Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:09, аттестационная работа
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед системой начального профессионального образования принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития обучающегося, создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни.
Введение 3
Внедрение компетентностного подхода в рамках реализации проектного метода обучения. 6
Диагностика сформированности компетенций у обучающихся. 9
Средства формирования компетенций при реализации метода проектов. 13
Деятельность по обеспечению качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования проектных технологий. 24
Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с проектной технологией обучения 27
Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию учебных проектов. 29
Результативность деятельности за межаттестационный период. 32
Проектная часть. 36
Выводы. 38
Литература 40
Приложения 42
Обычная пятибальная оценка при этом не подходит, более приемлема рейтинговая. При такой оценке перед защитой проекта на каждого ученика выдаётся индивидуальная карта, которая заполняется в ходе самой защиты педагогом и учащимися из группы, а затем и самим обучающимся. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, которая затем «конвертируется» в 5-ти бальную отметку. (Приложение)
Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения преподавателей и мастеров производственного обучения, ведущих разные предметы в одной группе.
Программа развития нашего училища, а также происходящие в современном образовании изменения – модернизация с целью повышения качества образовательных услуг – определила мои задачи и пути их решения в межаттестационный период:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:
а) изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;
б) использование достижений науки и техники (компьютерные программы, сеть Интернет);
в) повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».
2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся государственным стандартам обязательного минимума содержания образования и запросам современного общества.
Для решения поставленных задач постоянно повышаю уровень своей квалификации через курсы повышения квалификации ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» по теме: «Подготовка педагогов УНПО и УСПО к реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования»
Планирую обучение на основе результатов диагностического изучения учащихся.
Создаю условия для мобилизации резервов личности, развития ее творческих качеств, способности к самопознанию, саморазвитию, через проектную работу.
Реализую на своих уроках компетентностный подход, разработаны уроки на которых прослеживаются все этапы реализации компетентностного подхода.
Для повышения эффективности образовательного процесса изучаю и внедряю в практику преподавания различные педагогические технологии. (ИКТ, развивающего обучение, проектную, деятельностную, личностно-ориентированную.)
Часть уроков стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Использование ИКТ – технологий как фактор оптимизации времени учителя и обучающихся, развития познавательного интереса, развитие у обучающихся информационно – коммуникативных компетенций было реализовано через следующие формы:
1. Создание дидактических и методических материалов: тестирование посредством программы «Excel», презентации как формы контроля и наглядность при изучении нового материала, раздаточный материал (контрольные тесты по вариантам, работа с источником и т.д.)
2. Использование электронной почты, как возможность внеурочной деятельности и индивидуальной работы со способными учениками: училищные, окружные олимпиады, конкурсы, консультации при подготовке к ЕГЭ.
3. Использование Интернет – ресурсов: уроки по решению практических задач, создание обучающимися проектов.
Основной проблемой расширения использования возможностей ИКТ считаю отсутствие массового доступа в сеть Интернет у обучающихся (только 30% имеют дома выход в Интернет, только 65% имеют дома компьютер).
В дальнейшем, с развитием массового доступа в сеть Интернет в нашем районе (предпосылки этому есть, проводится оптико-волоконная линия) предполагаю использовать сеть не только для эпизодических консультаций и информирования обучающихся, но и для целенаправленного дистанционного обучения.
Использование вышеперечисленных технологий позволяет добиться определенных результатов моей педагогической деятельности:
Являюсь организатором Научно практической конференции по общеобразовательным предметам, мои учащиеся занимают призовые места
3. Вклад моего опыта в образовательную деятельность.
Разработаны рабочие программы по предметам: информатика, физика, электротехника, факультативным курсам: Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Разработаны, прошли экспертизу методического совета ГОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище» и используются в работе методические рекомендации «по написанию и оформлению дипломных работ».
Опыт моей работы по теме: «Реализация проектной деятельности на уроках информатики для развития личностного потенциала учащихся» обобщен в училище.
С опытом своей работы выступала на проблемных курсах проводимых ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» по теме: «Подготовка педагогов УНПО и УСПО к реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования»
Поведены открытые уроки на уровне училища: «Программное обеспечение», «История развития компьютерных технологий», «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете», «Информационные ресурсы Интернета: Всемирная паутина, электронная почта, файловые архиваторы», «Правовая охрана информационных ресурсов», «Кодирование текстовой информации»
Выступала с опытом работы на пед. чтениях ГОУ НПО СО «Туринское ПУ» по теме: «Создание информационно-коммукациоонных условий на уроках для повышения качества обученности учащихся», на методических объединениях по темам: «Реализация метода проектов на уроках информатики», «Развитие познавательной активности на уроках информатики», «Компетентностный подход в образовательном процессе», «Развитие личностного потенциала учащегося в образовательном процессе», на семинарах «Реализация ключевых компетенций на уроках информатики»;
Выступала на Региональной научно-практическая конференция «Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего профессионального образования – инновационный ресурс развития профессионального образования» проводимой ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» по теме: «Введение информационных технологий преподавания общеобразовательных предметов в связи с введением требований ФГОС»
Имею печатные работы «Введение информационных технологий преподавания электротехники в связи с введением требований ФГОС»
Участвовала в конкурсе «Преподаватель года» ГОУ НПО СО «Туринское ПУ», являюсь победителем конкурса.
Являлась наставником при прохождении педагогической практики учащихся Филиала Российского государственного профессионально-педагогическог
Веду курсы по профессии «Оператор ЭВМ».
Разработала рабочие программы в соответствии с ФГОС по учебной дисциплине «Основы электротехники» по профессиям «Мастер строительных отделочных работ», «Сварщик» по учебной дисциплине «Электротехника» по профессии Электромонтер по обслуживанию производства, «Электромонтер по ремонту обслуживанию электрооборудования».
Провела анализ потребностей выпускников общеобразовательных школ по образовательной программе «Мастер по обработке цифровой информации», Анализ рынка труда по образовательной программе «Мастер по обработке цифровой информации»
Разработала функциональную карту по профессии «Мастер по обработке цифровой информации».
Три года с 2007 по 2009 являлась председателем методического объединения общеобразовательного цикла.
Создала и веду сайт ГОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище»
В следующий межаттестационный период я планирую остановиться на разработке критериев оценивания и отслеживания динамики развития компетенций учащихся при реализации метода проектов. Признавая необходимость учёта динамики тразвития компетенций учащихся, возникает потребность использовать такую оценочную систему на уроке, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику. Существующая оценочная система
· не даёт возможности оценивать личные достижения учащихся;
· не даёт полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности;
· не даёт возможности отследить качественные изменения.
При определении критериев оценивания необходимо учитывать, что нужна такая система, которая позволила бы:
1) отслеживать путь развития личностного потенциала учащегося на протяжении всей учебной деятельности;
2) оценивать мотив деятельности;
3) предоставлять картину роста личностных достижений обучающихся
Одна из систем отслеживания эффективности развития и диагностики компетенций представлена Темняткиной О.В. канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики профобразования ИРРО
В ней прослеживаются:
осознанность;
ответственность;
диалогичность;
действенность;
эстетичность.
Компетентностная модель специалиста требует приоритетности активизации самостоятельной работы обучающегося в образовательном процессе профессиональной подготовки, как основы для свободного владения выпускником своей профессией, социальной и профессиональной мобильностью. Предоставление обучающемуся четко и однозначно сформулированных критериев оценки достижения им учебных успехов (уровня знания, умения, понимания и формирования компетентностей) должно способствовать формированию у обучающегося четкой мотивации участия в учебном процессе за счет создания положительной обратной связи на основе ясного, четкого формулирования конечной цели усвоения и заданного объема учебной информации.
С этой целью необходимо унифицировать оценивание выполненной работы по каждому виду занятий. Обучающийся должен сам давать оценку выполненной работе, т.е. должна быть разработана форма “самооценки” выполненной работы. Для этого в нашем училище необходимо иметь разработанную форму с перечнем формируемых компетенций при выполнении каждого вида работы и критериев их оценивания, а также критерии оценивания знаниевой компоненты.
Методической работой такого объединения преподавателей и мастеров производственного обучения стать:
– выявление уровня сформированности общеучебных и проектных умений поэлементно;
– выстраивание согласованного плана их формирования и развития на разных предметных уроках в течение учебного года;
– определение тематики учебных проектов, которые могут быть осуществлены в конкретном группе, по конкретной профессии в текущем учебном году;
– планирование и проведение межпредметных, профессионально направленных интегрированных проектов с использованием временного ресурса нескольких предметов и производственного обучения;
– выработка единых подходов и требований к организации проектной деятельности (в том числе дидактических материалов).
Включение в учебный процесс перечисленных выше приемов и методов дает свои положительные результаты в обучении информатике, а именно:
На уроке:
• повышение мотивации к изучению темы (разнообразные приемы объяснения, закрепления материала урока);
• развитие логического мышления;
• умение работать с дополнительными источниками информации, средствами ИКТ (учебная литература, электронные образовательные ресурсы сети Интернет, электронные учебники, технические устройства и т.д.), находить нужный материал для изучения темы урока и правильно его представлять (презентация, сайт, видеоматериал, звуковой файл, интерактивный документ и т.д.);
• увидеть результат своей работы (программный продукт);
• повышение % учеников, выполняющих домашнее задание;
• создание ситуации успеха, повышение самооценки, посмотреть на себя с другой стороны, я могу…
• налаженный контакт друг с другом (учащийся с учащимся, преподаватель с учащимся), умение ввести дискуссии, публично выступать;
• вовлечение в работу на уроке практически всех учащихся группы;
• умение составлять конспект, документацию разного рода (в том числе по профессии);
• обучающийся учится самообучаться, подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности.
Также метод проектов позволяет повысить качество обучения и успеваемость обучающихся.
| 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010-2011 |
успеваемость |
|
|
|
|
качество |
|
|
|
|