Информация в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:59, контрольная работа

Описание работы

Понятия Информация и Система – вынесенные в название курса являются фундаментальными научными понятиями, требующими точных формулировок и пояснений.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 82.68 Кб (Скачать)

1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ

1.1.         Основные понятия теории информационных

систем в экономике

Понятия Информация и Система  – вынесенные в  название курса  являются фундаментальными научными понятиями, требующими точных формулировок и пояснений.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции  материалистической философии информация есть отражение реального мира с  помощью сведений (сообщений). Сообщение  — это форма представления  информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и  т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между  людьми, обмен сигналами между  живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Эта точка  зрения отражается в следующем определении. Информация - новые сведения, позволяющие  улучшить процессы, связанные с преобразованием  вещества, энергии и самой информации.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта - связь с  процессами управления коллективами людей  организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения обмена и потребления  материальных благ и услуг

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические  процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. К экономической информации относятся сведения, циркулирующие  в экономической системе о  процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы  управления.

К экономической информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность. Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при  котором сохраняется эффективность  функционирования системы. Оперативность  отражает актуальность информации для  необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.  

Система – это совокупность элементов,  работающих как единое  целое.  Каждый  элемент в системе при необходимости можно рассматривать в качестве самостоятельных систем.  Элементы  внутри  системы связаны между собой,  а через внешнюю среду - с другими системами, прямой и обратной связью.

Все системы, независимо от их природы, обладают рядом общих  свойств. Основные свойства системы: целостность, делимость,  многообразие элементов и различия их природы,  структурированность.

Целостность системы означает, что совокупность элементов, рассматриваемая  в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы  к сумме свойств входящих в  нее элементов.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и  задачам. Это свойство особенно важно  при анализе: особенностей работы экономических  объектов, организации их управленческой деятельности; формирования и движения документопотоков; функционирования центров  переработки информации и т.п.

Многообразие элементов  системы и различия их природы  связаны с функциональными особенностями  и автономностью элементов. 

Структурированность системы  определяет наличие устойчивых связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов  по горизонтали и уровням иерархии.

Эмерджентность - появление новых функций и свойств у системы, которых не было у ее компонентов, т.е. система не сводится к простой сумме элементов.

Внутри системы  можно  выделить управляющую систему – систему, реализующую функцию управления (н-р,  орган управления банком, его управленческий аппарат  со своими методами принятия управленческих решений)  и управляемую систему (функциональные подразделения  банка, его  филиалы,  обменные пункты,  ресурсы банка,  в том числе и кадровые, методы обработки информации). 

Взаимодействие этих элементов  системы осуществляется посредством  движения потоков информации. Выделяются прямые информационные связи -  приказы  и распоряжения,  выдаваемые управляющей системой для управления функциональными подразделениями и обратные информационные связи - информация о состоянии объекта. 

Для любой  экономической системе большое значение имеют функциональные информационные связи с внешней средой, например, с ЦБ, другими банка,  фондовыми биржами,  налоговой инспекцией, клиентами и т.д.

В результате взаимодействия управляемая система изменяет свое состояние, что фиксируется управляющей  системой и  используется  для генерации нового управляющего воздействия и т.д.

Управление - перевода системы  в заранее  заданное  состояние, путем воздействия на ее элементы.

Существует несколько  общих закономерностей и  особенностей  в процессах управления в системах разной природы,  в том числе и  в экономических системах:

¨      управление осуществляется путем сбора, обработки и анализа информации.  Основная функция любой системы управления – получение информации, ее обработка и определение на основе полученных данных о поведении управляемой системы;

¨      управление может осуществляется только тогда, когда система располагает обратной связью.

 


Информационная система  — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупности внутренних и внешних потоков прямой и  обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки  информации и выработке управленческих решений.

Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

В автоматизированных ИС часть  функций управления и обработки  данных выполняется компьютерами, а  часть человеком.

Информационные технологии.

1.2. Классификация информационных  систем

Информационные системы  могут быть классифицированы по множеству  признаков в зависимости от потребностей их изучения.  Классифицируем информационные системы по характеру использования информации, по характеру обрабатываемых данных, по признаку структурированности задач.

По характеру использования  информации информационные системы  можно разделить на информационно-поисковые  и информационно-решающие системы.

Информационно-поисковые  системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы  осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая  принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

По характеру обрабатываемых данных  выделяют информационно-справочные системы (ИСС)  и  системы обработки данных (СОД). ИСС выполняют поиск информации без ее обработки. АИСОД осуществляют как поиск, так и обработку информации.      

2.3.Классификация информационных  систем по признаку структурированности  задач. Понятие структурированности  задач

При создании или при классификации  информационных систем неизбежно возникают  проблемы, связанные с формальным — математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача — задача, где известны все  ее элементы и взаимосвязи между  ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в  форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю. Пример. Реализация задачи расчета заработной платы.

Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между  ними связи. Решение неструктурированных   задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.

В практике работы любой  организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль, т.е. автоматизированные информационные системы.

Для решения неструктурированных  и частично структурированных задач можно применить подходы: создание управленческих отчетов и разработка альтернативных решений.

Информационные системы, основывающие на создании управленческих отчетов, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют  доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;

быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

управление данными с  использованием возможностей систем управления базами данных;

логическую независимость  данных этого типа от других баз  данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз  данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.

Модельные информационные системы  предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Основными функциями модельной  информационной системы являются:

возможность работы в среде  типовых математических моделей, включая  решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;

достаточно быстрая и  адекватная интерпретация результатов  моделирования;

оперативная подготовка и  корректировка входных параметров и ограничений модели;

возможность графического отображения  динамики модели;

возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

Экспертная система - это  вычислительная система, построенная  на основе формализованных эмпирических знаниях высококвалифицированных  специалистов о некоторой конкретной проблемной области и которая  в пределах этой области способна принимать экспертные решения. В  рамках экспертных систем к настоящему моменту есть достижения в таких  областях, как медицинская диагностика, геологическая разведка, экономический  анализ.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку  и оценку возможных альтернативных решений за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.  

           3.  Структура    информационных экономических систем

ИЭС имеют сложную структуру, используют ресурсы нескольких категорий, состоит из отдельных частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть  системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Основные обеспечивающие подсистемы: техническое, математическое, информационное, программное, лингвистическое,  организационное, правовое, эргонометрическое.

Информация о работе Информация в экономике