Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:55, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть место информатики в процессах управления.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть предмет и основные разделы информатики. Охарактеризовать роль информатики в развитии современного общества.
3. Рассмотреть понятие информации, ее виды и свойства, а также рассмотреть данные и знания.
4. Проанализировать структуру и формы представления информации в компьютере.
Введение
1. Место информатики в процессах управления
1.1. Предмет и основные разделы информатики.
1.2. Роль информатики в развитии современного общества.
1.3. Понятие информации, ее виды и свойства.
1.4. Данные и знания.
1.5. Структура и формы представления информации в компьютере
1.6. Информация, используемая в управлении.
1.7. Структура системы управления экономическим объектом (системой)
1.8. Структурные компоненты экономической информации
1.9. Понятие информационной технологии и процедур обработки экономической информации.
1.10. Организация информационных технологий в системах управления
1.11. Понятие информационной системы управления экономическим объектом.
2. Практическая часть
2.1. Условие задачи
2.2. Описание алгоритма решения задачи
Заключение
Список литературы
Цель и предмет определяют множество методов изучения и моделирования экономических процессов. Это общенаучные и специфические.
Общенаучные: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование, конкретизация выявляют закономерности в устойчивых информационных процессах или явлениях.
Специфические методы ориентированы на информационные явления, отражающие экономические процессы, такие как:
информационно-логические: графы, диаграммы и графики, стандартизированные и визуальные средства представления бизнес-процессов и информационных потоков;
математические: имитационное, стохастическое, детерминированное, сетевое и оптимизационное моделирование, нечеткая математика, системный, математический, регрессионный, факторный и другие виды анализа.
Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность человека так или иначе связана со сбором, хранением, переработкой информации, с принятием на ее основе решений и их выполнением. К настоящему времени накоплены огромные информационные ресурсы в самых разных сферах человеческой деятельности. Эти информационные ресурсы материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы, науки и т.п.
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, изложение. Понятие "информация" многогранно, и поэтому строгого общепринятого определения нет. В широком смысле информация – это отражение реального мира в виде сигналов и знаков.
В информатике понятие "информация" означает сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые уменьшают имеющуюся неопределенность, неполноту знаний о них.
Основоположник теории информации К. Шеннон мог себе позволить более афористичное определение информации. По Шеннону информация – это снятая неопределенность.
Мера неопределенности в теории информации называется энтропией.
С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.
Сигнал – физический процесс, параметры которого содержат информацию о том или ином объекте, явлении. Посредством сигналов осуществляется перенос информации в пространстве и во времени (например, электрический, световой, звуковой сигналы и т.д.).
Сообщение – информация, представленная в определенной форме и предназначенная для приема-передачи.
Данные – информация, представленная в форме, позволяющей ее дальнейшую обработку в том числе и техническими средствами, например, компьютером.
Под информационным процессом понимается процесс передачи, обработки (преобразования), восприятия и использования информации [3, c. 113].
Для обмена информацией, ее преобразования и передачи необходимо наличие источника (носителя) сообщений, передатчика (кодера), канала связи, приемника (декодера) и получателя сообщений (рис. 1).
Рис. 1. Модель системы передачи информации
Информация может поступать как непрерывно во времени, так и дискретно.
Свойства информации:
полезность | пригодность к практическому применению; |
ценность | способность приносить пользу и иметь цену; |
репрезентативность | представительность, адекватность свойствам объекта; |
полнота | достаточность для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся; |
доступность | возможность восприятия пользователем; |
актуальность | способность сохранять ценность на момент использования; |
своевременность | наличие к нужному моменту времени; |
точность | степень приближения к реальности; |
достоверность | способность отражать реально существующие объекты с необходимой точностью; |
устойчивость | степень сохранности под влиянием внешних изменяющихся условий; |
адекватность | определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п. |
Данные, отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Поэтому они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала.
Для того чтобы данные могли быть использованы в целях управления, они должны превратиться в информацию. При этом неважно используется ли для этого компьютер или нет.
Поэтому под информацией будет пониматься результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.
Не существует четкой границы между понятиями данные и информация, так как в одном случае данные могут восприниматься в качестве информации, т. е. использоваться без какой-либо дополнительной обработки (систематизации), а в другом – они должны быть предварительно обработаны.
Экономическая информатика изучает свойства экономической информации, возникающей в процессе производственно-хозяйственной деятельности или управления государственными или муниципальными организациями.
В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме управленческих документов. Как правило, управленческие документы имеют вид таблиц, например, накладная, наряд, требование и т. д. Управленческие документы содержат экономические показатели, по которым можно однозначно определить состояние управляемого объекта, а также оценить эффективность того или иного экономического процесса.
В экономике принято выделять макро и микроэкономические показатели.
Экономический показатель имеет фундаментальное значение в сфере управления экономическими объектами, так как в нем однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса. Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т.е. содержательность [7, c. 106].
Материальные объекты и реальные процессы имеют качественные и количественные характеристики, которые в экономических показателях или документах называются реквизитами.
Отсюда все реквизиты в экономических показателях делятся на
реквизиты-признаки, отражающие качественные характеристики объекта, процесса, явления;
реквизиты-основания, отражающие количественную характеристику объекта, процесса или явления.
В состав экономического показателя всегда входит лишь один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков. Циркулирующие в организации управленческие документы (акты, наряды, накладные, счета и т.д.) состоят из одного или более экономических показателей.
В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект использует несколько видов информации, которая может классифицироваться по различным признакам. Наиболее важные среди них следующие:
по функциям управления информация делится на
прогнозную отражающую вероятностные утверждения о том или ином будущем событии,
плановую - имеющая директивный характер, это процессы или факты, которые должны иметь место в планируемом периоде
учетную - отражающую фактически происшедшие события (фиксируется в бухгалтерских и других документах )
нормативную - для определения запасов материалов и других компонентов производства
справочную - для расшифровки используемых в документации кодов,
регулирующую - для корректировки плановых показателей в процессе функционирования предприятия, а
аналитическую – для поиска управляющих воздействий на структурные подразделения;
по стабильности информация делится на:
переменную – разового использования, возникающую в процессе фиксации финансовых и других операций;
условно-постоянную – многоразового использования, не меняющаяся в течение относительно длительного периода (нормативы, нормы, тарифы, ставки и т.д.).
В общем случае под данными будут пониматься сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски).
Следующим важным понятием, используемым совместно с предыдущими (данные и информация), является понятие “знания”, которое относится к базовым категориям искусственного интеллекта.
Знания – это проверенный практикой результат изучения реальной действительности, отражающий содержание объектов, процессов и явлений.
Рис. 2. Классификация знаний с позиций психического отражения среды человеком
Осознанные знания материализуются в различных носителях (книги, базы данных, документы и т.д.). В соответствии с взглядами Б. Рассела осознанные знания делятся на те, что получают путем восприятия, известные как декларативные, и те, что получают путем рассуждения – процедурные.
Декларативные отражают факты или наличие свойств у объектов, субъектов, предметов.
Процедурные знания не зависят от происходящих событий, зафиксированных в форме декларативных знаний. Они зависят от целей обработки знаний и способов их представления.
Неосознанные знания играют немаловажную роль в деятельности человека. Их можно разделить на нейролингвистические, ассоциативные и интуитивные [4, c. 108].
Соотношения между понятиями знания" и информация такое же, как и между понятиями данные и информация.
Данные и знания всегда первичны, информация – вторична.
Так же как и данные знания должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для управления (принятия решений).
Вместе с тем, данные и знания различаются существенно по сути: если первые являются одной из форм фиксации фактов или событий, то вторые – результатом осмысленного изучения типовых связей между объектами и процессами с последующей разработкой логических и других правил, предназначенных для получения нужной информации.
Для кодирования любых данных в компьютерах принята двоичная система счисления. В этой системе счисления для представления чисел и других данных в виде чисел в каждой позиции используются лишь две двоичные цифры: 0 и 1. Это позволяет строить компьютеры на базе простейших двухпозиционных электронных элементов.
В двоичной системе счисления единицей информации является бит (англ.– binary digit – двоичная цифра).
Бит – количество информации, которое содержится в наступлении события, имевшего лишь два равновероятных исхода (0 или 1, да или нет, черное или белое, истина или ложь и т.п.).
Такое количество информации содержится в каждом из значений разряда двоичного числа.
Как правило, команды компьютера работают не с отдельными битами, а с восемью битами, обрабатываемыми как единое целое. Восемь последовательных битов составляют 1 байт.
В одном байте можно закодировать любой из 256 возможных символов (256=28).
Более крупными единицами информации являются:
1 Килобайт = 210 байта = 1024 байта
1 Мегабайт = 220 байта = 1024 Кбайта
1 Гигабайт = 230 байта = 1024 Мбайта
1 Терабайт = 240 байта = 1024 Гбайта
Запись любого смешанного числа (N) в позиционной системе счисления с основанием р представляет собой ряд вида
где нижние индексы определяют местоположение цифры в числе (разряд):
положительные значения индексов – для целой части числа (m разрядов);
отрицательные значения – для дробной (s разрядов).
Когда символьная информация представляется двоичным кодом, используются кодовые таблицы, в которых каждому символу сопоставлено определенное целое число. Для представления каждого символа отводится один байт [7, c. 105].
Информация о работе Место информатики в процессах управления