Методология обследования предприятия и создание информационной модели бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Моделирование бизнес-процесса - процесс отражения субъективного видения потока работ в виде формальной модели, состоящей из взаимосвязанных операций. Бизнес-процесс представляет собой совокупность последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей. Ключевыми свойствами бизнес-процесса является то, что это конечная и взаимосвязанная совокупность действий, определяемая отношениями, мотивами, ограничениями

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть. 5
1. 1. Функциональная структура бизнеса, бизнес-моделирование 5
1.2. Основные методологии создания модели бизнес-процессов 7
1.2.1.IDEF 8
1.2.2 ARIS 10
1.2.3. UML 11
II. Практическая часть. 17
2.1. Создание схемы ИС предприятия. 17
2.2. Стадии разработки 18
2.3. Отображение и моделирование процессов 23
2.4. Применение методологии IDEF0 c применением программного продукта BPWin 26
2.4.1. Инструментальная среда BPwin 27
2.4.2. Построение модели IDEF0 28
2.4.3. Диаграммы дерева узлов и FEO 43
Заключение. 46
Список использованных источников 48
Иностранные источники 49

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 796.59 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

Факультет психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Методология обследования предприятия и создание информационной модели бизнеса

 

 

   Выполнена студенткой:

А.В.Мелехиной, гр.ПИЭ541 з

Специальность  «Прикладная  информатика в экономике»

Руководитель 

Ждахин И.Л.

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 

Оглавление

Введение 3

I. Теоретическая часть. 5

1. 1. Функциональная  структура бизнеса, бизнес-моделирование 5

1.2. Основные методологии  создания модели бизнес-процессов 7

1.2.1.IDEF 8

1.2.2 ARIS 10

1.2.3. UML 11

II. Практическая часть. 17

2.1. Создание схемы  ИС предприятия. 17

2.2. Стадии разработки 18

2.3. Отображение и  моделирование процессов 23

2.4. Применение методологии  IDEF0 c применением программного продукта BPWin 26

2.4.1. Инструментальная  среда BPwin 27

2.4.2. Построение модели IDEF0 28

2.4.3. Диаграммы дерева  узлов и FEO 43

Заключение. 46

Список использованных источников 48

Иностранные источники 49

 

 

Введение

 

Моделирование бизнес-процесса - процесс отражения субъективного  видения потока работ в виде формальной модели, состоящей из взаимосвязанных операций.  Бизнес-процесс представляет собой совокупность последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей. Ключевыми свойствами бизнес-процесса является то, что это конечная и взаимосвязанная совокупность действий, определяемая отношениями, мотивами, ограничениями и ресурсами внутри конечного множества субъектов и объектов, объединяющихся в систему ради общих интересов с целью получения конкретного результата, отчуждаемого или потребляемого самой системой.. Бизнес-процесс включает в себя иерархию взаимосвязанных функциональных действий, реализующих одну (или несколько) из бизнес целей компании в информационной системе компании, например, управление и анализ выпуска продукции или ресурсное обеспечение выпуска продукции, под продукцией здесь понимают, например, товары, услуги, решения, документы.

Целью моделирования является систематизация знаний о компании и  ее бизнес-процессах в наглядной  графической форме более удобной  для аналитической обработки полученной информации.

В настоящее время на рынке  компьютерных технологий представлены несколько специальных программ, позволяющих обследовать предприятие и построить модель. Выбор методологии и инструментов, с помощью которых проводится моделирование бизнес-процессов, основополагающего значения не имеет. Существуют стандартизированные, опробованные временем методологии и инструментальные средства, с помощью которых можно обследовать предприятие и построить его модель. Ключевое их преимущество - простота и доступность к овладению.

Главное достоинство идеи анализа бизнес-процессов предприятия  посредством создания его модели - ее универсальность. Во-первых, моделирование бизнес-процессов это ответ практически на все вопросы, касающиеся совершенствования деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности. Во-вторых, руководитель или руководство предприятия, внедрившие у себя конкретную методологию, будет иметь информацию, которая позволит самостоятельно совершенствовать свое предприятие и прогнозировать его будущее.

Данная тема на сегодняшний день актуальна и, я считаю, что это  объясняется тем, что любой руководитель или менеджер предприятия, хочет четко понимать, что представляет собой бизнес, которым он занимается или планируют заниматься.  Процесс моделирования бизнеса позволяет четко структурировать бизнес-процессы и дает необходимую системность восприятия деятельности компании. Наличие четко проработанной детализированной модели, значительно упрощает многие процедуры управления, а это в свою очередь  предоставляет уникальные возможности увеличения результативности и качества управления финансами предприятия.

Целью данной курсовой работы является изучение методов обследования предприятия для создания информационной модели, а также изучение особенностей моделирования бизнес-процессов.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение  следующих задач:

  • рассмотреть историю развития методологий моделирования бизнес-процессов;
  • раскрыть сущность и значение моделирования бизнес-процессов;
  • определить методику проведения моделирования бизнес-процессов;

 

 

I. Теоретическая часть.

1. 1. Функциональная структура бизнеса, бизнес-моделирование

 

В настоящее время в  России резко возрос интерес к  общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако, в реальной практике управления существует один очень показательный момент. Многих руководителей до сих пор можно поставить в тупик прямым вопросом об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов. Наиболее продвинутые и регулярно читающие экономическую периодику менеджеры, как правило, начинают чертить понятные только им одним иерархические диаграммы, но и в этом процессе обычно быстро заходят в тупик. То же самое касается сотрудников и руководителей различных служб и функциональных подразделений. В большинстве случаев, единственным набором изложенных правил, в соответствии с которыми должно функционировать предприятие, является набор отдельных положений и должностных инструкций. Чаще всего эти документы составлялись не один год назад, слабо структурированы и невзаимосвязаны между собой и, вследствие этого, просто пылятся на полках. До поры до времени подобный подход был оправдан, так как во время становления российской рыночной экономики понятие конкуренции практически отсутствовало, да и затраты считать не было особой необходимости - прибыль была гигантской. В результате этого, мы видим, что крупные компании, выросшие в начале 90-х годов, постепенно сдают свои позиции, вплоть до полного ухода с рынка. Отчасти это обусловлено тем, что на предприятии не были внедрены стандарты управления, полностью отсутствовало понятие функциональной модели деятельности и миссии. С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать "узкие места" в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса. Но, как известно, на любом предприятии высший приоритет имеют только те проекты, которые непосредственно приносят прибыль, поэтому речь об обследовании деятельности и ее реорганизации обычно идет только во время ощутимого кризиса в управлении компанией.

Что такое бизнес-моделирование? В широком смысле, бизнес-моделирование-это комплекс мероприятий, целью которого является помочь визуализировать и понять бизнес-процессы. Применительно к программному обеспечению системы или другим системам, бизнес-модели действуют в качестве образца , который поможет построить систему. Фактически, модель является операционным описанием бизнеса, который может осветить его стоимость,  компромиссы, приоритеты и риски. Этот уровень понимания часто имеет важное значение для системных аналитиков, проектировщиков, и разработчиков, помогает  принимать обоснованные решения о процессах автоматизации и технологий, наиболее  подходящих для их реализации.

Причины, почему может понадобиться модель бизнеса:

  • При реорганизации бизнеса. Это включает в себя анализ и 
    принципиально новый подход к тому, как работает бизнес и взаимодействует с внешним миром..
  • Для улучшения бизнес-процесса.  Это как "небольшой" процесс реинжиниринга, в котором определяются области бизнес-процессов с наиболее серьезными проблемами, и цель анализа на этой области. Цель здесь заключается, как правило, в рационализации работы бизнеса и для повышения его конкурентоспособности. Это, обычно, влечет за собой снижение риска и более высокий процент успеха, чем реинжиниринге.
  • Для автоматизации бизнес-процесса. Этот уровень деятельности 
    обычно связывают с программным обеспечением. Цель этого - сокращение потребностей в ресурсах, связанных с бизнес- процессом, благодаря чему все происходит без вмешательства человека. В этом контексте, модели вашего текущего бизнеса позволяют понять условия, в которых будет функционировать программное обеспечение системы.

Планируете ли вы re-инженер  бизнес или просто автоматизировать существующий процесс, бизнес-моделирование является первым шагом к определению программного обеспечения системы, которые будут определять конкретные бизнес-задачи вы хотите решить.1

Само же понятие "моделирование  бизнес-процессов" пришло в быт  большинства аналитиков одновременно с появлением на рынке сложных программных продуктов, предназначенных для комплексной автоматизации управления предприятием. Подобные системы всегда подразумевают проведение глубокого предпроектного обследования деятельности компании. Результатом этого обследование является экспертное заключение, в котором отдельными пунктами выносятся рекомендации по устранению "узких мест" в управлении деятельностью. На основании этого заключения, непосредственно перед проектом внедрения системы автоматизации, проводится так называемая реорганизация бизнес-процессов, иногда достаточно серьезная и болезненная для компании. Это и естественно, сложившийся годами коллектив всегда сложно заставить "думать по-новому". Подобные комплексные обследования предприятий всегда являются сложными и существенно отличающимися от случая к случаю задачами. Для решения подобных задач моделирования сложных систем существуют хорошо обкатанные методологии и стандарты.

На сегодняшний день получили распространение три основные методологии функционального моделирования: IDEF (Integrated DEFinition), UML (Unified Modeling Language) и ARIS (Architecture of Integrated Information Systems). Для каждой из них существуют определенные программные продукты, которые помимо разработки позволяют проводить преобразования и операции для последующей работы с полученными моделями:

1. ERWin и BPWin для IDEF методологий. 
2. ARIS Toolset для ARIS 
3. RationalRose для UML

1.2. Основные методологии создания модели бизнес-процессов

 

Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели. Любая методология (методика) включает три основные составляющие:

- теоретическая база;

-описание шагов, необходимых  для получения заданного результата;

-рекомендации по использованию  как отдельно, так и в составе  группы методик .

Моделирование бизнес-процессов можно  выполнять с применением различных подходов, методологий, нотаций и инструментальных средств -- в зависимости от требований к модели в каждом конкретном случае. Чем определяются эти требования? Во многом -- процессом создания системы автоматизации в целом, в рамках которого проводится моделирование предметной области. Этот процесс определяет, каким образом будет строиться, уточняться и использоваться модель.

Как правило, система создается  коллективом людей. Эти люди имеют  различные специальности, опыт, привычки, образование, предпочтения и личные качества. Модель бизнес-процессов строится для того, чтобы эти люди могли эффективно обмениваться знаниями и совместно принимать решения по ходу создания системы. Модель является языком общения между сторонами, участвующими в создании системы автоматизации, -- заказчиками, экспертами, архитекторами и т. д. Она должна быть организована таким образом, чтобы каждая сторона, воспринимающая моделируемую систему с собственной точки зрения, могла эффективно вносить свой вклад в общее понимание предметной области.

Основу многих современных  методологий моделирования бизнес-процессов  составила методология SADT (Structured Analysis and Design Technique - метод структурного анализа и проектирования) и алгоритмические языки, применяемые для разработки программного обеспечения.

В настоящее время для  описания, моделирования и анализа  бизнес-процессов используются несколько  типов методологий. К числу наиболее распространенных типов относятся следующие методологии:

  • моделирования бизнес-процессов (Business Process Modeling);
  • описания потоков работ (Work Flow Modeling);
  • описания потоков данных (Data Flow Modeling).

1.2.1.IDEF

 

Наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов - стандарт США IDEF0. С момента разработки стандарт не претерпел существенных изменений. В настоящее время развитие методологии IDEF0 сопряжено с совершенствованием поддерживающих ее инструментов - программных продуктов для моделирования бизнес-процессов (например, BPWin 4.0, ProCap, IDEF0/EM Tool и др.). Методология IDEF0 предоставляет аналитику широкие возможности для описания бизнеса организации на верхнем уровне с акцентом на управление процессами. Нотация позволяет отражать в модели процесса обратные связи различного типа - по информации, управлению, движению материальных ресурсов .

С помощью методологии  семейства IDEF можно эффективно отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах. При этом широта и глубина обследования процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель излишними данными. В настоящий момент к семейству IDEF можно отнести следующие стандарты:

IDEF0 - методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0, изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций. Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы;

IDEF1 - методология моделирования информационных потоков внутри системы, позволяющая отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи;

IDEF1X (IDEF1 Extended) - методология построения реляционных структур. IDEF1X относится к типу методологий “Сущность-взаимосвязь” (ER - Entity-Relationship) и, как правило, используется для моделирования реляционных баз данных;

IDEF2 - методология динамического моделирования развития систем. В связи с весьма серьезными сложностями анализа динамических систем от этого стандарта практически отказались, и его развитие приостановилось на самом начальном этапе;

IDEF3 - методология документирования процессов, происходящих в системе, которая используется, например, при исследовании технологических процессов на предприятиях. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса. IDEF3 имеет прямую взаимосвязь с методологией IDEF0 - каждая функция может быть представлена в виде отдельного процесса средствами IDEF3;

Информация о работе Методология обследования предприятия и создание информационной модели бизнеса