Роль информации в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является формулировка задач и перспектив в области технико-экономического развития страны на основе исследования исследование роли информации в системе экономических отношений и ее влияния на хозяйственные процессы в условиях формирования информационного общества.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• специфицировать понятие информации как научной категории;
• выявить особенности информации как специфического экономического блага, экономического ресурса и фактора производства;
• рассмотреть экономические основы обращения научно-технической информации;

Содержание

Введение 3
1 Информационное обеспечение современного общества 6
1.1 Информационная культура организации и общества 9
1.2 Взаимосвязь информационной культуры и развития работника 12
2 Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена экономическими данными 17
Заключение 20
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Курсовик,макроэкономика.Ускова Юлия,ВЭМ-213.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение             3

1 Информационное обеспечение современного общества    6

      1.1 Информационная культура организации и общества   9

      1.2 Взаимосвязь информационной культуры и развития работника      12

2 Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена  экономическими данными               17

Заключение                  20

Список используемой литературы               23 

 

    Введение 

     Данная  работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские  способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с  информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.

     За  последние два десятилетия роль информации в экономических отношениях существенно увеличилась. Современные  технологии настолько сложны, что  для их организации нужны колоссальные объемы данных. Без информационных потоков не могут существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими людьми. Все  большее значение приобретает информационное богатство. Информация порождает новые  рыночные ниши, расширяет совокупное предложение и спрос, резко повышает емкость рынка. Оценка стоимости информации как экономического блага становится важной, но одновременно и сложной задачей для многих экономических субъектов.

     Катализатором этих изменений выступило активное развитие сектора информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Развитие этого сектора, в свою очередь, вызвало рост производства и потребления информации, что  привело к появлению комплекса  новых отраслей. Помимо этого, внедрение  информационных технологий изменило облик  уже существующих отраслей так называемой «старой экономики». Отдельные отрасли, например торговля, образование, связь, финансы, транспорт претерпевают полную перестройку.

     Бизнес  приобретает все более информационный характер. Современная информационная сфера по своей природе носит глобальный характер, стирая привычные границы между понятиями "национального" и международного. Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к формированию новой электронной среды для экономической деятельности - Интернета.

     Стремительное развитие информационных коммуникаций, которые могут использоваться в  экономической деятельности, превращение  информации в экономическое благо, появление новых форм электронного бизнеса требуют научных обобщений  и теоретических разработок, позволяющих  выявить суть и оценить последствия  растущего влияния информации на общество и экономику. В этой связи  имеется потребность в упорядочивании и систематизации научных знаний об информации и пересмотре взглядов о ее месте в системе экономических  отношений.

     Вместе  с тем, современные реалии требуют  разработки новых научных подходов к проблеме влияния информации на состояние и структуру экономики, а также исследования ее (экономики) информационной составляющей.

     Целью курсовой работы является формулировка задач и перспектив в области  технико-экономического развития страны на основе исследования исследование роли информации в системе экономических  отношений и ее влияния на хозяйственные  процессы в условиях формирования информационного  общества.

     Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих задач:

  • специфицировать понятие информации как научной категории;
  • выявить особенности информации как специфического экономического блага, экономического ресурса и фактора производства;
  • рассмотреть экономические основы обращения научно-технической информации;
  • выявить необходимость преобразования структуры производства и технологической динамики во всех сферах и секторах хозяйства страны;
  • предложить рекомендации по разработке национальной стратегии инновационного развития России.

     Объектом  исследования являются место и роль информации в экономическом развитии. В качестве предмета исследования выступает  система взаимоотношений, возникающих  по поводу производства, распределения, обмена и потребления информации.

     Теоретической основой работы послужили фундаментальные  концепции, представленные в классических и современных трудах зарубежных и отечественных ученых, материалах конференций и т.п.

     Информационной  базой работы послужили диссертационные  исследования, информационные и аналитические  материалы научно-исследовательских  учреждений, ресурсы информационной сети Internet, экспертные оценки и расчеты научных и практических работников.

 

     1 Информационное обеспечение современного общества 

     Современное общество не может существовать в  условиях сенсорного голода - для его  развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

     В процессе разработки информационной стратегии  важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики  и системы социальной информации.

     К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним  техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации. Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

     Информация - наличие некоторых сведений о состоянии объекта и окружающей внешней среде. Любая информация, чтобы быть переданной, должна быть закодирована. Сигналами могут быть световые или световые импульсы, сигналы и т.д.

     На  сегодняшний день всю информацию можно классифицировать по ряду позиций, в частности:

     -    по назначению (одноцелевая связана с решением одной конкретной проблемы; многоцелевая используется при решении нескольких самых разнообразных проблем);

     - по возможности хранения (фиксируемая информация может храниться практически бесконечно, не подвергаясь при этом искажению; не фиксируемая информация используется в момент получения, она также может храниться некоторое время, но при этом постепенно искажается и исчезает);

     -  по степени готовности для использования (первичная информация представляет собой совокупность полученных непосредственно из источника несистематизированных данных, содержащих много лишнего и ненужного; промежуточная информация состоит из сведений, прошедших через процесс предварительной «очистки» и систематизации, позволяющей решить вопрос о конкретных направлениях и способах их дальнейшего применения; конечная информация дает возможность принимать обоснованные управленческие решения);

     - по полноте информация бывает частичной или комплексной (последняя дает всесторонние исчерпывающие сведения об объекте и возможность непосредственно принимать любые решения; первая на практике может использоваться только в совокупности с другой информацией);

     - по степени надежности информацию можно разделить на достоверную и вероятностную (вероятностный характер может быть обусловлен принципиальной невозможностью получить от существующего источника надежные сведения, поскольку имеющиеся методы не позволяют этого сделать; неизбежными искажениями при их передаче, особенно в условиях иерархии управленческой структуры; заведомым распространением изначально ложных сведений) [1, с.15].

     Информация  может быть также классифицирована по объему, источникам, возрасту, способам передачи и распространения.

     Надежность  и эффективность передачи информации зависит от коммуникабельности, т.е. передачи информации от одного субъекта другому. В качестве субъектов могут  выступать как отдельные лица, так и организации [2, с.57].

     Обмен информации включает три этапа:

     - Инициирование;

     - Передача информации от источника в пункт назначения;

     - Воздействие информации на получателя и его отклик.

     - Передача информации большого объема проходит путем отсеивания. Соответствующие лица занимаются тем, что они сортируют информацию на предмет того, должна ли она быть передана руководителю или нет. Это так называемый метод отсеивания информации [3, с.125].

     Надежность  передачи информации определяется надежностью  соединения элементов в информационной системе.

     При последовательном соединении элементов  выход из строя хотя бы одного элемента приводит к отказу всей системы. Вероятность  безотказной работы будет равняться  произведению вероятностей безотказной  работы каждого элемента системы.

     Зачастую  информация искажается вследствие того, что отправитель и получатель имеют разный статус, положение, предвзято  относятся друг к другу или  к тому, о чем или о ком  идет речь. Сообщение может не восприниматься из-за отсутствия интереса к нему, непонимания  его важности. Этот интерес, доводя до сведения партнера выгоды, которые  он может иметь, относясь к информации должным образом, и потери, связанные  с ее игнорированием.

     Препятствием  обмену информацией могут служить  и «технические неполадки». К ним, прежде всего, относится разное понимание  символов, с помощью которых информация передается, вызванное различиями в  образовании, специальности, квалификации, национальными особенностями либо слабым знанием языка.

     Информация  сегодня превратилась в важнейший  ресурс социально-экономического, технического, технологического развития любой организации. В таких условиях обладание информацией  означает обладание реальной властью [4, с.54].

     Информационные  процессы являются не самоцелью, они  призваны, в конечном итоге, управлять  материальными потоками, взаимодействием  материальных и информационных потоков.

     Немаловажным  фактором повышения значимости коммуникативных  процессов становится и расширение экономических и социальных связей со странами с различными культурно-историческими  традициями. Наиболее значимыми в  этом отношении направлениями являются: теория и практика кросскультурных коммуникаций, разработка новых технологий международных переговоров и принципов политического взаимодействия, правовое и информационно-коммуникационное обеспечение экономического сотрудничества, снятие языковых и культурных барьеров.

     Осознание центральной роли коммуникации в  современном управлении происходит на фоне революции в области информационных технологий, средств телекоммуникации и массовой коммуникации. Информационные связи превращают мир в «глобальную  деревню», сокращая пространство и  время и меняя конфигурацию культурных взаимодействий.

     К концу XX в. осознается ключевая роль коммуникаций и в теории управления. Современные теории управления рассматривают коммуникации как важнейшее условие возникновения и существования организаций. 

    1. Информационная  культура организации и общества
 

     Рост  и динамизм производственных связей, необходимость многовариантности решений, гибкой переориентации производства и сбыта сделали модель «жесткого управления» неэффективной. В условиях социального и экономического динамизма задачей менеджмента становится создание адаптивных, быстро реагирующих управленческих механизмов. Очевидно, что эти задачи нельзя решить при жестком закреплении обязанностей, статической системе разделения труда и узкой специализации членов организации. Менеджмент в условиях неопределенности предполагает работу согласованной команды с гибким перераспределением обязанностей и функций руководства, неформальными процедурами координации, принятия решений и группового контроля.

Информация о работе Роль информации в современной экономике