность, активизировать внимание учащихся после утомительной работы. В игровой форме, используя компьютерную технику и информацию разных видов, можно привносить новый материал, осуществлять его закрепление, проверку, выявлять пробелы в восприятии материала.
Общим качеством урока и дидактической игры является наличие четко поставленной дидактической цели, приводящей к определенному результату.
Перейдем к рассмотрению существенного признака дидактической игры - ее структуры, и проанализируем его на примере игры "Реклама", проводимой с использованием мультимедиа-технологий.
Игра состоит в том, что школьникам предлагается разработать тот или иной алгоритм решения конкретной задачи, предложенной учителем, и решить ее в соответствии с ним. Как правило, задачи подбираются таким образом, чтобы существовала возможность четырех-пяти способов их решения, а желательно - и больше.
Информация о работе Методы использования мультимедиа в обучении школьников