Использование экспертных систем в правоохранительных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть, как используются знания, накопленные в правоохранительной деятельности, в экспертных системах, как одном из составляющей информационного технологического процесса.
Для достижения данной цели будут решаться следующие задачи: 1) раскрытие понятия "экспертные системы", как неотъемлемой части информационного технологического процесса; 2) показ возможностей использования экспертных систем в правоохранительной деятельности.

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Понятие «информационные технологии»------------------------------------------------4.
2.Современные информационные технологии
в правоохранительной деятельности------------------------------------------------------6
3. Цели и задачи информатизации правоохранительных органов---------------------12
4. Автоматизированные информационные системы в области права
и их классификация--------------------------------------------------------------------------13
5 Понятие экспертных систем----------------------------------------------------------------17
6. Возможности использования экспертных систем
в правоохранительной деятельности -----------------------------------------------------20
Заключение ---------------------------------------------------------------------------------------27
Список литературы -------------------------

Работа содержит 1 файл

Использование экспертных систем в правоохранительных органах.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Научно  разработанная система учетов сформировала целую регистрационную систему, называемую криминалистической регистрацией. Она представляет собой научно разработанную  систему справочных, розыскных и  иных криминалистических учетов объектов-носителей криминалистически значимой информации, используемой для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Криминалистическая  регистрация имеет давнюю историю  формирования и развития системы  своих учетов. Длительное время она  именовалась уголовной регистрацией, ибо ее основу составлял учет лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и совершенных ими преступлений. Последовательное расширение круга учитываемых объектов (а сейчас регистрируются и лица, без вести пропавшие; трупы; предметы преступного посягательства; предметы со следами преступления; средства и способы совершения преступлений; следы преступлений), да и разработанные криминалистами средства и методы получения указанной информации стали более совершенными. И совершенствуются они, главным образом, за счет внедрения информационных технологий.

   В органах внутренних дел внедрение  новых информационных технологий идет через построение на основе современных  компьютеров локальных, региональных и общегосударственной отраслевых информационно-вычислительных сетей, которые будут способствовать дальнейшему совершенствованию информационного обеспечения ОВД2.

Одними  из основных компонентов информационно-вычислительной сети общего пользования органов внутренних дел являются Федеральный банк криминальной информации вместе с региональным банком криминальной информации, которые представляют собой единую информационную структуру ОВД.

Работы  по автоматизации информационного  обеспечения органов внутренних дел берут свое начало с 70-х годов .XX века. Вначале информационные центры оснащались ЭВМ типа Минск-22, Минск-32, затем ЭВМ типа ЕС и СМ, которые использовались главным образом для обработки статистических данных.

Слабость  технической базы и отсутствие развитых программных средств не позволяли реализовать концепцию единой базы данных, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Сейчас  большинство регионов России приступило к созданию региональных информационных систем, но эти процессы пока еще  носят стихийный характер. Разрабатываемые  системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования данными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры и выбора технических средств. Такой подход может сделать невозможным в дальнейшем реализацию единого информационного пространства. Очевидна необходимость единой, от уровня отделений милиции до федеральных учетов Главного информационного центра, стройной системы информационного обслуживания массового пользователя.

До сих  пор компьютеризация правоохранительных органов сводилась к поставке только персональных компьютеров и создания на их базе простейших автономных систем, дорогостоящих автоматизированных «пишущих машинок» и «записных книжек». С помощью одних только персональных ЭВМ невозможно решить проблемы информатизации, так как, прежде всего, необходимы крупные хранилища колоссальных картотек – интегрированные банки данных. Вся информация, по всем категориям учета систематизируется, хранится и поддерживается в актуальном состоянии в одном месте, с обеспечением межрегионального обмена, а также прямого доступа к ней практических работников с мест в пределах своей компетенции. Эти функции обеспечивают мощные базовые ЭВМ и специализированные сетевые компьютерные средства.

— Оперативно-справочные учеты позволяют оперативно получать необходимые справочные и проверочные данные о задержанных лицах, еще неустановленных преступниках и т.д. Эти учеты отличаются большими информационными массивами при относительно кратком (справочном) описании объекта учета.

К этому  виду учетов относятся пофамильный и дактилоскопический учеты российских граждан и иностранцев, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, разыскиваемых. Эти учеты централизованно-местные. В централизованный учет (ГИЦ МВД РФ) берутся осужденные на территории России к исключительной мере наказания и лишению свободы, независимо от состава преступления и срока наказания, осужденные к лишению свободы условно, осужденные в иностранном государстве и переданные России, а также лица, объявленные в розыск. В местный учет (ЗИЦ, ИЦ МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей) кроме вышеперечисленных берутся лица, совершившие преступления или отбывающие наказание на территории данной республики, края, области.

Данный  учет осуществляется в виде двух параллельных и взаимосвязанных картотек: пофамильной (алфавитной) и дактилоскопической, основанной на десятипальцевой дактилоскопической системе регистрации. В настоящее время осуществляется его активная автоматизация.

— Розыскные  учеты. Уже само название данных учетов указывает на их розыскную направленность. Эти учеты централизованно-местные и ведутся в ГИЦ и региональных ИЦ. Ему подлежат следующие объекты:

- лица, объявленные в федеральный розыск (совершившие преступления и скрывшиеся  от следствия и суда, бежавшие  из-под стражи и из мест лишения свободы, уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам) и лица без вести пропавшие;

- несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов  и других аналогичных учреждений, а также бежавшие из детских  приемников-распределителей, спецшкол  и др.;

- психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждений; лица, находящиеся в различных медицинских учреждениях и не могущие в силу состояния здоровья или возраста сообщить о себе какие-либо данные;

- неопознанные трупы.

В связи  с внедрением в регистрационную  систему электронно-вычислительной техники наиболее перспективным  направлением оптимизации и повышения  эффективности информационного  обеспечения органов, осуществляющих борьбу с правонарушениями, является создание и использование автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).

В розыскных  целях в настоящее время используются универсальные и специализированные автоматизированные системы.

— Криминалистические учеты. В отличие от предыдущих учетов, содержащих криминалистически значимую информацию, настоящие учеты являются истинно криминалистическими, ибо при подготовке входной информации и ведении этих учетов требуются специальные криминалистические знания. Они предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо тяжких серийных межрегиональных и региональных преступлений. Информационной основой этих учетов является собирание, накопление и более углубленный анализ (по отношению к предыдущим видам учетов) криминалистически значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событий.

Криминалистические  учеты ведутся не только на федеральном  и местном, но и на межгосударственном уровне в Главном информационном центре. При этом накопление и обработка криминалистически значимой информации в Главном информационном центре осуществляется в Федеральном банке криминальной информации, а на местах в Региональных банках криминальной информации.

В этих информационных банках накапливается информация о преступниках, характеризующихся особо опасным рецидивом (бандитах, насильниках, вымогателях, убийцах, террористах, мошенниках, сбытчиках наркотиков и др.); особо тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях с характерным способом совершения (насильственные с особой жестокостью, сопровождаемые особой дерзостью и исключительным цинизмом, профессионализмом и организованностью, квалифицированные кражи имущества, хищения в финансово-кредитной системе и др.), а также о хищениях ценностей из металлических хранилищ. При этом параллельно используются автоматизированные банки данных, имеющие подсистемы «Досье», «Насилие», «Сейф».

Высокая производительность и надежность этих вычислительных комплексов позволяет  включить их в качестве опорных в  единую сеть МВД России с выходом на компьютерные сети смежных ведомств в системе правоохранительных органов Российской Федерации, а также в страны СНГ3.

Создание  и внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел современных  информационных технологий, реализованных в виде различных информационных систем, происходит столь быстрыми темпами, что не только у непосвященных, но и у специалистов подчас не хватает времени, чтобы оценить всю глубину и масштабность происходящих процессов. Конечная эффективность значительных затрат, вкладываемых в информатизацию деятельности правоохранительных органов, в определяющей мере зависит от настоящего профессионализма и умения работать с информацией. 

Цели  и задачи информатизации правоохранительных органов 

Информационное общество характеризует определённый уровень его информатизации. Информатизация –  организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,  органов государственной власти,  органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация  – процесс движения информации, ее получения, внедрения, распространения и обогащения, результатом чего является превращение информационных ресурсов в третий (за материальными и энергетическими), растущий по важности вид ресурсов.

Ксредствам информатизации относят: СМИ, базы и банки данных, вычислительные информационные сети, средства хранения, обработки и передачи данных.

Информатизация представляет глобальный процесс практического информационного обеспечения социально-экономического развития человечества, новое научное направление знания.

Информатизация  правоохранительной деятельности имеет  целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах – судах, прокуратурах, органах внутренних дел, юстиции и др. Такую задачу выполняют автоматизированные информационные системы. 

Автоматизированные  информационные системы  в области права

и их классификация 

Автоматизированная  информационная система – это система программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации процесса деятельности человека. Автоматизированная система всегда функционирует при участии человека, и человек является ее главным звеном.

     Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций. В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.

     По  территориальному признаку автоматизированные информационные системы классифицируются на международные, общегосударственные, геоинформационные, области, республики, округа, города, района и т.д.

     По  сфере применения различают автоматизированные информационные системы в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в медицине, в учебных заведениях, в правовой сфере, и т.п.

     В рамках одной сферы автоматизированные информационные системы можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на автоматизированные информационные системы, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же автоматизированные информационные системы могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

     Один  из основных подходов к классификации  автоматизированных систем правовой информации связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

Информация о работе Использование экспертных систем в правоохранительных органах