Использование экспертных систем в правоохранительных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть, как используются знания, накопленные в правоохранительной деятельности, в экспертных системах, как одном из составляющей информационного технологического процесса.
Для достижения данной цели будут решаться следующие задачи: 1) раскрытие понятия "экспертные системы", как неотъемлемой части информационного технологического процесса; 2) показ возможностей использования экспертных систем в правоохранительной деятельности.

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Понятие «информационные технологии»------------------------------------------------4.
2.Современные информационные технологии
в правоохранительной деятельности------------------------------------------------------6
3. Цели и задачи информатизации правоохранительных органов---------------------12
4. Автоматизированные информационные системы в области права
и их классификация--------------------------------------------------------------------------13
5 Понятие экспертных систем----------------------------------------------------------------17
6. Возможности использования экспертных систем
в правоохранительной деятельности -----------------------------------------------------20
Заключение ---------------------------------------------------------------------------------------27
Список литературы -------------------------

Работа содержит 1 файл

Использование экспертных систем в правоохранительных органах.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     При классификации автоматизированных систем правовой информации можно выделить автоматизированные системы правовой информации, основанные на системе нормативных правовых актов (например, информационно-поисковые по законодательству). Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.

     С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.

     С точки зрения разработки автоматизированных систем в области права выделяются классификации на документированную и иную правовую информацию.

     Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Указанные реквизиты являются основными основаниями для классификации обрабатываемой информации4.

     Фактографическая информация – это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т.д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.

     Всю документированную правовую информацию можно разбить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, то есть обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. В автоматизированных системах, основанных на официальной правовой информации, большую роль играет ее классификация по источникам права: законы Российской Федерации, нормативные акты правительства страны и правительств республик, министерств и ведомств страны и республик и местных органов государственной власти и государственного управления, общественных организаций и др.

     В качестве неофициальной правовой информации, лежащей в основе функционирования автоматизированных систем правовой информации, рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.

     Здесь следует заметить, что информация, полученная в результате работы автоматизированной системы, хранящей и обрабатывающей официальную правовую информацию, не будет являться официальной. Исключение составляет система «Собрание законодательства РФ», разработанная Центром новых компьютерных технологий научно-технического центра Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ. Согласно указам Президента РФ от 5 апреля 1994 г. N662 и от 9 августа 1994 г. N1664 тексты правовых актов в машиночитаемом виде в этой системе являются официальными5.

     Большое значение, с точки зрения создания и функционирования автоматизированных информационных систем, имеет классификация информации по степени доступа на открытую и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.

     Существуют  классификации автоматизированных систем правовой информации по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).

     Опыт  практического применения автоматизированных информационных систем показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению автоматизированных информационных систем следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать автоматизированные информационные системы и соответствующие информационные технологии.

     В соответствии с этим, можно выделить следующие виды автоматизированных информационных систем:

-автоматизированные системы обработки данных;

-автоматизированные  информационно-поисковые системы;

-автоматизированные информационно-справочные системы;

-автоматизированные  информационно-логические системы;

-автоматизированные рабочие места;

-автоматизированные системы управления;

-автоматизированные системы информационного обеспечения;

-экспертные  системы и системы поддержки принятия решений. 

Понятие экспертных систем 

Экспертные  системы, пожалуй, наиболее значительное практическое достижение в области искусственного интеллекта. В отличие от других, ориентированных на практику, программных комплексов искусственного интеллекта, они имеют массовое применение, так как каждая экспертная система позволяет решить неограниченное число сложных для человека задач из соответствующей предметной области. Экспертная система может быть, по-видимому, построена для любой предметной области, о чем говорит следующий перечень уже решаемых экспертными системами классов задач:

— диагностика,

— предсказание,

— проектирование,

— планирование,

— управление,

— наблюдение.

Экспертные  системы – научное направление, целью которого является создание программ, позволяющих заменить при решении  задач экспертов в силу их недостаточного количества, недостаточной оперативности или в опасных для них условиях.

Экспертные  системы предназначены именно для  решения неформализованных задач.

Основное  удобство экспертных систем заключается  в том, что будучи моделью живого общения со специалистом, они позволяют значительно снизить трудовые и временные затраты пользователя на поиск нужной ему информации. Система анализирует вопрос пользователя, заданный на естественном языке общения, определяет цель, вид, параметры и область поиска, уточняет и дополняет известные данные, находит нужную информацию и, наконец, оценивает степень ее соответствия запросу.

Главным достоинством  экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.

Системы, основанные на знаниях, имеют определенные преимущества перед человеком-экспертом.

1. У  них нет предубеждений.

2. Они  не делают поспешных выводов.

3. Эти  системы работают систематизировано,  рассматривая все детали, часто  выбирая наилучшую альтернативу  из всех возможных.

4. База  знаний может быть очень и очень большой. Будучи введены в машину один раз, знания сохраняются навсегда. Человек же имеет ограниченную базу знаний, и если данные долгое время не используются, то они забываются и навсегда теряются.

  1. Системы, основанные на знаниях, устойчивы к «помехам». Эксперт пользуется побочными знаниями и легко поддается влиянию внешних факторов, которые непосредственно не связаны с решаемой задачей. Экспертные системы, не обремененные знаниями из других областей, по своей природе менее подвержены «шумам». Со временем системы, основанные на знаниях, могут рассматриваться пользователями как разновидность тиражирования – новый способ записи и распространения знаний.

Но, несмотря на множество преимуществ перед  человеком, подобно другим видам компьютерных программ экспертные системы не могут заменить человека в решении задач, а скорее напоминают орудия труда, которые дают ему возможность решать задачи быстрее и эффективнее. Эти системы не заменяют специалиста, а являются инструментом в его руках.

Информация о работе Использование экспертных систем в правоохранительных органах