Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:09, аттестационная работа
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед системой начального профессионального образования принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития обучающегося, создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни.
Введение 3
Внедрение компетентностного подхода в рамках реализации проектного метода обучения. 6
Диагностика сформированности компетенций у обучающихся. 9
Средства формирования компетенций при реализации метода проектов. 13
Деятельность по обеспечению качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования проектных технологий. 24
Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с проектной технологией обучения 27
Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию учебных проектов. 29
Результативность деятельности за межаттестационный период. 32
Проектная часть. 36
Выводы. 38
Литература 40
Приложения 42
Учебно-педагогическая задача: используя прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из интересов покупателя, наиболее подходящую конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.
Длительность: один урок.
Ход проекта:
Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные прайс-листы компьютерных фирм. Другая группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму. Со звонком продавцы занимают своё место за рабочими столами, а покупатели стараются сделать оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений. Когда выбор сделан, между двумя сторонами подписывается договор о «продаже» компьютера. После заключения таких договоров всеми покупателями переходим к обсуждению разыгранных ситуаций. Первыми представляют свои результаты покупатели. Каждый из них объявляет с какой целью он пришёл покупать компьютер, какой суммой он располагал и какую комплектацию он выбрал. Характеристики выбранного компьютера записаны в договоре и выбор каждой комплектующей должен быть обоснован, от этого зависит оценка учащегося. Затем выступают учащиеся из группы продавцов. Они представляют свои наборы комплектующих для сделанных заказов, обосновывая их выбор.
Подводя итоги проекта, я всегда обращаю внимание учащихся на их культуру поведения в моделируемых ситуациях купли-продажи, указывая на необходимость, вежливого отношения друг к другу.
По профессии «Сварщик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Повар, кондитер» реализуется проект «Выбери ПК», цель данного проекта - осознанный выбор обучающимися модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям и профессиональной деятельности.
Для формирования регулятивных компетенций использую следующие типы задач: на запоминание материала, алгоритма действия. Формы работы – работа с инструкционными картами, инструкциями по технике безопасности и охране труда.
Проект «Собери фразу» реализуется в группах по всем профессиям.
Проект «Собери фразу», провожу в рамках изучения темы «Файловая структура». Для его проведения учащиеся делятся на пары. Длительность – два урока.
Данный проект позволяет приобрести навыки навигации в ОС Windows ХР, изучить порядок работы с ярлыками объектов, текстовой редактор Word, уяснить, в каких форматах можно сохранять файлы.
Первая часть работы заключается в том, что каждый учащийся задумывает свою ключевую фразу и создает в редакторе Word пять файлов, содержащих часть ключевой фразы и указание на то, в каком файле содержится следующая часть. Для первого файла создается ярлык и помещается на рабочий стол. Заранее обговариваю, что должны быть использованы все критерии поиска файлов в среде ОС Windows ХР: по имени, типу, символу и имени, размеру, дате, содержащемуся в файле тексту.
Какой-то из пяти файлов учащиеся архивируют (дана инструкция) – таким образом, отрабатываются навыки работы с архиваторами.
Вторая часть работы состоит в том, что после создания пяти файлов учащиеся меняются рабочими местами: каждый переходит на другой компьютер, где щелчком на ярлыке открывает файл с началом фазы и указанием пути ко второму файлу, а затем последовательно ищет остальные файлы и собирает ключевую фазу.
В этом проекте содержится и элемент игры, и элемент соревнования: кто разработает наиболее интересное задание для поиска, кто быстрее найдет все нужные файлы. Учащиеся оценивают работу своего товарища по следующим критериям: сложность поиска, правильность организации. Здесь же каждый проводит самооценку своих умений работы с файловой структурой. В конце урока совместно определяем алгоритм действий по поиску файлов.
Эмпирические учебные задачи направлены на формирование социальных компетенций. К эмпирическим типам задач относятся задания на упорядочение опытных знаний, работа с информацией. Формы можно использовать разнообразные: подготовка коллективного проекта, освоение практического опыта, проведение опросов, анкетирование, установление связей и взаимоотношений в виде таблиц или схем, освоение практического опыта.
Проект «Социологический опрос», где учащиеся, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Тип проекта: исследовательский.
Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Предметно-содержательная область: информатика и профессиональные знания.
Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.
Так как данный проект предполагает проведение исследования определённых социальных процессов, я обычно подхожу к мастерам производственного обучения и прошу обозначить проблемы, в решении которых учащиеся могли бы оказать им реальную помощь. Для того, чтобы поставленные проблемы не были совсем узкими, учащихся разбиваю по 2-3 человека в группе.
При работе в малых группах обучающиеся выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости все вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных ситуациях.
В Группах по профессии «Продавец, контролер-кассир», учащиеся обычно проводят социологический опрос «Ваш любимый магазин». Перед данным уроком задается домашнее задание: составить анкету для покупателей магазинов города Туринска из 5-7 вопросов с несколькими вариантами ответов и каждой группе опросить 10-15 жителей города. В группах по профессии «Повар, повар-кондитер» - «Любите ли вы готовить?», в группах по профессиям «Сварщик» и «Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования» - «Пользуетесь, ли Вы Интернетом, если да, то в каких целях»
Теоретические учебные задачи направлены на формирование учебно-познавательных компетенций. Формирование данных компетенций проходит через введение понятие через потребность, проведение эксперимента, применения разнонаучных подходов к исследованию одного и того же объекта.
Проект «Составление кроссворда» содержащего основные понятия темы из предложенного набора слов. Данный проект выполняется не после изучения темы, а именно в самом начале изучения темы, кода учащиеся еще не знакомы с основными понятиями и определениями. Данный проект реализуется в группах по всем профессиям.
Предметно-содержательная область: информатика и информационные технологии.
Информационные ресурсы: различные словари, справочники, Интернет – ресурсы.
Цели:
формирование интереса к обучению;
развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;
обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств
Приобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, большими объемами информации.
Планируемый результат:
закрепить знания, полученные при изучении темы "Средства и технологии обработки текстовой информации": по набору, редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе, по созданию и включению в текст таблиц;
по созданию и включению в текст изображений;
по использованию систем проверки орфографии и синтаксиса, тезаурусов, толковых словарей;
по структурированию текста;
по распечатыванию текста.
В самом начале проекта учащиеся делятся на группы по четыре человека, каждая из которых получает карточку с набором слов. В каждой группе учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом в списке используются те понятия, которые не изучались, но встречаются в учебнике, понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике. Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда). Работа может проводиться несколькими способами. Во-первых, учащиеся могут для начала просто набрать термины с их расшифровкой, и в качестве промежуточного этапа может быть проверена правильность трактовки терминов и разбор основных понятий. Во-вторых, текст может сразу набираться по принципу оформления задания кроссворда (т. е. на первой странице будет набрано "По вертикали. 1. ...... . 2. ..... . По горизонтали. 3. ... . 5. ... .", а на второй странице - ответы). Тогда оценить правильность трактовки использованных понятий можно на этой стадии. (Вообще говоря, этой промежуточной проверки может и не быть, а работа может быть оценена целиком по окончании выполнения проекта.) Затем учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их.
Проблемные вопросы:
Найти определения и понять их сущность.
Сформулировать вопросы к каждому из данных определений.
Сгруппировать слова так, чтобы получился кроссворд.
Идея проекта. В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса информатики может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.
Творческие учебные задачи направлены на развитие творческих компетенций. При разработке проектов происходит активное вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Вот примеры некоторых проектов.
Проект «Витрина» Данный проект проводится при изучении темы «Графические модели».
Тип проекта: ролево-игровой, мини проект.
Планируемый результат: создать меню простых элементов для конструирования из них различных объектов.
Предметно-содержательная область: Информационные технологии и профессиональная деятельность.
Цели: сформировать у учащихся понятие графическая модель; научить учащихся строить графическую модель.
Учебно-педагогическая задача: показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики в профессиональной деятельности, воспитание эстетики.
Длительность: одна пара.
Ход проекта:
Учащимся предлагается попробовать себя в роли продавцов оформляющих витрину продуктового магазина. С помощью графического редактора Paint предлагается создать меню простых элементов указанных в задании, максимально учитывая форму и размер. Создать из простых элементов объект. Результат продемонстрировать преподавателю.
Предлагаются следующие элементы:
Группы по профессии продавец:
Группы по профессии повар выполняют проект «Накрой праздничный стол», предлагаются следующие элементы:
Группы по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик» выполняют проект «Собери электрическую схему» им предлагаются следующие элементы:
Творчество – это деятельность. Поэтому при подготовке творческих проектов обучающиеся именно действуют: придумывают собственные проекты, изучают программные среды, необходимые для разработки проектов, выполняют проекты и защищают их.
Неповторимость заключается в создании чего-то принципиально нового (а не в повторении старого). Творя, обучающиеся учатся по-своему видеть существующий мир, открывать в нем что-то свое, личное. Увидев и познав, учатся выражать себя, свой внутренний мир, свое отношение к окружающей действительности через творческие проекты. Так, например, получились анимационные фильмы: «Наша группа», «Мы профессионалы», «Выпускникам», «С Днем рождения сестренка» созданные с помощью программы Windows Movie Maker .
Профессиональные учебные задачи направлены на формирование компетенций самосовершенствования. В системе начального профессионального образования развитие данных компетенций происходит с помощью профессиональной направленности заданий. Для развития данных компетенций я использую короткосрочные и долгосрочне проекты.
В зависимости от профессии выбираю темы проектов, так для групп по профессии Продавец, контролер-кассир реализуется проект «Мой магазин» «Прайс- Лист», «Использование информационных технологий в профессии продавца», «Интернет магазин», по профессии «Повар, кондитер» - «Мое кафе» «Калькуляционная карта», по профессиям «Сварщик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» - «Мое предприятие», «Использование информационных технологий в моей профессии».
Проект «Мой Магазин»
Цель проекта - показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения использования табличных процессоров.
Проект носит практико-ориентированный характер.
Длительность проекта – три пары уроков.
Проблема проекта заключается в следующем: изначально имеется некоторая сумма денег, каждый должен организовать свой магазин, нанять работников, закупить товар и так далее. Работа магазина должна быть организованна так, чтобы через 6 месяцев он оказалось прибыльным.
Выполняя проект, учащиеся на практике убеждаются, что труд руководителя требует компетентности во многих областях. Защита проекта проводится в виде отчёта, который содержит основные формулы расчета и вывод о рентабельности магазина В рамках этого проекта учащиеся самостоятельно осваивают создание иллюстративного материала к полученным расчетам, определяют наиболее подходящий вид графиков и диаграмм.
Одной из применяемых мною на уроках педагогических технологий является проектная технология обучения. Считаю, ее основной в своей деятельности и при ее применении стараюсь донести до обучающихся понимание, где и как они смогут применять полученные знания, тем самым мотивируя их на достижение цели проекта.