Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:09, аттестационная работа
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед системой начального профессионального образования принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития обучающегося, создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни.
Введение 3
Внедрение компетентностного подхода в рамках реализации проектного метода обучения. 6
Диагностика сформированности компетенций у обучающихся. 9
Средства формирования компетенций при реализации метода проектов. 13
Деятельность по обеспечению качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования проектных технологий. 24
Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с проектной технологией обучения 27
Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию учебных проектов. 29
Результативность деятельности за межаттестационный период. 32
Проектная часть. 36
Выводы. 38
Литература 40
Приложения 42
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище»
за межаттестационный период
2007-2011 год
Тема: Использование метода проектов на уроках информатики для развития личностного потенциала учащихся
Преподаватель информатики
первой квалификационной категории Бусыгина Ирина Владимировна
Туринск,
2011
Содержание.
Введение
Внедрение компетентностного подхода в рамках реализации проектного метода обучения.
Диагностика сформированности компетенций у обучающихся.
Средства формирования компетенций при реализации метода проектов.
Деятельность по обеспечению качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования проектных технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с проектной технологией обучения
Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию учебных проектов.
Результативность деятельности за межаттестационный период.
Проектная часть.
Выводы.
Литература
Приложения
Деятельность - единственный путь к знаниям
Бернард Шоу
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающихся, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
«Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;…; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; (1)
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед системой начального профессионального образования принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития обучающегося, создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни. (3)
Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели обучения: не снижая планки Федеральных государственных образовательных стандартов, развить познавательную активность, сделать процесс обучения средством развития обучающегося, средством развития личностного потенциала обучающегося.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы определяет цели профессионального образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость: «приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда», «доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации». (3)
В данной программе предполагается:
создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования;
развитие существующих аппаратно-программных средств;
внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Изучая вышеуказанные документы (1,3), я пришла к выводу, что актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию.
Анализ ФГОС по профессиям, научной, методической и учебной литературы позволил мне выявить противоречие между существующей системой подготовки обучающихся в области информатики и потребностями современного общества в выпускниках, способных к саморазвитию и самореализации. Необходимость решения этого противоречия определила проблему: как, и какими средствами, обеспечить развитие личностного потенциала обучающихся в процессе обучения информатике. Основными средствами и формой развития личностного потенциала обучающихся является использование метода проектов и реализация компетентностного подхода в обучении.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства. (14)
Таким образом, была определена тема моей работы в межаттестационный период: «Реализация метода проектов на уроках информатики для развития личностного потенциала учащихся»
Объектом исследования является педагогическая деятельность, направленная на развитие личностного потенциала учащихся.
Предметом исследования является рост личностного потенциала учащихся при реализации метода проектов и компетентностного подхода.
Цель - провести самоанализ и самооценку профессиональной деятельности по теме ««Реализация метода проектов на уроках информатики для развития личностного потенциала учащихся»
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
внедрить в практику своей педагогической деятельности, деятельности методического объединения и образовательного учреждения проектный метод и компетентностный подход в обучении;
разработать методические рекомендации, дидактический материал по проектной деятельности и компетентностному подходу в обучении;
провести анализ результатов внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс;
сделать выводы об эффективности своей деятельности и наметить программу деятельности на следующий аттестационный период.
Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании (14).
Одним из наиболее ярких методов компетентностного подхода является метод проекта.
Проектная технология получила в настоящее время широкое распространение в различных предметных областях, в том числе в области изучения информатики, как личностно-ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве (co-operative learning).
Проектная технология позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития креативности учащегося, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса.
Метод проектов (технология проектов) – это одна из технологий в обучением основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. По существу проектная технология – это взаимодействие в ходе обучения и обучение в системе социального взаимодействия, при котором учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и др.) и приучаются, готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях профессиональной деятельности
Практическая ориентированность компетентностного подхода и использование метода проектов – как инструмента, который позволяет встать на позицию «используй свои знания» («learning by doing»).Это позволяет сделать вывод, что использование данной педагогической технологии может служить тем инструментарием, который поможет мне в формировании компетентностей учащихся в деятельности. Для введения элементов компетентностного подхода я наметила для себя этапы работы:
осознать, ЧТО я хочу формировать, (составила перечень образовательных компетенций, которые могут формироваться, при реализации метода проекта) (Приложение)
запланировать, КАК будут формироваться обозначенные компетентности, (какие виды деятельности будут направлены на это); (Приложение)
разработать систему заданий, где в содержательном плане заложен компетентностный подход;
выявить степень сформированности компетенций у обучающихся. (Приложение)
осознать степень сформированности компетенции через рефлексию, полученный продукт проектной деятельности и успешную реализацию самого проекта.
Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции [4], поэтому проект может оказаться той площадкой, где могут формироваться и развиваться компетенции учащихся, где может быть осуществлен переход от предметно-знаниевой модели образования к более целостной, где приоритет будет отдан опыту, компетентности, субъектности. Потенциал, который содержит работа с проектами, гораздо выше, чем это может показаться на первый взгляд. Умения разрешать проблемы в ходе проектной деятельности, а не информированность ученика, освоение учениками целостной системы методов познания, где общеучебные умения рассматриваются как важнейший деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на выдвижение идей, на формулирование проблемы, учебной задачи, планирование, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения работать с информацией для достижения поставленных учебных задач; умения по сбору и структурированию информации, ее анализу, сравнению, обобщению; умения по предъявлению и презентации продукта как результата проектной деятельности и т.д. Включение с эту систему ценностно-смысловых, социально-трудовых и коммуникативных компетенций говорит о том, что технология проектирования является эффективным инструментом при формировании компетентностей учащихся.
Очевидно, что эффективное формирование и развитие общеучебных компетенций в ходе проектной деятельности предполагает соответствующее дидактическое, методическое и управленческое обеспечение этого процесса. Занимаясь организацией и управлением проектной деятельностью учащихся, я пришла к необходимости разработки и использования пакета теоретических и практических материалов экспериментальной работы по созданию и апробации модели продуктивного обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся и управленческого сопровождения развития проектов. Так мною был разработан курс «Методика подготовки и оформления дипломных работ».
Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости формирования и развития проектных компетентностей. Но низкая эффективность проектной, исследовательской деятельности и учащихся, а также качество создаваемых ими образовательных продуктов, требуют, на мой взгляд, более пристального внимания к вопросам целенаправленного обучения проектной деятельности.
На мой взгляд, проектная деятельность в образовании не может внедряться на уровне технологии, готовой к воспроизводству другими. Скорее это – элементы технологии, основанные на компетентностном подходе. Проектирование – это деятельность, поэтому и его идеология, и его технология могут осваиваться педагогом только в собственных проектах. Проектную деятельность стараюсь разворачивать поэтапно, понимая ее смыслы, прорабатывая проблемы, овладевая проектированием как идеологией и технологией собственной деятельности.
Понятие компетенции определяется, как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В профессиональном образовании компетенция определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально–профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. (14)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выделяются общие и профессиональные компетенции. В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат базовые компетенции:
Эмоцианально-психологические.
Регулятивные.
Социальные.
Учебнопозновательные.
Творческие.
Самосовершенствования.
На первых уроках информатики я провожу диагностику сформированности компетенций обучающихся, чтобы в дальнейшем подобрать задания и типы проектов. Результаты диагностики сформированности компетенций при поступлении в училище и при окончании по профессиям «продавец, контролер-кассир», «сварщик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Повар, кондитер» представлены на диаграммах. (Приложение 4)