Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:09, аттестационная работа
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед системой начального профессионального образования принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития обучающегося, создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни.
Введение 3
Внедрение компетентностного подхода в рамках реализации проектного метода обучения. 6
Диагностика сформированности компетенций у обучающихся. 9
Средства формирования компетенций при реализации метода проектов. 13
Деятельность по обеспечению качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования проектных технологий. 24
Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с проектной технологией обучения 27
Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию учебных проектов. 29
Результативность деятельности за межаттестационный период. 32
Проектная часть. 36
Выводы. 38
Литература 40
Приложения 42
Я использую методику оценки сформированности мотивов и сформированных компетенций у обучающихся.
Данная методика основана на принципе соответствия уровней учебной мотивации структуре сформированных базовых компетенций, что подтверждается главенствующей ролью мотивационной составляющей в структуре формирования компетенций.
Для определения структуры учебной мотивации использую адаптированную методику Г.П.Карповой. (Приложение 2)
Для определения структуры учебной мотивации использую методику определения сформированности ключевых компетенций, авторы –Э.Э.Сыманюк и А.М.Павлова. (Приложение 3)
При осознанном способе формирования, сформированные базовые компетенции должны совпадать со структурой учебной мотивации.
Пример диагностики уровня сформированности базовых компетенций, проведенной в группе 205 по профессии «Продавец, контролер-кассир» обучающихся начального профессионального обучения.
По результатам исследования получены следующие данные:
Структура мотивации:
Мотивация | |||||
Эмоционально – психологич. | Внешняя | Социальная | Учебно – познават. | Творческая | Самосовер шенств. |
11,1% | 21,2% | 16,2 % | 18,5% | 14% | 19% |
Структура компетенций:
Компетенции | |||||
Эмоционально – психологич. | Регулятивн. | Социальные | Учебно – познават. | Творческие | Самосовер шенств. |
18% | 16,6% | 16 | 15,7% | 15,1% | 18,6% |
Структура мотивации и компетенций:
Ранг | Мотивация | Компетенции |
1 | Внешняя | Самосовершенствования |
2 | Самосовершенствования | Эмоционально – психологические |
3 | Учебно – познавательная | Регулятивные |
4 | Социальная | Социальные |
5 | Творческая | Учебно – познавательные |
6 | Эмоционально – психологическая | Творческие |
Анализ соотношения типов мотивации и компетенций показывает в целом соответствие формируемых компетенций той мотивации обучающихся, которая складывается в учебной деятельности: самосовершенствования, социальные практически совпадают по рангу, внешняя мотивация занимает 1 место, а регулятивные компетенции, детерминированные этой мотивацией, занимают 3 место.
Проблемы возникают с формированием эмоционально – психологических и социальных компетенций. При низком уровне сформированности социальной мотивации складывается низкий уровень социальных компетенций, что является проблемой, так как профессия «Продавец» предполагает большое общение с людьми.
С формированием эмоционально – психологических компетенций происходит обратный процесс. Эмоциональная мотивация снижена, находится на 6 месте, однако эмоционально – психологические компетенции стоят на 2 месте. Это можно объяснить снижением общего эмоционально - психологического тонуса.
В целом, в данной группе проявился низкий уровень сформированности творческих компетенций и творческой мотивации.
На основе проведенных мной исследований я определила для себя следующее:
1. Необходима целенаправленная работа по формированию творческой мотивации и творческих компетенций. Больше использовать заданий творческого характера, позволяющие проявить креативные способности обучающихся.
2. Необходимо поднимать уровень эмоционально – психологической мотивации, снижать порог тревожности перед будущей ситуацией взрослой жизни. Включать в уроки задания на выполнение проекта. Такие задания позволят учащимся проявить не только творческие способности, но и научат самостоятельности в выполнении работы.
3. Необходимо формировать социальные компетенции у обучающихся по профессии «Продавец», тем более что такая потребность при работе по данной профессии есть. Поэтому я для себя определила использовать на уроках информатики больше коллективных проектов.
Таким образом, предлагаемая методика установления уровня сформированности базовых компетенций позволяет установить уязвимые точки в процессе формирования компетенций у обучающихся, составить адекватную картину происходящих процессов личностного развития, определить способы работы с целью коррекции формирования компетенций у обучающихся.
Компетентность формируется с помощью задач развития. Задачи развития – группы проблем, требований и жизненных ситуаций, порождаемые биологическим развитием, социальными ожиданиями и собственными действиями человека. Компетенция не формируется, если нет проблемы. Задачи развития являются «двигателями» развития компетенции. Чтобы сформировать компетентность, нужно ставить обучающихся в проблемную ситуацию.
Проекты могут представлять собой:
• исследование - групповое или индивидуальное исследование по заданной теме;
• процесс - разработка, создание, представление какого-либо продукта.
Проекты осуществляются по заданию, сформулированному заранее мной или разработанному совместно с обучающимся. В задании указывается время, отводимое на выполнение проекта. В групповых проектах оценивается вклад каждого участника.
Проект позволяет обучающемуся продемонстрировать, как правило, следующие компетенции:
Регулятивные:
понимание процесса /планирование использования умений/ умение планировать время;
Социальные:
использование/выбор методов исследования, источников информации, в том числе, справочной литературы;
умение пользоваться инструментами и применять различные техники технологии;
умение работать в команде /сотрудничать.
Аналитические:
способность анализировать, оценивать, делать выводы и давать рекомендации;
понимание и употребление понятий в конкретной области;
способность выполнять задание /создавать/ конструировать/действовать;
Творческие:
умение разрабатывать /творческие умения/ умение решать проблемы /оценивать;
презентационные умения;
При работе над проектом провожу коррекцию формирования компетенций у обучающихся с помощью задач развития.
Для формирования эмоционально-психологических компетенций использую следующие типы задач:
Мотивация учащихся к изучению темы, через профессиональную деятельность.
Создание эмоциональной обстановки при обсуждении темы проекта.
В зависимости от профессии выбираю темы проектов, так для групп по профессии Продавец, контролер-кассир реализуется проект «Помоги выбрать компьютер покупателю»
Проект «Помоги выбрать компьютер покупателю»,
Тип проекта: ролево-игровой, мини проект.
Планируемый результат: осознанный выбор обучающегося модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики в профессиональной деятельности, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.