Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 12:24, доклад
Мультимедиа как объект изучения. Обучение школьников методам поиска, сбора и анализа мультимедиа-информации
Для школьников очень важны навыки оценки мультимедиа-информации с точки зрения ее организации и устройства, а также формирование умений работы с информацией с помощью различных приемов и заданий. В связи с этим целесообразно изучение синтаксического устройства мультимедиа-информации, логики и структуры ее построения, обучение умениям отделять корректную научно обоснованную аргументацию от аргументации некорректной.
В данном случае, роль педагогов заключается не только в том, чтобы направлять школьников и оградить их от негативного влияния некорректной и недостоверной мультимедиа-информации, но и привить необходимые умения, обладая которыми, учащиеся смогли бы в дальнейшем осуществлять индивидуальную информационную защиту.
Отдельное внимание должно быть уделено случаям, когда обучаемые занимаются поиском и сбором информации для своих мультимедийных проектов. Когда учащимся требуется собрать информацию для некоторого проекта, доклада или презентации, им следует, прежде всего, сосредоточиться на следующих ключевых этапах:
Такая трехэтапная стратегия отбора мультимедиа-информации развивает у учащихся аналитическое и творческое мышление и может быть применена:
Указанные выше методы могут лечь в основу методологии обучения школьников грамотному и корректному использованию мультимедиа-ресурсов в последующей деятельности, положительно отразиться на умениях школьников находить и разрабатывать мультимедиа-ресурсы.
Педагогические сценарии обучения. Методы активного обучения школьников. Метод проектов. Метод информационного ресурса. Метод демонстрационных примеров
Обучение школьников
использованию мультимедиа-
Общеизвестно, что в школьном обучении применяются самые различные методы. В большинстве случаев преподавание базируется на принципе воспроизведения информации, сообщенной ранее учителем. В результате чего у многих учеников преобладает только воспроизводящее мышление. Это становится препятствием к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и, следовательно, не обеспечивает потенциал роста интеллекта. Кроме того, специфика обучения с использованием мультимедиа-технологий связана с проведением большей части учебного времени за компьютером, что не способствует развитию монологической речи.
Существуют методы активного обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию.
Наиболее распространенным методом обучения является объяснительно-иллюстративный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме, от простого к сложному. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Для приобретения учащимися навыков и умений учитель системой заданий организует деятельность школьников по многократному воспроизведению полученных ими знаний и увиденных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют - решают сходные задачи, т.е. осуществляют неоднократное повторение аналогичных действий. Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком метода, названного репродуктивным. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы отличаются тем, что они обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей учащихся, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Деятельность учащихся заключается в восприятии, осмыслении, запоминании новой информации.
Традиционное преподнесение учебного материала - один из наиболее экономных способов передачи знаний учащимся. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех этапах обучения. Но нельзя пользоваться этим методом чрезмерно и без нужды. Необходимо применять и другие методы обучения. Эти слова, в первую очередь, следует отнести к обучению с использованием мультимедиа.
Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Для целенаправленного влияния на эту деятельность существуют активные методы обучения. В самом названии заложена сущность метода - не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся.
Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности.
При использовании
мультимедиа-ресурсов необходимо стремиться
к такой организации
Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности ученика как будущего специалиста зависит, в первую очередь, от его потребностей и мотивов. Именно потребность стимулирует познавательную деятельность. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.
Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. При познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, т.е. человека интересует процесс и содержание познаваемого. При мотивации достижения познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности, т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий, например положительная оценка.
В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека.
Познавательная
мотивация способствует перенастройке
психических процессов
При использовании
форм и методов активного обучения
создаются возможности
Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активность его проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Проблемное обучение и самостоятельная работа являются основными средствами активизации учения школьников.
Кроме вынужденной активности указанный метод обладает еще и высокой степенью вовлеченности. Все это развивает стремление к знаниям, возбуждает интерес к изучаемому предмету. Сначала интерес начинается с любопытства, потом перерастает в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому умственному труду. Познавательный интерес имеет очень большую побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Наличие у школьников постоянного интереса к учению создает условия, при которых их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями учителя, что обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием мультимедиа-ресурсов.
Говоря о возможных методах поиска мультимедиа-информации, следует помнить, что любой человек по своей природе является исследователем. Его поисковая деятельность заключается в обнаружении особенностей, свойств и характеристик явлений и объектов внешней среды, в определении их сущности и содержания, в оценке ролей, значения. На основе полученной информации он ставит для себя цели и разрабатывает программы своих действий. Познавательная деятельность человека проходит в условиях активно-опережающего восприятия и отражения окружающего мира, решения различного рода проблемных ситуаций, без чего поставленная цель не может быть достигнута. В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем.
Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа-технологий позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Учащиеся научаются планировать предстоящую работу, рационально организовывать ее выполнение, осуществлять самоконтроль и работать в определенном темпе. При пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти:
Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни.
Использование активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует достижению следующих развивающих целей:
Информация о работе Методы использования мультимедиа в обучении школьников