Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:09, аттестационная работа
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед системой начального профессионального образования принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития обучающегося, создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни.
Введение 3
Внедрение компетентностного подхода в рамках реализации проектного метода обучения. 6
Диагностика сформированности компетенций у обучающихся. 9
Средства формирования компетенций при реализации метода проектов. 13
Деятельность по обеспечению качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования проектных технологий. 24
Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с проектной технологией обучения 27
Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию учебных проектов. 29
Результативность деятельности за межаттестационный период. 32
Проектная часть. 36
Выводы. 38
Литература 40
Приложения 42
Имея уже определенные знания по предмету, обучающиеся используют их для создания инструктивных карточек, кроссвордов, презентаций, творческих докладов и отчетов, социальных проектов. При разработке проектов у них есть возможность проверить свои знания по предмету, поделиться приобретенным опытом со сверстниками, что позволяет наиболее эффективно использовать как урочное, так и внеурочное время работы.
Применяемая мною технология проектного обучения позволяет решать задачи по формированию и развитию творческого и логического мышления обучающихся, развивать самостоятельность, способность применять полученные знания в процессе дальнейшего обучения.
Компетенции, полученные на занятиях по информатике, учащиеся используют, создавая проекты не только по учебным дисциплинам, но и в профессиональной деятельности.
год | Наименование конкурса | Участник | Профессия, предмет | Результат |
2008 | Научно-практическая конференция первого тура Профессионального мастерства | Пестов Денис | Повар, кондитер. | Диплом 3 степени |
2008 | Областной конкурс сварщиков |
| Сварщик | 1 место в номинации «Социально-значимый проект» |
2009 | Районная Научно-практическая конференция | Праздничных Андрей | Повар, кондитер. | 3 место в номинации «Социально-значимые пректы» |
2009 | Научно-практическая конференция по общеобразовательным предметам ГОУ НПО «Туринское ПУ» | Ворсин Антон | Информатика | 2 место |
2009 | Научно-практическая конференция по общеобразовательным предметам ГОУ НПО «Туринское ПУ» | Косарев Иван | Физика | 3 место |
2010 | Окружная олимпиада по профессии | Герасимова Анна | Повар, кондитер. | Сертификат |
2011 | Окружная олимпиада по профессии | Бурдукова Александра | Повар, кондитер | Сертификат |
Применение данных методов обучения позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, систематизировать знания и добиться такой степени усвоения материала обучающимися, чтобы они могли их воспроизвести: рассказать, объяснить, т. е. показать структуру системы знаний, достигнуть репродуктивного уровня усвоения материала, разрабатывать и реализовывать краткосрочные и долгосрочные учебные проекты. Использую данную технологию на каждом своем уроке, нацеливая каждого обучающегося либо на реализацию тематического проекта, либо проектирование решения проблемы, поставленной на уроке.
Применение проектной технологии способствовало достижению мной следующих результатов:
в 2008 грамота ГОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище» За большой личный вклад в результат образования.
2009 ГОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище» За успехи в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
2010 – Почетная грамота Главы Туринского городского округа – За большой вклад в организацию учебно-воспитательного процесса, профессионализм и развитие творческой активности учащихся.
2011 год - грамота ГБОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище» - За достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. (Приложение)
Применение данных технологий на моих уроках является их неотъемлемой частью, так как компьютер – основной инструмент для реализации данных технологий и проведения уроков информатики. Однако в информатике использование информационно-коммуникационных технологий невозможно без сочетания с другими технологиями, в частности с методом проектов.
«Присутствие» компьютера в деятельности каждого обучающегося выражается большим количеством созданных творческих проектов в урочное и внеурочное время по учебным дисциплинам и профессиональным модулям: презентации по различным темам учебных курсов физики, химии, биологии, географии, истории, литературе, русскому языку, спецпредметов и т.д.; исследовательские проекты «Банкет, фуршет», «Сила, что движет миром», «Вечный двигатель: миф или реальность?»,»Демографическая ситуация в Туринском городском округе», «Декабристы в Туринске», «Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся» ; электронное сопровождение к классным часам «Памяти разведчика Кузнецова посвящается…», «Мы против наркотиков» и многие другие.
Совместное использование данных технологий позволяет мне развивать творческие способности обучающихся, их мыслительную деятельность, самостоятельность, навыки самоанализа, создавать полноценные проекты, как по предмету информатики, так и по другим учебным дисциплинам.
Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно- коммуникационной компетентности, представлена в таких вариантах:
1) краткосрочные проекты – небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые на уроке, как способ обучения и промежуточного контроля освоения умений работать с прикладными программами. Цель которых – умение применить средства ИКТ для реализации поставленной задачи, например: электронные головоломки), электронные энциклопедии, пособия (как наглядный материал для преподавателей общеобразовательных предметов, спецдисциплин и мастеров производственного обучения);
2) долгосрочные проекты – научно-исследовательские проекты, продолжительностью в несколько месяцев (во внеурочное время).
Такая направленность приема способствует повышению знаний учащихся в области информационных технологий, самореализации учащихся в области создания информационных ресурсов и программ, умения выбрать нужное программное обеспечение и применить его для решения разного рода задач.
Внедрение описанных выше форм работы влияет на формирование способности работать с информационными источниками, умений спланировать деятельность по достижению результата, представить результаты своей деятельности; приобретение конкретных технических навыков в использовании ИКТ, получение представлений о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов); развитие навыков общения, работы в группе, публичного выступления. Все указанные методы отражают другой подход к обучению, особое значение придается различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. Это значит, обучающийся сам осуществляет поиск, исследует, строит свое знание.
Как уже было обозначено, формирование общих компетенций как элементов проектной деятельности завершается соединением их в единую технологию в процессе выполнения проекта. Кроме того, ставится и задача применения полученных знаний и умений по проектированию в решении личностных задач соответствующего возрастного периода. Чем более свободно владеют обучаущиеся проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Поэтому проектные умения должны формироваться не на эмпирическом уровне: благодаря многочисленным упражнениям, но без разъяснения преподавателями, а значит, без осознания обучающимися используемых методов учения и познания, вследствие чего этот процесс происходит в основном стихийно, интуитивно, а на теоретическом. Главные признаки теоретического уровня формирования проектных умений это осознанное применение их обучающимися. Для формирования проектных умений на теоретическом уровне я веду работу по разъяснению алгоритма проектной деятельности, её содержания и способов овладения.
Предъявление проектных умений для самооценки позволяет обучающимся осмыслить приобретаемые на других уроках и через другие формы учебно-познавательной деятельности навыки и соединять их в способ организации учебной работы. Но такая диагностика может быть использована в том случае, если учащиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности.
Анкета для выявления проектных умений представлена в Приложении. (Приложение).
Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:
спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта (временного ресурса на индивидуальную работу со всеми проектными группами не хватает);
подобрать вопросы рефлексии;
организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.
Для определения результативности метода проектов мною был проведен ряд диагностик, за период 2007-2010 учебных годов. Где акцентировались: аспект изучения сформированности творческого потенциала личности обучающихся, участвующих в проектах и диагностические средства изучения личности учащихся. (Приложение)
Так, исходя из анализа проведённой диагностики (низкую оценку получили рефлексивные умения), учащимся для рефлексии были предложены следующие вопросы:
Что помогло успешно выполнить проект?
Что из запланированного не удалось сделать (слабые стороны)? Почему?
Что дало выполнение проекта?
Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволяет:
сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.
Для формирования и диагностики уровня развития у учащихся проектных умений использую и предложенные в литературе варианты способов оценки проектов, выполненных учащимися. (Приложение) В качестве экспертов помимо учителя выступают учащиеся из группы и даже сам проектант. Причём коллективные проекты также на защите могут быть оценены индивидуально, так как личная роль каждого в общем проекте в ходе его защиты проявляется весьма значительно.
Критерии оценки процесса выполнения проектного задания
Уровни оценки | Анализ выполнения проектного задания |
Эмоционально - психологический | Эмоционально – психологическая готовность к выполнению проекта |
Регулятивный (оргдеятельностный) | Организация проектной деятельности: определение цели проекта, способов реализации, используемых материалов, последовательности действий и операций, соблюдение требований ТБ и ОТ и др. |
Социальный (процессуальный) | Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности Реализация технологического процесса проекта |
Аналитический | Выявление и анализ ошибок проекта, поиск путей их устранения |
Творческий | Решение проблемных ситуаций в результате реализации проекта |
Уровень самосовершенствования | Самооценка результатов, видение путей совершенствования проекта |